Махатма Ганди, или Проигравший

Принято считать, что Мохандас Карамчанд Ганди, которому Рабиндранат Тагор дал имя Махатма – «Великая душа» был едва ли не индийским мессией. Однако, вышедшая недавно в малой серии «ЖЗЛ»  книга Кристины Жордис «Махатма Ганди» при всем пиетете автора перед своим героем опрокидывает любые аналогии жизненного пути Ганди с мессианской судьбой Сына Божия.
«До тех пор, пока безгрешность святого не доказана, она остается под сомнением, хотя, разумеется, нельзя подходить ко всем праведникам с одной и той же меркой. В случае с Ганди нас интересует следующее: в какой мере им руководило тщеславие? Не гордился ли он своим могуществом, когда застыв в смиренной наготе на молитвенном коврике, одной лишь силой духа угрожал империям? Пришлось ли ему пожертвовать своими принципами, занявшись политикой, которая неизбежно связана с насилием и обманом? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо тщательно изучить деятельность Ганди, в том числе литературную, ибо его жизнь – своего рода аскетический подвиг и в ней существенна каждая деталь. Неполная автобиография, завершенная описанием событий 20-х годов, свидетельствует в его пользу, освещая тот период его жизни, который сам Ганди назвал бы периодом духовной слепоты и позволяет в этом святом или полусвятом увидеть черты исключительно одаренной личности. Ганди мог бы стать блестящим адвокатом, государственным чиновником или даже предпринимателем, но он выбрал иной путь», - писал Джордж Оруэлл в своих «Размышлениях о Ганди».
Возможно, читателям покажутся парадоксальными мои умозаключения, но в своем поединке с Британской империей «Великая душа» (Махатма), так Рабиндранат Тагор назвал Ганди,  выиграв огромное количество битв, в итоге проиграл.
Махатма Ганди отвергал насилие в любой форме. Однако при почти божественном почитании, каким он был окружен при жизни, свой путь он закончил, пав от руки индуистского религиозного фанатика Натхурама Годзе.
При чтении книги Кристины Жордис «Махатма Ганди», которая, казалось бы, излагает  общеизвестные факты из жизни великого человека, вырисовывается картина некоей обреченности, даже затравленности «Великой души», поскольку независимость Индии обернулась полным крахом его философии ненасилия Сатьяграха.
Более 30 лет он настойчиво проповедовал свою философию, и в конце концов доказал всему миру эффективность ненасильственной политики, когда в 1947 году Индия  мирным путем получила независимость от Британии. Но в пробудившейся стране вспыхнула жестокая борьба между религиозными группировками за право диктовать свою волю правительству.
Да и коварный Альбион остался верен своей политике «разделяя властвовать». Индия, разрубленная на три части по религиозному признаку,  об этом ли мечтал Ганди?  «Для меня это как рана. Но больше всего меня ранило то, каким образом был произведен этот раздел».
1947 год закончился для Ганди горьким разочарованием. Он продолжал доказывать бессмысленность насилия, но, казалось, никто его не слышал. В январе 1948 года в отчаянной попытке остановить межнациональные распри Махатма Ганди прибегнул к голодовке. Он объяснил свое решение так: "Смерть станет для меня чудесным избавлением. Уж лучше умереть, чем быть беспомощным свидетелем самоуничтожения Индии".
Кажется, он стремился к смерти. Вряд ли, чтобы приобрести бессмертие.
Не было ни креста, ни Голгофы. Был религиозный фанатик, реинкарнации которого сначала превратились в сикхов-телохранителей расстрелявших великую дочь Индии Индиру Ганди, а потом в террористку из организации «Тигры освобождения Тамил Илама» (ТОТИ) взорвавшую себя вместе с сыном Индиры Ганди  Радживом.
Индию и сейчас время от времени сотрясают кровавые стычки на этнической почве. Стоит упомянуть лишь серию взрывов в индийском мегаполисе Бомбее в 1993 году или атаку  на бомбейские отели «Оберой»,  «Трайдент» и «Тадж-Махал» в 2008 году. И здесь тоже не обошлось без реинкарнаций того фанатика из касты брахманов.
О такой ли Индии мечтал человек, который считал:  «Маленькое тело, обусловленное духом и воодушевленное неугасимой верой в свою миссию, может изменять ход истории». О такой ли Индии мечтал «Великая душа» Ганди, говоривший: «Я хочу свободу моей стране, чтобы другие страны могли чему-то поучиться у моей свободной страны».
Нет, конечно. Потому он и проиграл.
Впрочем, и Спаситель смертью своей на кресте, установленном на Лысой горе, так и не искупил грехов человеческих, поскольку в нашем мире и третьем тысячелетии от Рождества Христова все еще царят насилие и войны, которые нынче ведутся за насаждение «свободы и демократии» по американскому сценарию.



 


Рецензии