181. В. Агошков. 9-я земля. Слово о полку Игореве

181.В.Агошков.

9-я земля.

Слово о полку Игореве.

А.С. ПУШКИН не сомневался в подлинности «Слова…». Вот что он писал по этому поводу: «Подлинность же самой песни доказывается духом древности, под который невозможно подделаться. Кто из наших писателей в 18 веке мог иметь на то довольно таланта? Карамзин? Но Карамзин не поэт. Державин?

Но Державин не знал и русского языка, не только языка «Песни о полку Игореве». Прочие не имели все вместе столько поэзии, сколько находится оной в плаче Ярославны, в описании битвы и бегства».

Действительно, поэтичен и призыв загородить «полю ворота своими острыми стрелами за землю Русскую…». Здесь каждое слово – на месте: Игорь разбит половцами, Новгород – Северское княжество не способно дать отпор противнику.

 Автор «Слова» обращается к другим русским князьям:

Не по праву побед // расхитили вы себе владения!
Где же ваши золотые шлемы // и копья польские и щиты?

Он повелевает: «Загородите полю ворота…». Талант древнего писателя – поэта сказался не только в способности зримо показать неохраняемые рубежи земли Русской в результате необдуманного похода князя Игоря, но и в подборе местоимений и прилагательных:

…Своими острыми стрелами…

   «Своими» поставлено на первое место, ибо чужими стрелами не защищаются, от чужих стрел погибают и попадают в рабство. Словосочетание «острыми стрелами» – в какой-то мере тавтология, т.е. повторение: но это усиливает слова автора.

ВОРОНЕЖ – ВОРОТА ДОНА. В 1928-1934 годах город Воронеж был для нынешней Орловской области «столицей» – центром Центрально-Чернозёмной области. Так что и по этой причине мы имеем право рассказать о Воронеже более подробно. Находится город не так уж далеко от Орловщины, многие ливенцы и представители других районов нашей области заканчивали здесь институты и университеты.

 Впервые название «Воронеж» упомянуто в Никоновской летописи под 1177-м годом. После одного сражения под городом Владимиром князь Ярополк Ростиславич, выступавший в Рязанской коалиции, бежал, побитый владимирскими ратями, «в Воронеж».

Профессор Воронежского госуниверситета А.Пряхин считает, что «сам факт наличия… небольших древнерусских посёлков в нижнем течении реки Воронеж свидетельствует в пользу того, что где-то поблизости должно было находиться и поселение городского типа. И такого рода поселение действительно есть.

Но находилось оно не на реке Воронеж, где мы многие годы безуспешно пытались найти его, а на высоком мысу по правому берегу Дона, немного выше от впадения в него реки Воронеж. Речь идёт о городище, которое в литературе названо «Семилукским».

РАСКОПКИ ПОКАЗАЛИ, что люди жили здесь в первой половине 2 тысячелетия до н.э. – эпоху бронзы, в 4-3 вв. до н.э. – время скифов и в 12-13 вв. – древнерусский период. Профессор рассказал в газете «Коммуна» о том, что наши предки 7-8 веков назад строили дома в усадьбах. Помещения были преимущественно наземные, с глинобитными сводчатыми печами, углубленными в землю погребами.

Так, одна усадьба занимала площадь около 250 кв.м. Посудой пользовались глиняной, керамической. Около 200 находок из железа: ножи, ключи, кресала, гвозди, скобы, подкова, рыболовные крючки и др. Украшения делались из цветных металлов. Есть изделия из стекла. Из Китая поступили стеклянные браслеты, несколько бусин – из Византии. Из последней – и покрытый поливой глиняный сосуд. Из Западной Европы привезена фибула /застёжка/. Собраны зёрна ржи и пшеницы.

 Жизнь на Семилукском городище оборвалась к середине 13в, что вероятнее всего, по мнению А.Пряхина, связывать с нашествием на Русь монгольских орд. Но территория Воронежского Подонья не опустела: древнерусское население продолжало здесь жить и в последующие века. Именно оно, скорее всего, и донесло память о некогда существовавшем здесь древнерусском городке до строителей в низовьях реки Воронеж в конце 16 столетия русской крепости, что и нашло отражение в названии.

Поясним: сейчас г.Воронеж находится на р. Воронеж, чуть в стороне от р. Дон.
 Мы поддерживаем точку зрения профессора А. Пряхина о том, что древний Воронеж – это Семилукское городище. Семилуки – это «семь луков». Лук – изгиб, поворот.

В Троснянском районе Орловской области есть село Воронец, которое стоит на речке Воронец, текущей сначала с юга на север, а затем делающей ПОВОРОТ направо, строго на восток, т.е. делая «луку».  В Покровском районе, в Вышнетуровецкой сельской администрации имеется деревня Воровские Выселки.
 
Не ошибусь, если скажу, что у местных жителей существует легенда о том, как много воровали, т.е. крали их предки у помещика, за что и были прозваны «ворами».

Однако название вряд ли имеет отношение к кражам и грабежам жителей: древнерусское слово ВОРЪ означало «ограда, забор». От этого слова – ВОРОТА: вор – ворота – вертеть – шиворот (шея) – верига.

Деревня Воровские Выселки названа так потому, что здесь речка или дорога делает изгиб, поВОРот на 90 градусов. Или Выселки стоят на водоразделе, откуда начинают бежать в разных направлениях ручьи. Неслучайно Выселки находятся в Вышнетуровецкой сельской администрации. Туровец – от слова «тура», что в переводе с греческого значит «дверь, ворота».

 Кроме этого, расположены в районах: Дмитровском – д. Воронино, Новосильском – д.Вороновка, село Воротынцево; Колпнянском – с.Вороново; Мценском – д.Вороново; Ливенском – с.Воротынск; Хотынецком – д.Воротынцево и др.

ЕСТЬ НАСЕЛЁННЫЕ ПУНКТЫ И С ОСНОВОЙ НА «ЛУК - »: в Орловском районе – деревня с поэтичным названием Лука – Журавинка, в Свердловском, Дмитровском, Урицком – деревни Лукино, в Покровском – Лукинская Каменка, в Хотынецком и Малоархангельском районах соответственно посёлок и село Луковец.

Не исключено, что и деревни Лукьяново, Лукьянчиково – во Мценском, Орловском и Урицком районах также образованы от «лук - ». Итак, город Воронеж возник на месте, где река делает СЕМЬ ЛУКОВ, т.е. ПОВОРОТОВ. А там, где повороты, там легче всего держать защиту, там и следовало ставить запоры – заборы, ворота. Ворота, как известно, запираются.
 
Следовательно, на определённом этапе Москва и Киев у города Воронежа запирали «на ключ» реку Дон и указывали врагам «от ворот – поворот»!

К ДЕВЯТИ ДУБАМ. ОТ БОЛЬШОГО ДУБА. (См. выпуски №№ 20, 25). В Железногорском районе (бывшем – Михайловском) Курской области есть место под названием Большой Дуб. Здесь находится мемориал советским солдатам и партизанам, павшим во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Находится Большой Дуб от села Девять Дубов в ста километрах, т.е. в двух днях пути на лошадях. Это наталкивает на мысль сравнить названия Девять Дубов и Большой Дуб. Не было ли и у последнего Дуба такое же назначение, как и Девяти Дубов?! Большой Дуб – это Большие Добы, или Большие Сутки. Если вспомнить, что всадники проезжали в день 50 вёрст, то, следовательно, Большой Дуб отстоял от Киева в 350 верстах, т.е. на расстоянии семи суток езды.

Это возможно, поскольку текущая под городом Курском река Сейм вначале носила название… Семь! Не означает ли это, что река получила своё название из-за того, что находилась от Киева в 7 днях езды на лошадях?! Такое не исключено. Правда, от г. Железногорска Сейм находится южнее километров на 30-35. Но реки получают своё название, как правило, у истоков.

Исток Сейма находится восточнее Курска. О том, что раньше счёт пути вели по суткам (а это влияло на месторасположение станов – постоялых дворов), говорит былина «Царь Саул Леванидович». В ней повествуется о том, что «царь поехал за море синее, в дальну Орду, в Половецку землю, брать дани и невыплат,
А царица его проводила // От первого стану до второго,
От второго стану до третьего; // От третьего стану воротилася…»

(С) В.И. Агошков.


Рецензии