Проблемы выделенной полосы

Подходит время разметки дорожных полос!

В том числе и дорожных полос для общественного транспорта. И здесь не мешает вспомнить все  связанные с этим проблемы.

Во-первых, все помнят баснословные затраты на разработку проекта и его реализацию. Во-вторых, к настоящему времени можно проанализировать все достоинства и  недостатки прошедшей компании, сделать выводы и дать нужные рекомендации по сокращению затрат и повышению эффективности выделенных полос как для проезда общественного, так и личного транспорта.

В целом можно сделать вывод, что проект ввода общественных полос и связанные с ним дополнения в правилах дорожного движения разрабатывались без комплексного подхода к проблемам эффективности движения как общественного, так и личного транспорта. Кроме того, в основе лежала традиционная для нас  установка «максимально запретить и предельно наказать».

Очевидно, что в основе всякого проекта должна лежать идеологическая установка, которая в общих чертах должна положительно решить все поставленные перед проектом задачи. Как раз этого и не хватает реализованному проекту.

Для разработки общей идеологии нужен четкий логический анализ, а не общественное обсуждение и спонтанные пожелания, лишенные всякой логики, но в то же время не исключающие лоббистские интересы.

Попытаемся провести такой анализ, используя традиционный метод вопросов и ответов по пути от глобального к частному:

1. Вопрос о целесообразности ввода выделенных полос для общественного транспорта не вызывает сомнения уже на том основании, что плотность пассажиров на единицу площади дорожной полосы во много превышает аналогичную плотность для личного транспорта.

2. Где целесообразно вводить общественные полосы, и какие факторы при этом учитывать?  Начнем с факторов. Приоритетным фактором следует считать, исходя из глобальной задачи проекта, интенсивность общественного транспорта, который в свою очередь определяется интенсивностью пассажиропотока. Вторым фактором, очевидно, следует считать -  как данность организации дорожного движения – число дорожных полос. И, наконец, третьим фактором является соотношение интенсивности общественного и личного транспорта в течение суток, т.е. банальная проблема пробок в часы пик и нормальный трафик в остальное время суток.

Здесь можно предложить следующий вариант решения.
В местах интенсивного общественного транспорта выделенную полосу следует вводить даже при ограниченном числе полос, включая и дороги с 2-мя полосами.

Правильно ли это? Рассмотрим варианты дорожных ситуаций, чтобы подтвердить правильность такой установки.
 
В часы пик в пробке стоит как общественный, так и личный транспорт. Ввиду частых остановок для посадки и высадки пассажиров из общественного транспорта  занимать выделенную полосу  личному транспорту в этой ситуации просто нецелесообразно. Но и причины для запрета ее использования личным транспортом  тоже нет.

При незагруженной дорожной ситуации и достаточно высоком соотношении числа единиц общественного транспорта по отношению к личному выделенная  полоса  автоматически достается общественному транспорту как более тихоходному, так как на других полосах в этой ситуации скорость будет выше.

И, наконец, при отсутствии общественного транспорта или при значительном приоритете личного целесообразно разрешить проезд по выделенной  полосе и личному транспорту.

3. Исходя из третьего фактора вопроса номер 2, возникает следующий вопрос. Какой должна быть разметка?
 
Ответ на этот вопрос также имеет несколько аргументов. И один из них -  опыт прошлогоднего проекта, а именно:  стоимость работ по разметке.

Поэтому ответ первый: Разметка должна быть простой.

Ответ второй, исходя из условия оптимального использования дорожной ситуации: Разметка должна выделять зону движения общественного транспорта, но не быть запретительной для движения личного транспорта.
 
Исходя из этого, можно предложить в качестве разметки выделенной полосы штриховую линию с определенным шагом, но  ни в коем случае, как сейчас, сплошную или  сложную с участками въезда и выезда.  Если это не дорого, то лучше выделить эту полосу цветом.
 
4. Последним остается вопрос доработки правил дорожного движения.
Она в этом случае получается предельно простой:
 
1. Выделенная полоса для движения общественного транспорта предназначена для приоритетного беспрепятственного проезда городского общественного транспорта, карет скорой помощи и машин патрульно-постовой службы полиции и ГИБДД.

2. Движение личного транспорта по выделенной полосе допускается только при   соблюдении условий по пункту 1.

3. Запрещается стоянка личных транспортных средств на выделенной полосе. При аварийной остановке на выделенной полосе водитель личного транспорта обязан принять меры по освобождению выделенной полосы.

4. За нарушение пунктов 1…3 дополнений к правилам дорожного движения  водитель личного транспорта  подвергается штрафу в рамках административной ответственности в размере от 500 до 1500 рублей.

Что можно ожидать при такой концепции решения проблемы       эффективности общественного транспорта?

Во-первых, исключается явное нарушение правил движения из-за пересечения сплошной линии выделенной полосы при аварийном перестроении на выделенную полосу или при кратковременной остановке для высадки пассажира.
 
Во-вторых, это позволит оптимально использовать все полосы в разных дорожных ситуациях.

В-третьих, это исключит опасные и в принципе не нужные перестроения  перед камерами видеонаблюдения при движении личного транспорта по пустой выделенной полосе, что сейчас практикуется повсеместно и иногда приводит к серьезным авариям. Сейчас движение по выделенной полосе приняло просто экстремальные формы, и напоминает игру в кошки-мышки. Штраф в 3000 рублей одних запугал до потери управляемости, других обозлил до экстрима.

В-четвертых, либерализация правил движения по выделенной полосе найдет достойный отклик у водителей личного транспорта и будет способствовать безопасному движению как общественного, так и личного транспорта даже без средств наружного наблюдения. А для недисциплинированных водителей останутся старые меры принуждения и воспитания.

  В-пятых, упрощение разметки и либерализация правил отвечает нашим суровым климатическим условиям, при которых трудно сохранить сложную разметку, а тем более соблюдать правила движения на сложной разметке.


Рецензии
Это трудности больших городов, а в нашем ведомственном посёлке ИТАР-ТАСС и разметку не на чем делать: про асфальт тут давно забыли - одни колдобины...

Анатолий Бешенцев   14.04.2013 00:32     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.