183. В. Агошков. Судьба и жизнь - Судбищи

183.В.Агошков.

СУДЬБА И ЖИЗНЬ – СУДБИЩИ
 

ТОПОНИМО-КРАЕВЕДЧЕСКИЕ ОЧЕРКИ:
ФАКТЫ, ГИПОТЕЗЫ.
 
Выпуск  №29.
Компьютерный набор и дизайн – С.Н. Мамошин.
г. Орёл – пгт. Кромы – 2003 г.
 
СЕЛО СУДБИЩИ – ЦЕНТР
БЫВШЕГО СУДБИЩЕНСКОГО РАЙОНА.
 

СЕЙЧАС НА КАРТЕ ОРЛОВЩИНЫ НЕТ СУДБИЩЕНСКОГО РАЙОНА – его территория вошла в состав Новодеревень-ковского района. А был образован Судбищенский район 12 марта 1946 года, а через 10 лет и 3 дня он был упразднён – 15 марта 1956 года.

Чтобы знать, что собой представляла территория бывшего Судбищенского района, мы перечислим сельские Советы, которые входили в него по состоянию на 15 апреля 1946 года: Благодатский, Глебовский, Гордоновский, Дарищенский, Залесенский, Кологривовский, Пасынковский и Старогольский – из Волынского района; Дубровский, Лазавский, Мамоновский, Паньковский и Судбищенский – из Новодере-веньковского района; дер. Быковка, Любовка и территория совхоза «Красный Октябрь» – из Краснозоренского района.

Что же послужило причиной того, что Судбищенский район был упразднён и больше не восстановлен?! Во-первых, несмотря на разбросанность территории на десятки километров, здесь имелось не очень-то много населённых пунктов. Объяснить это отдалённостью от областного центра, видимо, нельзя, поскольку в том же Краснозоренском, соседнем, районе есть крупные поселения, расположенные даже на самой границе Орловской и Липецкой областей.

Скорее всего, люди не очень охотно селились на бойком Муравском шляке и вблизи его: «Ограбят, убьют!». Вспомним, что данный шлях был излюбленным путём, по которому нападали на Русь крымские татары. Потом, когда татар не стало, жители не хотели селиться на большаке, продуваемом всеми ветрами.

Во-вторых, село Судбищи находится не так уж далеко от пгт. Хомутово. Правда, это не помешало восстановить Краснозо-ренский район, а ведь село городского типа Красная Заря расположено на таком же расстоянии от Хомутово, как и Судбищи: если соединить Хомутово – Красная Заря – Судбищи прямыми линиями, то они составят правильный треугольник.

Ещё ближе к Хомутово находится пгт. Верховье, так что «правильнее» было бы «упразднить» Хомутово. Но Хомутово опоясало железную дорогу Орёл-Елец. Скорее всего, именно последнее обстоятельство и сыграло свою решающую роль в «победе» Хомутово» и «поражении» Судбищи. Тем не менее, не следует сбрасывать со счетов и просто тяготение (в первую очередь, руководителей) к центру области.
 

 
ЕСЛИ В ОБЛАСТЯХ И РАЙОНАХ шло тяготение к центру, то в СССР, за исключением Москвы и Ленинграда, наоборот: те же орловские крестьяне, не получившие вовремя хорошей дороги и условий для проживания, устремлялись поближе к морю и благоустроенным границам. К тому же шло несбалан-сированное расселение женщин и мужчин, в основном молодых.

Если парням на селе предоставляли машины, комбайны и трактора, то девушкам ничего не оставалось, как уезжать в города и благоустроенные посёлки. В основном только шли разговоры о создании в деревнях тех же мастерских по пошиву одежды и обуви и прочих рабочих мест для женщин.
Всё это и многое другое (коллективизация, война, целина и прочее) поспособствовало тому, что мы сейчас как нация постепенно исчезаем с лица земли. До 1928 года, когда Россия и какое-то время СССР делились на уезды и волости, наблюдалось годами сложившееся тяготение людей и к центрам уездов, и к центрам волостей. Второе превалировало.
 
Тогдашние волости объединяли несколько нынешних сельских администраций. Уезды по территории были больше сегодняшних районов. Конечно, можно поспорить о целесообразности образования тех или иных административных единиц, но то обстоятельство, что эти единицы существовали веками, вырабатывало свои правила и привычки как среди населения, так и губернских руководителей.

На наш взгляд, при появлении автобусов и другой техники следовало бы бывшие волости укрупнить, но не настолько, чтобы они сравнялись по площади с нынешними районами. Думаем, что такие районы, как Ливенский, Мценский, Орловский, Новодеревеньковский, Покровский, Залегощенский, да и некоторые другие, великоваты. Наши правители пошли по простому, на первый взгляд, принципу: крупные города Ливны и Мценск, например, должны иметь и крупные административные единицы. Но ливенцу и мценцу, живущим в глубинке, всё равно, каковы по размеру их районные центры; им главное – был бы автобус до их родного села, хорошая дорога и многое другое.

А что касается школы, больницы, магазина, клуба, то это всё должно быть в их населённом пункте.

Перекраивать нынешние районы повсеместно, нереально. Видимо, и нет надобности воссоздавать Судбищенский район; в крайнем случае, судбищенцы, в отличие, скажем, от дросковцев, не атакуют областные ведомства с требованием восстановить их район. Однако пустить автобус (если он ещё не ходит) Орёл-Судбищи, а ещё лучше Орёл-Ефремов (город Тульской области), желательно…
 
 
СУДБИЩИ – СУД И СУДЬБА. Впрочем, мы отвлеклись от нашей темы. Как рассказал мне известный писатель-краевед и создатель Золотого кольца на западе Орловщины Г.Г. Лазарев, местные исследователи связывают топоним Судбищи со словами «судить» и «судьба». Тут же приводится и доказательство: крестьянам села Дарищи, расположенного в том же районе на северо-западе, землю «подарили», жителям Судбищи приходилось часто « судиться».
 
Подобные объяснения названий сёл имеют право на существование. Однако представить себе «коммунизм» в отдельно взятом населённом пункте очень трудно. Село Дарищи не могло быть, конечно, той счастливой «Страной Муравией», куда стремился герой поэмы «Страна Муравия», написанной Александром Твардовским.

Мы не случайно вспомнили о «Стране Муравии», поскольку село Судбищи находится на … Муравском шляхе. Муравский шлях – один из главных путей, по которому нападали крымские татары на русские земли. Шёл шлях из Крыма, пересекал г.Ливны и затем уходил к селу Судбищи.
 
 
В.И. ДАЛЬ слову СУДИТЬ отвёл три колонки, набранных убористым текстом. Выберем из них такие выражения, которые могли бы ответить на вопрос о происхождении села Судбищи:
 Заключать; – делать вывод; – доходить до самого конца;
– сравнивать, считать и решать;
– толковать, выслушивая мнения, советы.

Итак, заКЛЮЧать. По отношению к осуждённому, а потом и заключённому, ясно: попасть под КЛЮЧ, т.е. в тюрьму, или, как говорили, в острог. Но какое это имеет отношение к урочищу Судбищи, а затем и селу Судбищи?! Разве здесь находился ОСТРОГ?! Место, где судили?! Тогда село называлось бы так: СУДИЩЕ! Судное место – СУДНИЩЕ!

Впрочем, острог в Судбищах, скорее всего, был. Могли за основу названия взять и слово «острог», ведь тогда острогом называли КРЕПОСТЬ! Так, на месте пересечения р.Сосны с Муравским шляхом распо-ложилась крепость Ливны. Ещё один острог-крепость находился у села Луковец, ныне Малоархангельского района. Острог-крепость Судбищи мог быть как началом, так и концом пути.
 

(С) В.И. Агошков.


Рецензии