Школьная тетрадь 6

Школьная тетрадь 5 - продолжение http://www.proza.ru/2013/01/01/271

19

Пытаюсь возродить я в памяти своей
Духовные миры моих родных людей
Да, каждый человек - есть целый мир!..
И этот мир уходит вместе с ним...

И, сколько б не писала я о них,-
Мои воспоминания - только миг!..

В самом начале улицы Гаджиева в пятидесятые годы возвышалась деревянная пожарная вышка. С нее просматривался весь город. А возле нее было здание пожарной станции (пожарки, - так дети именовали ее между собой).
Раз в неделю в пожарке читали лекции, после которой демонстрировался очередной фильм. Вход был свободный, чтобы посмотреть фильм, жители из соседних домов частенько ходили на лекции.
Фильмы  показывали и летом на набережной, после заката солнца, что тоже привлекало немало людей.

Возле моря на набережной и в те далекие годы было все для отдыха: и удобные садовые скамейки на тенистых аллеях, и многочисленные фонтаны, и цветущие клумбы.
За ограждением набережной по рельсам время от времени проносились паровозы, окутанные облаком пара, издавая пронзительные гудки.
 Паровозов она панически боялась, и потому стремглав бежала к маме, и,  уткнувшись лицом в мамин подол, в ужасе закрывала глаза и ладошками зажимала уши.
 Брат же, напротив, со всех ног мчался вперед к ограждению и восторженно глазел на паровоз, пока тот не скрывался из виду.




20

Летом на всех углах продавалось мороженое в брикетах, реже – эскимо, из вместительных ящиков  синего цвета.  Почему-то запомнилось; доставая мороженое из ящиков, продавщицы всегда громко хлопали крышками.
 Особым спросом пользовался сливочный пломбир и эскимо, за ними мгновенно выстраивалась длинная очередь.
Мороженое можно было купить и на вес: при покупателе его фасовали в вафельные стаканчики, взвешивая  на весах по сто и двести грамм.
Прохладительные напитки тоже продавали на улицах города. Ее внимание притягивали, и, наверно, потому запомнились, стеклянные конусообразные сосуды на подставках-штативах, и  еще, – кислородные баллоны голубого цвета для газирования воды, а также большие брусы льда для ее охлаждения.
  Газировку пили и из автоматов, которые появились в шестидесятые, их, наверняка, многие еще помнят.
 А уж павильоны «Весна» и «Родничок», безусловно, помнят все горожане.  «Весну» - за воздушный коктейль из сиропа, мороженого и молока, а «Родничок» - за разнообразные соки, лимонад,  минералку и газировку.
А со стороны Советской улицы, возле магазина «Спорттовары»  из бочки желтого цвета, - в  таких бочках  продают квас, -  продавали и айран.  Такой холодненький и вкусный  напиток, в жару хорошо утолял жажду.

21

На углу улиц Дахадаева и Малыгина была баня.  Ее совсем недавно, в середине двухтысячных снесли.
На протяжении семнадцати лет (1955-1972гг.), когда они жили в коммуналке на Советской, то всей семьей ходили в баню на Малыгина.
Баня на Малыгина, - это несколько ступенек вверх по лестнице от входной двери. Слева – касса (билет – 15 копеек), справа – буфет. Прямо – дверь в «зал ожидания». Где, томясь в порядке очередности, сидели вдоль стены: справа – представительницы женского рода, слева – мужского. И, соответственно, женщины заходили в предбанник направо, мужчины – налево.
На стене, с правой стороны, над головами посетительниц нависала огромная репродукция картины Айвазовского «Девятый вал» в лепной громоздкой раме.
Картина эта произвела на нее сильное впечатление. Ей было жаль отважных людей, спасавшихся на обломках своего суденышка и отчаянно боровшихся с морской стихией, потому что они были обречены на гибель. На них надвигалась огромная волна – девятый вал.
Симптоматично:  репродукция картины мариниста Айвазовского в общественной бане советских времен.

Когда она ходила с братом в детский сад, то в их группе висела репродукция картины Алексея Саврасова «Грачи прилетели», а дома на Советской у них  были  репродукции картин Васнецова «Три богатыря» и «Незнакомка» Крамского.

22

В те времена  далеко не все улицы Махачкалы были заасфальтированными. И поэтому, наверно, в моду вошли  калоши.
Калоши носили в ненастье, в слякоть, надевали на ботинки, было очень удобно: калоши в грязи, а ботинки чистые. Входя в помещение, калоши снимали, и оставались в чистой обуви.
 Благодаря калошам обувь носилась годами.
У мамы были резиновые ботики на высоком толстом каблуке, она их надевала  на легкие туфли  без каблука. Резиновый каблук у ботиков изнутри был полый, в него вставлялась деревяшка, повторяющая форму каблука. Ботики застегивались на кнопки. Женские ботики – были элегантным подобием  калош.
Вспоминается детская песенка, некий гимн калошам:

Купила мама Леше отличные калоши
Калоши настоящие, красивые, блестящие…

Наряду с обычными, в продаже имелись и азиатские калоши с узеньким вздернутым «носом», которые покупало  местное население,  надевая  их прямо  на шерстяные носки-джурабы.

Калоши, шпильки, брюки-клёш,
Всё это было, хошь-ни-хошь...
Хоть нет на улицах калош,-
Но на селе их сколько хошь!..

 Азиатские калоши - незаменимая обувь в селениях, где и асфальта-то никогда не было.
Сейчас же слово калоша часто ассоциируется с выражением: посадить в калошу, то есть выставить в невыгодном свете, проучить, кого бы то ни было…   
Или, к примеру, взять  телевизионную «Серебряную калошу», где присуждают премии в  сомнительных  номинациях…

23

В школе, когда она училась в четвертом и пятом классах, то пела в хоре. Затем приняла участие в отборочном туре, пройдя который, стала участницей сводного  хора школ города.
Репетиции хора проходили в здании городской филармонии возле моря.
Репертуар  песен  был разнообразным: это были не только  пионерские  песни и песни военных лет, но и  популярные патриотические песни советских композиторов.
После уроков участники хора торопились по домам, переодеться и пообедать, и к трем часам собирались в филармонии.
Если приходили пораньше, то успевали посмотреть на репетицию ансамбля «Лезгинка», со зрительного зала, с интересом наблюдая за танцорами.
После продолжительных репетиций выступление их сводного хора показали по прямой трансляции телевидения.
Она переживала, что мама не заметит ее на экране среди участников хора.
И поэтому, уже стоя на сцене, на миг привстала на цыпочки, чтобы быть уверенной в том, что мама ее увидела.
24

Дома, на Советской, справа от входной двери возле печки стояла этажерка с книгами, на ней  было радио.
Она ставила стул рядом с этажеркой, а на стул - маленькую табуреточку, взбиралась на нее и,- слушала радио.
 В десять утра по радио для малышей читали сказки, а в одиннадцать - была познавательная передача для школьников про природу, зверей и птиц, которая называлась КОАПП (Комитет Охраны Авторских Прав Природы). 
Помнится, птица-секретарь время от времени кричала: - КОАПП, КОАПП! Сейчас есть мультфильмы  про КОАПП, но это не совсем то, что передавали по радио, точней, совсем не то.
 Когда телевизора у них  еще не было (до июня 1964 года), они крутили  фильмоскоп (диапроектор) минского производства. При длительном просмотре диафильмов, а их  было достаточно много, черный металлический корпус сильно нагревался.
Ей нравился диафильм по сказке братьев Гримм, про волшебный горшочек, который сам варил кашу.  Имелись диафильмы и на исторические темы: «Спартак», «Архимед», а также диафильмы: басни Крылова, сказки Пушкина, русские народные сказки, сказки народов мира. 
Она слушала и  радиоприемник «Балтика»,  или  включала проигрыватель с пластинками. Пластинок было много. Ей нравились  пластинки с детскими песенками и стишками. 
Песенка про Алешу до сих пор жива в ее памяти, она ей очень нравилась в детстве.
«Я со всеми в ссоре, я на всех сержусь… 
 Все плохие, я – хороший!
Больше не играю, больше не вожусь;
 Не хочу играть я с Верой,
со Светланой и Валерой…
   … и особенно с Алешей!..».
Название песни и ее авторов  она не помнила, и вот спустя полвека, по запомнившимся словам из полюбившейся песни, попыталась найти ее в и-нете, но так и не смогла.
Еще запомнилась песенка  из  довоенного фильма (1938г.) «Золотой ключик», начиналась она так: «Далеко-далеко за морем…».
Этот  текст песенки про золотой ключик она скачала из интернета.

«Далеко-далеко, за морем,
Стоит золотая стена.
В стене той заветная дверца,
За дверцей большая страна.
Ключом золотым отпирают
Заветную дверцу в стене,
Но где отыскать этот ключик,
Никто не рассказывал мне.
В стране той - пойдешь ли на север,
На запад, восток или юг –
Везде человек человеку
Надежный товарищ и друг.
Прекрасны там горы и долы,
И реки, как степь, широки.
Все дети там учатся в школах,
И славно живут старики». 
25

Ей было лет восемь. Всё началось с того, что на углу улиц Советской и Дзержинского, там, где магазин «Спорттовары», возник конфликт её братьев и мальчишек с того двора. Теперь она уже и не помнит, как очутилась тогда с братьями в том дворе.
И вот, в ходе потасовки, которая уже грозила перейти в драку, их старший брат струсил и позорно сбежал.
Его побег воодушевил пацанов, и они стали действовать наглее. Если вначале они не обращали на неё внимания, то после его побега стали теребить её за платье и пытались хватать за руки.
Понимая, что силы неравны, второй брат быстро взял её за руку, и они вдвоём бросились прочь со двора в надежде на то, что пацанам не хватит смелости преследовать их на улице.
Так оно и вышло: благо,- до их дома было два шага.
Трусость старшего брата поразила её до глубины души. Она не стала ничего скрывать от мамы и в тот же день поведала ей обо всём.
Старший брат, никак не объяснив свой побег, был во дворе.  И, не заходя домой, как ни в чём не бывало, отправился к деду и бабушке.

26

С годами начинаешь понимать, что главное, а что – второстепенно
И прочим увереньям не внимать, от плевел зерна отделяя постепенно.

Время уходит дальше и дальше
И отделяет правду от фальши.
Время – источник противоречий
Время карает, но время и лечит.
Времени все в этом мире подвластно
Все, что отмерено им, то прекрасно
Время расставит все по местам
И, час не пробил, миг не настал…
Тут осознать бы: понять, оценить,
Покуда не прервана времени нить…

Кто-то из великих сказал: Прошлое – повод задуматься о будущем.
И еще чья-то мудрость: - Помянем тех, кого нет с нами, и будем думать о живых.

 Слова позабытой песни, - прямо не в бровь, а в глаз! -
«На смену придут другие, - моложе и лучше нас!»


Рецензии