178. В. Агошков. Девятая земля. Сколоты. Сокол

178.В.Агошков.

Девятая земля.

Сколоты.

Сокол.

САМОНАЗВАНИЯ ХАЗАР. (См. наш выпуск № 17). Орловские населённые пункты Жудре – Жидре, Ждимир – Жидомир, Жидково и др. могут говорить о том, что здесь 12 веков назад поселились «жидове хозарстии…». В.Неделин, автор  книги « Орёл изначальный» (2001г.) предположил, что городище Жидомерь – Жидоморь на реке Цон появилось в результате переселения людей из г. Житомира, ныне на Украине.

 Хотели бы предупредить наших читателей, особенно молодых, от каких-либо поспешных выводов. Мои суждения основываются лишь на данных топонимики. А это очень хрупкий путь. Достаточно возразить и сказать, что Жидкое названо так по «жидким, заболоченным местам», – и никаких национальных параллелей.

Но даже если в результате археологических раскопок и документальных свидетельств, мои догадки подтвердятся, то вряд ли уместно сегодня один к одному переносить тысячелетнюю давность на современную карту. 
Ведь в течение одного поколения происходит такое движение людей по земле, что можно только удивляться.
Где сейчас ни находятся наши родственники: в Уфе, Москве, Украине, Америке и пр.

СКОЛОТЫ – СОКОЛ. (См. выпуск № 17). Не нужно забывать, что Илья Муромец борется со своим, хотя и не узнанным, сыном Сокольником, т.е. Соколом. А эта птица у нас вызывает уважение, наряду со словом «орёл».

СКОЛОТЫ (предки скифов) – это СОКОЛОТЫ! «Хазарин» Сокольник есть наполовину… славянин?!   Правда, здесь не всё ясно. Сверстники дразнят Сокольника, как внебрачного сына, СКОЛОТНЫМ. В.И. Калугин на этом основании делает вывод о том, что «в скифские времена сколотами называли предков славян». Возможно, что это и так, поскольку есть запись древнего историка, утверждавшего, что «вятичи, северяне» и другие племена расположены в Великой Скифии. Но как тогда из СКОЛОТОВ вывести слово «СЛАВЯНЕ»?!
 Известно, что греки называли славян СКЛАВЕНАМИ. Одни говорят, что «К» появилось в результате того, что слово СЛАВЯНЕ было заимствовано греками с Востока, где славян называли СОКАЛИБА. Думаем, что это не так, поскольку греки и сами соприкасались с нашими предками. Нам кажется, что «К» появилось потому, что грекам, в силу каких-то природных данных, трудно было произносить рядом звуки «СЛ.…».
Да и звук «Л» явно протетический, т.е. вставной, так как СЛОВЕНЕ, это СО + ВЕНЕ, т.е. «совместные ВЕНЕ». В слове «СКОЛОТЫ» нет и намёка на «ВЕНЕ». Так что оставим пока под вопросом родство скифов и славян. Впрочем: колотый – колоный, сколоты – сколоны – скловены?!

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. Однако продолжим наш рассказ о былинах. Илья Муромец бьётся не только с неузнанным сыном – Сокольником, но и с «неузнанным» сыном – Добрыней Никитичем (Ника – богиня победы!) В былине «Бой Добрыни с Ильёй Муромцем» повествуется о том, как бьются два богатыря, как превращают друг друга из соперников в «названых» братьев». В былине, которую сказывает М.Д. Кривополенова, победу одерживает не Илья Муромец, а Добрыня Никитич. Когда последний сообщает об этом матери, то в ответ слышит: «Ещё то ведь тебе родной батюшка». Сказительница объяснила: «Ишь, мать сказала, что он не замужем был прижит, он ведь не знал, што СКОЛОТНОЙ (внебрачный) был». М.Д. Кривополенова не знает сколотов, как предков славян; для неё сколотной – это человек, рождённый вне брака, на стороне. Б. Рыбаков в своём исследовании «Рождение богинь и богов» (см. книгу «Язычество древних славян») писал, что «сколоты – приднепровские праславяне пахари, названные по имени своего царя Колаксая. В основе самоназвания лежит тот же корень «коло» – солнце, который есть и в имени царя. Записанная Геродотом легенда позволяет перевести слово «сколоты», как потомки солнца».
Сколотной, внебрачный, от СКОЛОТЫЙ/Осколок?!

В.И. ДАЛЬ О СОКОЛЕ писал следующее. «Ловчая птица величиною с ястреба. Не берёт добычи с земли, бьёт жертву налету и пьёт кровь, тогда как ястреб щиплет откуда ни попало. Бойное орудие разного рода. Большой железный дом. Стенобитное орудие, подвешенное на цепях. Жениха в песне величают соколом, невесту голубкою, лебедушкой».

А вот и поговорки с пословицами про сокола: свинья не родит сокола; не пугай сокола вороной; первая рюмка колом, вторая соколом, а остальные мелкими пташками; не кидается девица на цветное платье, а кидается девица на ясного сокола; очи сокольи, брови собольи.

Г. БИДЕРМАНН О СОКОЛЕ сообщил: «В Древнем Египте сокол (прежде всего сапсан – сокол-кочевник) был символом царской власти, поскольку «его взор парализует птиц так же, как лик фараона – врагов его». Был аллегорическим образом бога Гора, великого бога неба. Гор изображался в виде сокола или человека с соколиной головой.

В образе сокола представлялись также бог Солнца Ра (на голове с солнечным диском), бог войны Монту, бог мёртвых Сокар и бог Херишеф. На Западе – атрибут многих святых (например, покровителя охоты св. Губерта). У северных германцев О’дин в образе сокола мог летать над землёй. В новейшее время сокол (как и ястреб) обозначает сторонника жёсткого политического курса в противоположность голубю, символизирующему миротворческое движение».
   
В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» слово «сокол» встречается много раз. Боян «не десять соколов на стадо лебедей напускал, но свои вещие персты на живые струны накладывал…». Во время боя с половцами «уже соколам кры’льца подсекли сабли поганых…». А эти выражения точно пословицы: «Когда сокол линяет, высоко птиц взбивает»; «Высоко взмываешь на подвиг в отваге, точно сокол на ветрах паря»; Не худого гнезда соколы».

Когда Игорь бежит из плена, то он «полетел соколом под облаками». Замечателен и этот диалог. Говорит Гзак Кончаку:

«Если сокол к гнезду летит, // расстреляем соколёнка
своими золочёными стрелами». // Говорит  Кончак Гзаку:
«Если сокол к гнезду летит, // То опутаем мы соколёнка
красною девицей». // И сказал Гзак Кончаку:
«Если его опутаем красной девицей,
Не будет у нас ни соколёнка, // Ни красной девицы,
И станут нас птицы бить в поле Половецком».

(С) В.И. Агошков.


Рецензии