176. В. Агошков. Девятая земля. Комар-разбойник
Девятая земля.
Комар-разбойник
КОМАР-РАЗБОЙНИК И ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. Образ справедливых, но грозных воинов – киммерийцев мог в сознании народа трансформироваться в …Комара-разбойника. Комар; ко+мар; мор ; моромец ; Муромец? Вспомним, что писал В.Пищугин: «Вероятно, от Йимы – Имира – Богумира производили свой род киммерийцы».
Имир ; Миромец ; Муромец?! Может быть, именно последнее обстоятельство объясняет, почему Илья Муромец известен и в иностранных «летописях».
Что-то новое, скажет читатель: Илья Муромец и разбойник?! В ответ приведём такой довод: «А не странно ли слышать словосочетание «Соловей-разбойник»?! Соловей – певец любви и вдруг – разбойник… Что-то и тут, как говорится, сшито белыми нитками. К тому же, если стать на сторону Соловья, то разбойником, конечно же, надо считать Муромца.
Впрочем, слова «разбойник» и «боец, бойня» – одного корня. Так что «разбойник», не исключено, первоначально значило просто «противник», тот, с кем ведут поединок, бой!
Е.И. ГОРЮНОВА. ВОПРОС О МЕРЕ. Тема о дорусском населении Волго-Окского бассейна – главнейшая, а в ней первое место занимает вопрос о мере. Оформились до революции две концепции (1 – о финской – М.Кастрен; 2 – об угорской – Д.Европеус) природе мерянского племени.
Было ясно осознано значение дорусского населения. Древнее население Подмосковья представляла одна из групп мери, в культуре которой, как отмечал ещё А.А. Спицын, есть много черт, общих с культурой приокских племён. Сжигание трупов связано исторически с определённым мировоззрением, ещё с эпохи бронзы знакомо народам Европы.
Нам нужно отказаться, пишет автор, от интерпретации Березниковского "домика мёртвых", как типично славянского погребального сооружения. "Домики мёртвых", "теремки", "домовины", поставленные на могильный курган или скрытые в его насыпи, есть общечеловеческие представления "о загробной жизни" на обширной территории Евразии.
Далее Е.И.Горюнова утверждает, что в центре процесс обрусения шёл более интенсивнее, чем на окраинах, где долго оставались островки с населением, говорившим на мерянском наречии. Современное население Владимирской, Ярославской, Ивановской, Костромской и др. областей междуречья сохранило в виде этнографических пережитков многие черты культуры древнего населения мери.
Эти данные взяты нами из статьи Е.И. Горюновой "Этническая территория Волго-Окского междуречья", напечатанной в сборнике по археологии СССР №94 за 1961г.
ДРУГИЕ УЧЁНЫЕ пишут о том, что мерянское население обитало и на Орловщине. Автор книги "Дмитровск" И.Музалёв отмечал, что реку Марицу и сам Комаричский край поименовали мери /мари/.
От себя добавим, что есть и другие топонимы, которые могут быть отнесены к мери. В Верховском районе имеется посёлок Марийский, в Свердловском – дер. Марьевка, в Орловском – Марьино, в Должанском – Марьино, в Кромском и Новосильском – посёлки под именем Марьинский. Оппоненты могут заметить, что данные названия произошли от имени Мария. Возможно, что в каких-то случаях это действительно так, но наличие большого числа топонимов с корнем "мар-" по сравнению с другими, не менее любимыми народом людскими именами, скорее всего, и объясняется обитанием здесь племени мери (мари).
Мы пропустим такие орловские географические названия, как населённые пункты Меркулово, Мерцалово, Мартыновка, Мартьянова, Мартемьянова и т.п., поскольку они, видимо, произошли от фамилий первых поселенцев. Однако село Морево в Дмитровском, многочисленные топонимы с начальным "Мр-", "Мур-" (Мрачев Брод, Муравка, Мурашки и т.п.), разбросанные по всей области, следует отметить: не являются ли они "визитной карточкой" племени мери /мари/.
Впрочем, не исключено, что названия типа Муравский шлях, лес Мурашиха, дер. Мураевка и т.п. принадлежат славянам, поскольку в той же Чехии и до сих пор имеются р. Морава и область Моравия.
КОЧЕВНИКИ НА ДРЕВНЕРУССКОЙ ЗЕМЛЕ. «У нас есть многочисленные доказательства тому, что кочевники, особенно берендеи и торки, прочно оседали на территории Древнерусского государства. Об этом совершенно ясно говорит топонимика: в Черниговщине – Печенюги, Печеники (Стародубский уезд), Торчин, Торское, Торчица, р.Торча, Малое Половецкое, Берендичев (сейчас Бердичев), Торчин, Куманивцы, Куманов, Куманевки, Печенежкин и т.п.» Так писал видный историк Б.Д. Греков в книге "Киевская Русь" /1953г./
ЧЁРНАЯ МОГИЛА ОСНОВАТЕЛЯ ЧЕРНИГОВА КНЯЗЯ ЧЕРНОГО. Под Черниговом, в урочище Гульбище, стоит курган под названием Чёрная могила. Грандиозны его размеры: высота – 11 метров, окружность – 125 метров. Очень богаты находки вещей: два меча, две кольчуги, два шлема, византийские золотые монеты, два кубка из турьих рогов, окованных серебром…
В кургане погребены два воина – взрослый и юноша. Вместе с ними на погребальном костре были сожжены несколько рабынь. После того как костёр догорел, над ними был насыпан курган и на его вершину положили боевые доспехи и оружие, а затем устроили тризну, причём не только пиршество, но и военные состязания.
По народному преданию, в Чёрной Могиле похоронен основатель города князь Чёрный.
В Чёрной Могиле, да и в других богатых погребениях Чернигова совсем нет скандинавских вещей. Об этом сообщили в книге "Начало Отечества" (1990г) А.Дегтярев и И.Дубов.
ДОБРАЯ ДЕВЯТАЯ ЗЕМЛЯ – НЕВЕДОМОЕ МЕСТО
Топонимические очерки: факты, гипотезы.
Выпуск №26.
Технический редактор и корректор – автор.
Компьютерный набор – О.В. Храмченкова.
(С) В.И.Агошков,2003г.
Свидетельство о публикации №213033000902