Сакральные поединки. Олень

                Сила оленя.


В русской традиции Иван давно считается именем собственным. Весь Мир русских называет Иванами из-за преимущества этого мужского имени на Руси над другими. Но действительно ли Иван это имя?

Начиная со II тыс. до н.э., Ван (Ванак) был титулом наследника престола. Этот титул известен в Крито-микенский период на Балканах, в Ахейской Элладе, на Хатских территориях Малой Азии, в Закавказье.

Ван (Ванак) это жрец бога войны Ареса со священным животным оленем. Иван же имеет на себе влияние грамматики Та-кемет (Египта), где “и“ является местоимением единственного числа, соответствующее русскому “я“. Т.е., распространённое имя Иван является утвердительной формой воинского звания – Я Ван.

Часто верховное оленье божество - Ареса путают с другими военными богами, такими как Эниалия, Бриарей, Вртрагна или Марс и Морис. У каждого из этих богов был свой культ, все они сходны в одном: культ их посвящён войне. Каждый из богов войны имел своё сакральное животное, поединок с которым выявлял достойного, чтобы он занял соответствующую должность, жречество и своё место в человеческой иерархии. Для того, чтобы стать жрецом Ареса, т.е. ванаком, поединок проходил с благородным оленем.

Олень (Cervidae Gray) – жвачное, плотнорогое, парнокопытное животное мелких, средних и крупных размеров, стройного сложения, с относительно длинными ногами, длинной шеей и коротким хвостом. К сакральным животным относятся далеко не все виды этого красивого животного. Животным Ареса считается только благородный олень.

Благородный олень (Cervus elaphus Linnaeus) – наиболее крупный вид оленьего рода. Шея не длинная, тонкая у самок и утолщённая летом и осенью у самцов. Голова вытянутая. Носовое зеркало большое. Размеры и масса тела варьируются, могут достигать 170 см в холке при весе 400-500 кг. Самки обычно мельче.  Длина хвоста не превышает длины уха. Ноги относительно тонкие, копыта овальной формы. 

В III тысячелетии до н.э. священным религиозным центром культа оленя был город Аринна, находящийся на территории Хаты. Этот город, как и культ оленя, не относится к индоевропейским  народам.  Видимо, большая часть хатов, если не вся, была под культом оленя. Людей культа оленя соседи считали детьми людей культа лося. Люди, поклоняющиеся оленю, гораздо более хрупкие и изящные, чем их соседи люди лося. Часто люди культа оленя были воспитателями подрастающих людей-лосят.

Со II тыс. до н.э. люди культа молодого оленя – эллины становятся основным народом на Балканах. Вместе с ахейцами и оставшимися пеласгами, они создают там культуру Эллады. Долгое время эллинов их соседи называли Иванами. Позднее это имя унаследовала Россия. Только русские Иваны потеряли свою память, не помнят своих корней и своей истории, это Иваны, не помнящие родства.
 
Титулом жреца Ареса был ванак . Дружина же ванака, состоящая из лучших воинов культа оленя, называлась ваны.  На титул ванака претендент должен был сразиться с взрослым оленем, догнать и убить его. Но догнать и убить оленя должны были и те, кто хотел вступить в дружину ванака, стать ванами. Разница состояла в том, что претендент на ванака должен был убить оленя определённой окраски и никакой другой не мог заменить это животное. Будущий ванак должен был убить оленя самого Ареса, белого оленя со звездой во лбу. Для ванов же допускалось убийство любого из благородных оленей. Ваны, убившие горных оленей, составляли звёздную дружину Ареса конных крылатых воинов. Ваны, убившие лесных оленей, становились колесничим войском Ареса. В общем, поединки на царевича - военачальника и воинов его дружины были идентичны.

Арес это древний бог войны. Прежде всего, как оружие его назывался меч, кроме того, в вооружение Ареса и его дружины входит копьё и дротики. Как символ этого бога называли первую утреннюю звезду - Денницу. Образ Ареса заключает в себя олень, несущий на своих раскидистых рогах меч, а между рогов виден свет звёзды. Сам же Арес сын Солнца, светящего в Мире мёртвых воинов. Кроме того, Арес был первым судьёй. В память об этом в Афинах на холме Ареса находился аерофаг. Он делал неправое дело правым. Именно должность военного судьи исполнял ванак. Кроме того, именно ванак мог карать преступников смертной казнью. Кроме того, он водил в бой дружины Ареса. Ванак был царём-воином эллинского мира. Храмы Ареса в хатское время находились вместе с храмами его матери, богини Солнца и подземных источников. Видимо, из-за этого в культ оленя входит знание живой и мёртвой воды.

Жречество оленя изначально было как мужским, так и женским, вплоть до разорения Аринны. Титул царицы по хеттски был “та ван нанна“- та, что у ванов хозяйка. Этот титул носила мать ванака, жрица священного города Аринны. Богиня Солнца Аринны превозносилась как “царица страны Хати, царица Неба и Земли, владычица царей и цариц страны Хати, руководящая правлением царя и царицы Хати“ . Именно сыном верховной владычицы Хаты и был Арес, а, следовательно, и его жрец ванак. В период годин мать, жрица Богини Солнца Аринны, словно первую звезду, выпускала своего сына на врага. Она отдавала жизнь своего сына Ареса на служение своей стране. Это была жертва за спасение государства.
 
Именно в период Денницы, когда появлялась на небе первая звезда, когда бог Арес выходил в свои странствия, на поиски сакрального оленя отправлялся претендент на титул ванака. Из одежды на нём был только плащ, из вооружения только меч. Даже пояс, полученный в момент перехода из отрока в воина, претенденты оставляли в храме. Возможно, что в этот момент шли храмовые жертвоприношения крови первенцев животных богу войны Аресу, чтобы поединок прошел удачно, и избранный ванак впустил в себя силу и ярость Ареса, оленя в период турнира.

Как и его мать, Богиня Солнца Аринны, Арес относится к хтоническим богам, связанным с землёй и загробным миром. Алтари, посвящённые Аресу, как хтоническому богу войны, сыну хтонической богини просуществовали в Западной Грузии в так называемых Ванских городищах до I в н.э., настолько распространён этот культ был в северных землях. Во многих были жертвенные ямы. Они были выявлены в скальном грунте в верхней части городища (уч. 211). Диаметр одной из них 0,80 м, глубина 0,40 м. Рядом обнаружена другая жертвенная яма диаметром 1 м, глубиной 0,60 м. К последней примыкает канавка длиной 5,40 м, глубиной 0,30 м, по которой стекала кровь жертвенных животных к «подземным богам» в «подземный мир». Жертвенные ямы с канавкой для стока крови, по-видимому, связаны с большим деревянным культовым сооружением  IV вв. до н.э., исследование которого ещё не завершено. Святилища с жертвенными ямами зафиксированы этнографами в горных районах Грузии (Пшави—Хевсурети и др.). Культ хтонических божеств засвидетельствован и письменными источниками . С хтоническими культами надо связать и т. н. «круглый храм», раскопанный у самого северо-восточного края центральной террасы Ванского городища. Как предполагают, в конце IV в. до н.э. здесь стоял прямоугольный храм размером 11,40х10,40 м. Во второй половине III в. до н.э. на старом основании был воздвигнут круглый храм диаметром 10 м (внутренний диаметр 5,40 м). Это время совпадает с поднятием культа Ареса-оленя одним из диадохов  – Селевком. В IV-III в. до н.э. Селевк создаёт своё государство Яван.

  Вероятно, Аресу и его матери был посвящён и нижний, более ранний четырёхугольный храм, у западной стены которого в скале была устроена траншея для стока крови жертвенных животных. Кроме того, в центре данного сооружения имеется яма, которая также вряд ли имела конструктивное значение. Интересные параллели находим среди памятников в Элладе. Например, над прямоугольным сооружением также неизвестного назначения на Делосе в VI в. до н.э. был построен круглый храм диаметром 6,2 м. «Большой толос» Дельф имел наружный диаметр 9 м, а более ранний, т. н. «архаический толос» — всего 6,32 м. Как предполагают, диаметр ольвийского толоса также равнялся 6м. Назначение этих сооружений точно не установлено: одни считают их одеонами, другие — героонами. Круглые храмы, связанные с идеями самофракийских божеств, в эллинистическую эпоху строились и на Востоке. Вместе с армией македонцев, фракийцев, фригийцев, культ Ареса возвращался на территории занимаемые им в III тыс. до н.э.
 
Ванский ступенчатый алтарь предназначался для сожжения отборных частей жертвенных животных. Он обращён в сторону Денницы. Храм, скорее всего, был ориентирован по сторонам света, но на нынешний момент из-за неоднократного смещения полюса строгость нарушена. Отклонение от оси север-юг довольно значительно и достигает 20°. Точно такое отклонение имеет и храм, что может служить доказательством их одновременного строительства.

Всё это одни из последних остатков культа оленя. Ранние культовые сооружения в честь бога войны в виде оленя обнаружены в Тепе-Гавре (вторая половина IV тыс. до н.э.), Аладжи-Хююке, и восточном Средиземноморье (III тыс.  до н.э.).  На бронзовых штандартах из Аладжи-Хююка  изображены как сами олени, так и символ Ареса – звезда. Видимо, подразделения ванов, предводимые ванаками, разделялись изначально.
 
Ваны, соревновавшиеся с оленем в быстроте бега, которые убивали оленя на равнине – были колесничие. В бою они неоднократно вспрыгивали и соскакивали со своих колесниц, чтобы добить противника. После тренировок перед ритуальным поединком с оленем, после покорения животного самого Ареса, бежать рядом с лошадью в лёгком доспехе для них было совсем не трудно. При поединке с оленем Ареса будущий ванак или ван не пользовались лошадьми, чтобы догнать быстроногое животное. Cervus elaphus elaphus – европейский благородный олень обычно представлял Ареса в таком поединке. Чаще всего именно его должен был догнать претендент на благосклонность Ареса. На нынешний момент этот олень распространён в Европейской части России до Кавказа. Вне России – Центральная и, возможно, Западная Европа. Этот олень среднего размера. Длинна тела самцов в среднем 208-227 (до 238) см. в холке его высота 129-136 см. вес самцов около 200-210 (бывает 284) кг.

Претендент на царя-воина (ванака) должен поймать и убить своим боевым мечом такого оленя-альбиноса. Будущие дружинники (ваны) состязаются с обычным оленем, тело которого они должны предоставить своему будущему командиру. У такого оленя окраска летом рыже-бурая или рыжевато-коричневая. Зеркало средних размеров не выдаётся далеко на круп. Наибольшая длина черепа самцов около 440 мм. Рога средних размеров с наибольшим числом отростков, образующих корону .
 
Орошая себя и свой боевой меч в крови Ареса, ванак и ваны посвящают себя богу войны. После этого они получали медный пояс, как символ  сопричастности с культом, и одевались в изумрудные цвета, символизирующие царство Ареса – лес. На их зелёных штандартах было изображение либо самого Ареса – оленя, или оленьей семьи. Это же касалось и наверший. На щитах изображалась птица Ареса – коршун, символизирующий скорость колесничего воинства. В обычной же жизни они носили рубахи (туники) серебристые, подпоясанные боевым, медным поясом, серые штаны и зёленые кунтуши или плащи. На ногах у ванов были сапожки с загнутым носом. На головах шапка, которая на Кавказе позднее была заменена башлыком. Арес долго не признавал власти Зевса, и его жрецы всячески сопротивлялись падению влияния Геры, как ипостаси материнской богини. Отсюда в мифах появились сюжеты о нелюбви Зевса к сыну. Некоторое время, пока олимпийский культ ещё не совсем устоялся, жрецы Ареса утверждали, что их божество родилось у Геры партеногенетически, т.е. без участия отца Зевса. На востоке у народов, разрушавших храмы в Аринне, Арес называется просто богом – Сурья.
Ванак, желавший стать предводителем всадников, состязался в беге с горным оленем. В тренировки как самого ванака, так и ванов, готовившихся стать всадниками, входило не только умение быстро бегать, но и хорошо прыгать. Ведь именно перепрыгивать расщелины приходилось претендентам на почётную должность дружинника следом за убегающим оленем. Cervus elaphus maral – кавказский олень, видимо, был предпочтителен для такого ритуала. Именно его надо было догнать и убить, напоив его кровью меч, землю и себя, перенять на себя через дух погибающего оленя крылатого Ареса.

Размеры этого оленя несколько крупнее. Длина тела самцов в среднем 230 см, высота в холке 146 см, вес 300 (до 342) кг. Претендент на ванака должен был найти такого оленя-альбиноса. Претендент на конного вана удовлетворялся обычным животным. Летняя окраска с желтоватым оттенком. На брюхе нет потемнения. Ноги одного цвета с боками. Зеркало сравнительно небольшое, белое или с рыжиной. У отдельных взрослых особей проявляется пятнистость. Наибольшая длинна черепа самцов 460-470 мм. Рога большие, но с меньшим числом отростков, чем у европейских и, нередко, без короны. Сейчас распространён на Кавказе, Иране, завезен в европейскую часть России .
 
После предъявления тела убитого им оленя, бывший претендент становился ванаком или ваном. Он подпоясывался бронзовым поясом поверх серебристой или серой рубахи. Получал коня. Сёдла у них были односторонние, близкие к современным женским седлам с деревянной приступочкой для ног, чтобы легко во время боя спрыгивать и заскакивать на коня. Позднее эти сёдла были взяты на вооружение македонской армией. Тем более, что в македонскую армию входили части состоящие из ванов. Так, из ванов состоял отряд из Орестиды, сопровождавший Пердикку (регента). На груди ванов всадников была вышита звезда Ареса. Цвет одежды их был малахитовый, подобный листве горных растений. Ваны шли в бой с рёвом, подобным рёву оленей в период гона, когда олени становятся наиболее агрессивными.

Гон у благородных олений проходит с середины августа - начала сентября до середины октября - начала ноября. Поведение самцов в брачный период отличается повышенной вокализацией. Могучий рёв не всегда принадлежит крупной особи, но чаще именно крупные особи обладают мощным голосом. Олени имеют свои гаремы, которые во время их рёва часто покрываются самцами “молчунами“. При этом самцы охраняют свои гаремы. В отличие от лосиных турниров, поединки оленей боле кровавые и часто со смертельным исходом.
В тренировки ванов и ванаков, кроме быстрого бега, прыжков, входили кулачные бои. На Олимпийских состязаниях этот вид спорта был посвящён Аресу. Кроме спортивных достижений, претендентов обучали астрономии (астрологии), чтению карт по звёздам. В культ Ареса входили знания по медицине, ковке оружия, стратегии и тактике войны, писании стихотворных гимнов. Эту область жречества Ареса прославил жрец Олен. К сожалению, его гимны были утрачены. Но сохранился гимн, посвящённый Аресу гомеровских времён. Возможно, этот гимн исполнялся при вызове героя. Культ вызова героя долгое время практиковался в Польше.
 
                гимн VIII. К АРЕСУ
     Арес, сверхмощный боец, колесниц тягота, златошлемный,
Смелый оплот городов, щитоносный, медянооружный,
Сильной рукой и копьём, неустанный, защита Олимпа,
Многосчастливой Победы родитель, помощник Фемиды,
Грозный тиран для врагов, предводитель мужей справедливых,
Мужества царь скипетроносный, скользящий стезёй огнезарной
Меж семипутных светил по эфиру, где вечно коней ты
Огненных гонишь своих по небесному третьему кругу!
Слух преклони, нам помощник, дарующий смелую юность,
Жизнь освещающий нам с высоты озарением кротким,
Ниспосылающий доблесть Аресову. Если бы мог я
Горькое зло от моей отогнать головы, незаметно
Разумом натиск обманной души укротить и упрочить
Сызнова острую силу в груди, чтоб меня побуждала
В бой леденящий вступить. Ниспошли же, блаженный, мне смелость,
Сень надо мной сохрани неколеблемых мирных законов,
И да избегну насильственных Кер и схватки с врагами!
                Перевод В. Вересаева, Античные гимны

При хеттском завоевании Малой Азии был уничтожен и разграблен культовый город Аринна. Войска и жрецы культа оленя были подвергнуты насилию. Племена, участвовавшие в осквернении храмов Арины, победившие хатов, стали считать себя лучшими воинами, истинными детьми Арея и именоваться ариями (арья). Именно они вводят повсеместную охоту на оленей для истребления этого тотема и его народа.  Тогда из бога правды и справедливости Арес становится жестоким губителем.  Множество ванов было уведено в рабство. Но их проклятие, травестизм/транссексуализм , до сих пор карает потомков, осквернивших храмы священного города.

Кроме культа Ареса, жрецы оленя исповедовали культ Ёникея и Илифии.
Культ Илифии сродни лосиному культу Рожениц, но имеет свои особенности.
 
Это женский культ оленя. Жрицами этого культа обычно становились дочери придворных сановников и дружинников. Свой ритуальный поединок девочки проходили, начиная с 9 лет. Прошедшие его девочки, с 9 до 30 лет обязывались хранить девственность и служить культу Илифии. Они составляли свиту придворных дам. Это были приближённые, как правительницы культа оленя, так и правительницы культа лося. Это была одна из почётнейших должностей. Жрицы Илифии принимали роды у всей знати и у всего животного мира. В 9 лет они впервые принимали роды у сакрального животного – оленя, с этого и начиналось их служение Илифии.
Родовой период оленей начинается в середине весны и  продолжается до середины лета. На Дальнем Востоке регистрировались случаи родов в ноябре при снеге в сделанном самкой укрытии типа “гайна“. Именно такие нестандартные роды и подходили для инаугурации юных жриц. Обычно это более тяжелые роды. Именно они давали представления девочкам, с чем им в дальнейшем предстояло сталкиваться.

Перед родами и примерно неделю-две спустя самки оленей агрессивны по отношению к другим оленям. За несколько дней или часов до родов самка покидает стадо и прогоняет от себя детей. Она занимает укромное место с хорошими защитными условиями, строит укрытие типа “гайна“ .  Именно там состоится поединок юной жрицы с жизнью и смертью. Девочки должны были принять роды. И это несмотря на активную агрессию самок оленя к посторонним. Часто такие ритуальные роды проходили через кесарево сечение. Убив самку, девочки распарывали её живот и вынимали на свет новорождённого олененка. Именно в том, чтобы он выжил, чтобы его не забрала смерть, заключался сам ритуал. Девочки сами выращивали олененка. Это становилась их домашняя лань. В то же время они впервые делали “кесарево сечение“, что говорит об их твёрдости руки уже в 9-летнем возрасте. Выхоженные и выкормленные ими оленята считали их своими матерями. Даже выросшие они часто сопровождали жриц.  Вот отчего в хатских дворцах всегда было много бродячих оленей. Каждая придворная дама имела своего питомца. Впоследствии навыки, полученные при принятии первых родов у сакрального животного, помогали этим придворным дамам принимать роды и у правительниц, которые чаще всего были сложными.

 Жрицы были знакомы с родовой хирургией, имели навыки выкармливания детей при мёртвой родительнице. При этом сами они оставались девственными. Как ритуальное оружие, они использовали обеззараженные травами костяные кинжалы. Впоследствии такими кинжалами они всегда могли защитить свою правительницу. Свита из жриц Илифии, кроме всего прочего, была охраной правительницы. Так как жрицы сохраняли девственность, знали родовые муки, могли даровать новую жизнь, они беспощадно и жестоко убивали любого, подозреваемого в злом умысле на правительницу. Тем более, что до 30 лет они были в полной физической силе. Сила женщин культа оленя и лося начинает оставлять с 30 лет.

Рукоять такого кинжала, выполненная из рога, была обнаружена в Нигеве. Сам клинок не уцелел. Рукоять была найдена в слоях, относящихся к IX тыс. до н.э. Было ли жречество Илифии столь древним, или какими-либо другими обстоятельствами рукоять от кинжала, видимо сломанного, попала в слои натурфийцев – неизвестно. Также неизвестно, как вообще этот кинжал попал в регион Нигеве. Была ли жрица по распределению направлена в свиту местной правительницы, либо жрица была добычей во время войны, сейчас мы можем только предполагать. Хотя, возможно, что она просто вышла там замуж и прожила долго и счастливо, принимая роды у местных женщин. Рукоять кинжала была найдена в пещере Мугарет эль-Вад. Но и все натурфийцы, и их потомки долгое время жили в пещерах. Костяная рукоять была найдена вместе с кремневыми вкладышами, использовавшимися местным населением.

Чаще всего после конца своего культового служения жрицы с трудом выходили замуж. Это объяснялось их частым видением родовых мук и попыткой огородить от этого себя. В то же время недостатка в женихах они не испытывали. На это влияли не только их внешние данные, но и тот вес, который они имели при дворе, и положение при дворе их отцов.
 
Культ Ёникея связан с северным оленем. Это культ плодородия и обновления природы. Сюда входит знание и поиск хорошей воды. Русские Иваны-царевичи, идущие на поиск живой и мёртвой воды, идут стопами Ёникея.

Культ Ёникея тоже относится к хатскому периоду III тыс. до н.э., культ Ёникея тесно переплетается с культами лося. Возможно, это было заимствование, а, возможно, просто родственность культов. В хеттское время хатского бога Ёникея стали именовать Телепину.
Ёникей считался сыном бога грозы, Саха – срарра (культ лося) . Это был бог плодородия. Когда Ёникей удалялся, в стране начиналась засуха. В обучение на жрецов этого культа входило знание источников, умение их находить, разбираться в целебности или их вредности. В культ Ёникея входило не только знание источников, но и правильное применение этих вод против определённых болезней.  Кроме того, сюда входит знание земли, почвоведение. “Он боронит и пашет, он орошает поля и растит колос“ . Если ванак был царём воином, то жрец Ёникея был царём-жрецом. Именно в его обязанности входило ежегодное вспахивание на своём олене поля.

Жрецами этого культа становились сыновья правителя. Они не являлись престолонаследниками. В хатских государствах престолонаследие шло по женской линии. Ванаком становился сын сестры правителя, сын дочери правителя. Именно поэтому у хатов так ценились девочки. Сыновей же правителя часто отдавали в заложники. Именно из-за этого они не претендовали на престолонаследие. Проведя детские или юношеские годы в чужой стране, они не могли беспристрастно отстаивать интересы своего государства.

Часто сыновей правителей прятали на женских половинах, стараясь сохранить их на родине. Получить престол сын правителя мог, только женившись на престолонаследнице иного государства.

При этом сыновья правителей шли в жречество Ёникея, становясь искупительной жертвой всего своего государства. Жречество Ёникея накладывало на них очень суровые обязательства. Жрецы Ёникея обязаны были хранить свою чистоту и непорочность. Часто они были аскетами.
 
Rangifer H. Smith – Северный олень: олени средних размеров, с относительно длинным туловищем, короткими ногами и коротким (11-21 см) хвостом. Уши длиной 13-18 см с закруглёнными концами. Копыта широки, округлые. Боковые пальцы хорошо развиты и при ходьбе касаются земли. Самки несколько мельче самцов. Длина тела самцов 184-210 (до 226) см, самок 166-199 см, высота в холке 114-141 см, масса тела до 194 кг. Окраска летнего меха в основном бурая или коричневато серая с белым подхвостьем и шеей, у телят коричневато-бурая, более светлая снизу и, за редким исключением, без пятен. Зимний мех светлый до чисто белого. Ноги, брюхо, верх спины и морда более темного цвета. На боках нередко заметны полосы. Зеркало выражено слабо. Конец морды волосат .

В связи со светлой окраской северного оленя зимой ритуальные поединки на жреца Ёникея проводились именно в этот период. Надо заметить, что в III тыс. до н.э. северные олени водились в Малой Азии, что говорит о значительно более низких температурах в том регионе. Северные олени имеют на нынешний момент кругоарктический и кругобореальный ареал, населяют тундровую и таёжные зоны Старого и Нового Света и многие острова Северного Ледовитого океана. Появление этого вида оленя в Евразии фиксируется в раннем плейстоцене. В Западной Европе северный олень найден в отложениях миндельского времени, в Восточной Европе известен со среднего плейстоцена .

На холодный климат рассчитано и строение хатских крепостей. В Малой Азии в хатское время северный олень Ёникея был символом весны и возрождения. Сам поединок  на жреца Ёникея идентичен с поединком на ванака. Подготовку к поединку на ванака и жреца Ёникея юноши проходили совместно. В отличие от ритуального поединка с благородным оленем Ареса, поединок с сакральным оленем Ёникея проходил зимой, пока олень не поменял свой зимний мех и оставался в жреческом, сакральном белом варианте. Претендент на жреца Ёникея отправлялся зимой на поиски сакрального оленя.

Видимо, во времена хатов, хотя северные олени и водились в Малой Азии, но число их было уже ограничено. Поиски оленя могли быть долгими. Юный жрец, как оружие, на свои поиски брал кроме меча ещё и дротики, чтобы была возможность добывать пропитание в пути. По немногим сохранившимся сказаниям и сказкам, относящимся к культу Ёникея, мы не можем восстановить, шёл ли юный жрец за оленем на лыжах или снегоступах, либо был одет просто в сапоги, которые, по всей вероятности, завязали в снегу. Во время поисков сакрального оленя Ёникея, юный жрец собирал свою “охоту“.

Будучи сам заложником, жрец Ёникея собирал “охоту“ из таких же заложников. В русских сказках изображается как Иван - царевич во время своих странствий охотится для пропитания на зверей. Он не трогает самок с детёнышами даже во время сильного голода. В награду за это те отдают Ивану-царевичу своих детёнышей, которые и составляют его “охоту“. Были ли это действительно животные или люди соответствующих кланов и жречеств, сейчас можно только предполагать. Я склоняюсь к мысли, что это люди того или иного тотема (культа). Так, среди “охоты“ Ивана-царевича встречаются львята, волчата, лисята, медвежата, зайчата (воронята и щучата). Если принять, что это люди этих зооморфных культов, то дружина – “охота“ жреца Ёникея состоит из наёмных войск. В отличие от регулярных дружин ванаков, в ней более слабая дисциплина, она напоминает собой современные иррегулярные войска.
В боковой галерее Язылыкая найдена скульптура, изображавшая меч культа Ёникея, сакральным был этот меч или ритуальным, сейчас сказать невозможно. Это короткий меч, рукоять которого имеет вид четырёх припавших львов, из “охоты“ жреца Ёникея. Лезвие меча обоюдоострое. Был найден железный топор с похожей рукоятью в Рас-Шамре в Сирии. Какая связь существовала между этими культами, пока неизвестно. Но топор входит в культ бога Тора, а именно этот культ можно обнаружить в созданном Селевком государстве Яване, где Селевк восстанавливает хатские культы. Какое Тор имел отношение к хатам, пока неизвестно.
 
“Охота“ неоднократно спасает Ивана-царевича на протяжении всех странствий. Против, наконец, найденного сакрального оленя жрец выходит один на один. Он должен догнать и убить северного оленя. В поединке, также как в поединке ванака, используется бронзовый меч.

Имея уже собственную “охоту“ – дружину, жрецы Ёникея могут претендовать на брак с престолонаследницей любого государства.

Культ Ёникея больше всего пострадал от нашествия хеттов. Почти все жрецы, бывшие в заложниках, были перебиты. Были те, кто роднился в политических целях с дочерями “Змея Иллуяннки“, забирали у них культовые предметы своей Родины и людей культа лося. На это жрецы шли сознательно, оскверняя свой культ, при возвращении на Родину их настигала ритуальная смерть через отрубание головы. Тем самым своей жертвой они искупали “опоганивание“ священных реликвий.

Культ Ёникея со временем удалился на север, в Сибирь, дав название реке Енисей. На территории хатов вместо жречеств, науки, связанной с культами, приходит шаманизм и магия.
Хаты долго сопротивлялись нашествию племён псовых культов, но не смогли справиться с ядовитыми стрелами и численностью “стай“ захватчиков. Падение хатов совпадает с катастрофой, уничтожавшей конфедерацию Арцавы, куда входила Хата, когда на части территорий Арцавы образовалась Мраморное море. Оленья столица, позднее названная захватчиками Хаттуса, дольше всех оказывала сопротивление врагу. Хетты смогли взять её во время бури, вызванной изменением климата и смещением земной оси. Но и тогда жрецы культа оленя не сдались без боя.

На Балканах самым известным жрецом культа Ёникея был Македонский басилевс Филипп, сын Аминты. Будучи сыном правителя, он был заложником в Фивах. Как сын правителя и жрец Ёникея, он не мог претендовать на власть в своём государстве. Но честолюбие молодого человека было велико. Собрав “охоту“, он объединил государства на территории Северных Балкан и создал Македонию. Женившись на престолонаследнице Клеопатре, дочери или племяннице Аттала, и пройдя ритуальный поединок со львом, Филипп стал басилевсом Македонии. Наследовал же ему племянник (или сын) Аттала, брат жены (Клеопатры), Александр Гефестион. Сам же Филипп в боях командовал иррегулярной Фессалийской кавалерией (скрепив власть над Фессалией договором, взяв в наложницы Фессалийскую престолонаследницу). Таким образом, создавался “олений гарем“ Филиппа. В качестве заложников Филипп брал в наложницы престолонаследниц, так создавалась его “охота“.    

Вандалы, прошедшиеся по Средиземноморью, тоже принадлежали к культу оленя. В состав вандалов входили ваны Македонских провинций: Мизии, Иллирии и Истра. Кроме того, в вандалов входили аланы и свевы.

Культ оленя долгое время процветал в России, куда ушёл от людей культа собак. Культ оленя был у кельтов, там его знали под именем Езус. Культ прослежен в Великобритании – Шотландии. Возможно, к культу оленя относился раннехристианский Иисус. На эту мысль наталкивает теология раннеалександрийсской школы и арианские ереси. А также попытки Ирландских священников – жрецов крестить в христианство мечом Хруария. Ведь именно меч был одним из символов оленя Ареса.


Рецензии
Вы правильно подметили о связи имени Ваня с ванаками, но вот египетские ссылки и еврейские тут ни при чём. Ваны пошли от венедов или ванов. Вот ссылка http://zen.yandex.ru/media/id/5fdb263a7e79502362911889/vania-vitia-i-slaviane-proishojdenie-slov-5fdb97a41e8e8c460fc7df9a
Спасибо за идею про Оленя. Очень интересно проследить связь Оленть - алан - алатырь - эллин

Ваня Харитонов   19.12.2020 14:05     Заявить о нарушении
Венеды несколько позже ванаков появились на исторической сцене)). Ванами называли ионийцев, это самоназвание. Ванаки титул появившийся где-то во 2 тыс. до н.э. Являлся параллельным титулом гвасилею. Вообще, рекомендую почитать мою "Мы дети богов", там подробнее. В том числе и Египет, зря вы от него отбрыкиваетесь, очень интересная цивилизация, которая менялась от царства к царству, кстати, и этнический состав там тоже менялся, почему-то это всегда забывают.
Спасибо за отзыв, рада, что заинтересовало.

Ирина Кашкадамова   29.01.2021 16:25   Заявить о нарушении