20. Отечественная журналистика на рубеже XIX - XX

20. Отечественная журналистика на рубеже XIX - XX веков.
Революция 1905–1907 гг. потрясла основы самодержавного государства. Впервые за всю историю России в Манифесте от 17 октября 1905 г. были провозглашены демократические свободы, в том числе свобода слова; Во времена противостояния правительства и восставших журналистика впервые за 200-летнюю историю своего существования осознала себя в качестве третьей силы, выполняющей свои профессиональные задачи, – информировать население о происходящих событиях, отражать настроения общества, а не только участвовать в революции на стороне одной из борющихся сторон.
 «Медовым месяцем свободы печати» называли современники короткий период между 17 октября, когда был обнародован царский Манифест, до 24 ноября 1905 года, когда появились «Временные правила о печати», регулировавшие положение прессы рамками закона.
Временные правила о печати (1905) - документ, утвержденный императором Николаем II, согласно которому предварительная цензура была отменена, но печать по сути осталась бесправной. С 1907 г. к периодическим изданиям, нарушающим запреты и ограничения, стала применяться система административных взысканий (штрафы, арест редактора).
В 1890-е годы Россия вступила на капиталистический путь развития и быстро шла по этому пути, догоняя Западную Европу. Противоречия между новым способом производства и устаревшими формами управления усложняли социальные проблемы, порождали все более резкие столкновения внутри страны. Усилившееся во второй половине 90-х годов XIX века рабочее стачечное движение создавало почву для распространения революционных идей, идеологии марксизма, для создания социал-демократического движения.
Для развития русской журналистики 90-е гг. XIX века  тоже период знаменательный. Ведущую роль в системе прессы начинают играть газеты, количество которых стремительно растет. Если рубеж XVIII-XIX вв. «пережили» только две газеты, то в 1891 г. издавалось 70 ежедневных и 226 не ежедневных газет. К 1912 году ежедневных стало 417, из них 10 выходили два раза в день - утром и вечером.
Периодические издания 90-х годов по своим направлениям распределялись следующим образом: на крайнем «правом» фланге стояли: газета «Московские ведомости» («хранительница дворянских интересов», по определению журнала «Вестник Европы») и после смерти своего издателя М.Н. Каткова сохранившая репутацию консервативного, охранительного органа; и газета князя В.П. Мещерского «Гражданин», который хотел быть органом дворянства.
Эти газеты не имели популярности. Поддерживали идеи монархизма газеты «Свет», «Новое время», журнал «Русский вестник».
Умеренно оппозиционная пресса была представлена журналами «Вестник Европы», «Русская мысль», «Биржевые ведомости». Самым популярным оппозиционным изданием была московская газета «Русские ведомости» - «орган русской интеллигенции».
Заметным оппозиционным изданием на рубеже веков стал московский «Курьер» - одна из первых городских демократических газет. В «Курьере» сотрудничали известные русские журналисты и писатели: Л. Андреев, А. Серафимович, В. Гольцев, Н. Ашешов и др.
Самым «левым» «анархическим» изданием рубежа веков председатель Кабинета министров в 1905 году С.Ю. Витте считал журнал «Русское богатство», в котором сотрудничали видные деятели позднего народничества во главе с Н.К. Михайловским.
Издания «легальных марксистов» - журналы «Новое слово», «Начало», «Жизнь» - очень быстро были закрыты правительством. Только журнал «Мир Божий», в котором печатались последователи марксизма в его легальном варианте - П.Б. Струве, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и другие, издавался достаточно долго - до 1906 года.
Традиции зарубежного издания для русской интеллигенции «Колокола» продолжила газета «Искра», которая начала выходить в Лейпциге в 1900 году. Затем ее типография была перенесена не раз - в Мюнхен, Лондон, Женеву. Эпиграфом к первому номеру «Искры» послужили слова А.С. Пушкина из его послания в Сибирь декабристам: «Из искры возгорится пламя».
С конца 1900 года начали выпускать свое печатное издание эсеры - сначала в России, а с 1902 года - в Женеве. Центральный орган партии эсеров «Революционная Россия» был, по определению лидера В. Чернова, «ни газета, ни журнал».
13 января 1902 г. разразился один из самых громких скандалов в русской журналистике. В этот день газета «Россия», известная благодаря знаменитым фельетонам В.М. Дорошевича и А.В. Амфитеатрова, опубликовала фельетон Амфитеатрова «Господа Обмановы», содержавший незавуалированные намеки на царствующий дом. Впоследствии свидетели рассказывали, что первым фельетон прочитал духовник царя Янышев и поспешил с докладом к Николаю II. В господах Обмановых, в их сыне Нике–Милуше (это прозвище надолго осталось за русским императором) царь безошибочно узнал отца, деда и самого себя. Газета была закрыта и ее издание не возобновлялось. При всей неясности мотивов Амфитеатрова, сделавшего подобный выпад против царствующей династии, само появление такого фельетона - факт очень симптоматичный для России начала 1900-х годов. В преддверии Первой русской революции в обществе резко усилились антисамодержавные настроения.
В 1903 году отмечалось 200-летие русской журналистики. Почти все газеты и журналы публиковали статьи о ведущих органах российской прессы, начиная с «Ведомостей», учрежденных Петром I и появившихся в январе 1703 года. К юбилею был подготовлен «Сборник статей по истории и статистике русской периодической печати в 1703–1903 гг.». Но в основном празднование вылилось в разговор о бесправном, угнетенном положении прессы в России.

В августе 1904 г. министром внутренних дел стал П.Д. Святополк-Мирский, который провозгласил «эпоху доверия» правительства обществу, слегка ослабил цензуру, разрешил съезды земских деятелей и т.д. Осенью началась, по выражению А.С. Суворина, «правительственная весна», давшая возможность открыто обсуждать такие проблемы, о которых раньше запрещалось даже упоминать.
В поисках нового мировоззрения часть русской интеллигенции обратилась к учению К. Маркса. В его трудах пытались увидеть картину будущего страны, но прийти к этому будущему хотели не революционным, а иным путем. Среди них были экономисты, философы, публицисты, снискавшие впоследствии мировую известность. Этих людей называли «легальными марксистами»:
Струве Петр Бернгардович (1870–1944) - русский экономист, философ, историк, публицист. Теоретик легального марксизма, один из лидеров кадетов. Редактор журналов «Освобождение», «Русская мысль». Участник сборника «Вехи». Струве в 1890-е гг. редактировал также журналы «Новое слово» и «Начало», которые вошли в историю прессы как издания «легального марксизма». Активно сотрудничал также в журналах «Жизнь» и «Мир Божий». В 1902 году П.Б. Струве создал за границей журнал «Освобождение», вокруг которого объединились будущие конституционные демократы (кадеты). В декабре 1905 года Струве выпустил новый для России тип политического еженедельника «Полярная звезда». С 1908 года Струве стоял во главе солидного «толстого» ежемесячника «Русская мысль», издавать который он продолжал в эмиграции до 1924 года. Во время Гражданской войны являлся членом Особого совещания при генерале А.И. Деникине, издавал одну из газет Белой армии. В эмиграции выпускал известный журнал «Возрождение».
Бердяев Николай Александрович (1874-1948) - русский религиозный философ, публицист, сторонник легального марксизма, духовной свободы личности. Идейный противник марксизма и коммунизма. Автор многих работ по социальной философии, истории. Один из авторов «Вех». В 1922 г. выслан за границу.
Одним из первых, кто начал разговор о необходимости переосмысления наследства шестидесятников, был В.В. Розанов. Розанов Василий Васильевич (1856–1919) - русский писатель, публицист и философ; один из представителей русского религиозного ренессанса. Розанов публиковался в русских газетах и журналах разного толка. По данным «Словаря псевдонимов» И.Ф. Масанова, Розанов печатался под 47-ю псевдонимами, самый известный из них - В. Варварин. В июле 1891 г. Розанов написал для самого реакционного органа России газеты «Московские ведомости» четыре воскресных фельетона. Одни из низ - «Почему мы отказываемся от «наследства 60–70-х годов?», «В чем главный недостаток «наследства 60–70-х годов?». В этих статьях Розанов утверждал, что поколение 60-х годов растеряло вечные идеалы, которые «с отдельными поколениями не исчезают». Что же это за идеалы?
По мнению Розанова, основная ошибка поколения отцов в том, что они хотели строить и перестраивать жизнь человеческую «по грубым потребностям человека». Они потеряли «живую человеческую душу», «мир поэзии, религии и нравственности остался навсегда закрытым» для людей 60–70-х гг. Именно этот мир надлежало открыть «детям» - поколению рубежа веков.
Большой общественный резонанс статьи Розанова вызвали позже – в самом конце XIX века.
Михайловский Николай Константинович (1842-1904) - русский социолог, публицист, литературный критик, народник. Один из редакторов журналов «Отечественные записки», «Русское богатство». В конце 1870-х гг. близок к «Народной воле». В 1890-е гг. с позиций «крестьянского социализма» выступал против марксизма. 
Соловьев Владимир Сергеевич (1853–1900) - русский религиозный философ, поэт, публицист. Проповедовал идеал всемирной теократии, учение о «мировой душе». Оказал большое влияние на русский идеализм и символизм.
В начале XX века модернизм в литературе, живописи, архитектуре, театре занял прочное положение, оказал большое влияние на уникальную творческую и духовную атмосферу этого периода, который получил название серебряного века русской культуры.


Рецензии