Работа на Череповецком металлургическом заводе

     Постепенно бакенщиков упразднили,деревянные бакены заменили металлическими буями,вместо керосиновых фонарей поставили ацетиленовые горелки,теперь все  буи в устье
Шексны и по всему Рыбинскому водохранилищу обслуживал один катер из Перебор.
   
 Одновременно в Череповце рос гигантский металлургический комбинат,я был свиделем,как геодезисты забивали первые колышки.С Ваганихи хорошо просматривалась возвышенность-пустырь за рекой,где постепенно стали подниматься заводские корпуса и расти заводские трубы.

    Затем трубы задымили:Череповецкая Магнитка выдавала первый чугун,а затем и мартеновскую сталь. Для старых череповчан это было потрясающим и захватывающим,а молодые
становились у мартеновских и доменных печей,осваивая новые профессии металлургов.

   Вскоре на эту стройку  приехал мой младший брат Йоганн ( все его звали Иван Фёдорович),который после окончания строительного техникума в1930 году по комсомольской путёвке был направлен на строительство Кузнецкого металлургического комбината.В Череповце он был одним из ведущих прорабов на строительстве домны,мартеновского цеха, а затем,по поручению управляющего стройкой т. Мамлеева,вёл строительство обжимного цеха.

     Когда строительство крупнейшего прокатного стана было завершено,брат сказал мне-  построил блюминг,а ты на нём поработай,попробуй свои силы,старина. Моё желание поработать вметаллургии было велико,но мне уже шёл пятидесятый год,в этом возрасте из горячих цехов уже уходят на пенсию.Я пошел посоветоваться в горком партии. Меня принял зам.прмышленным отделом горкома Корнилов Александр Григорьевич.Он доброжелательно и с вниманием отнёсся
к моей просьбе,мы вмессте с нимзашли к секретарю горкома Катаникову, и я получил направление на завод.

    При оформлении на завод меня долго и тщательно проверяли, вертели и щупали врачи,удивляясь,что дедуля с седой головой идёт в горячий цех. И всё же комиссия признала меня годным, и я поступил в обжимной цех.

    Моя учёба удачно совпала с началом освоения стана.Блюминг был укомплектован бывалыми специалистами и учениками,вроде меня. Сначала вместо металла мы  тренировались на деревянных шпалах,которые,пропустив через валки,гоняли по рольгангам с поста на пост.Учиться было у кого,и специальность машиниста-оператора я освоил быстро. Вскоре из нагревательных колодцев в валки начали подавать нагретые слитки,пошла прокатка металла- сляб и блюмсов. Не всё шло гладко,были бурёжки,задержки,но всё это оставалось позади. Стан осваивался быстро,темпы прокатки нарастали изо дня в день, увеличивались сменные задания, стан стал выходить на проектную мощность - 3,4млн.тонн проката в год.

   Всё больше вникая в технологический процесс я понимал, что на стане нет мелочей,что все зависят друг от друга,как на боевом корабле. Во главе этого корабля стоял опытный и волевой капитан - начальник цеха,главный прокатчик завода Анатолий Георгиевич Монид.

    Я оказался в гуще рабочего класса.Первая бригада, в которой я работал,  с самого начала сложилась как дружный и спаянный коллектив, все молодые, полные сил и энергии, и я старался не подкачать, работал с молодым задором и энтузиазмом.Если раньше жизнь меня порой гнула, то здесь я во всю выпрямился, чувствуя прилив новых сил и энергии. Работая на блюминге. я пережил вторую молодость.Я активно включился в общественную работу, выступал с лекциями, политинфомациями,был председателем товарищеского суда,избирался в состав партийного бюро,несколько лет был зам.секретаря партбюро,был занесён в заводскую книгу Почёта.

    10 летпроработал без происшествий - не болел  Все отпуска проводил на природе - на рыбалке и охоте.Но  недуг меня подкараулил,пришлось ложиться под нож хирурга - была тяжелая операция на печени, закончившаяся большими осложнениями:из-за несостоятельности швов образовался желчный перетонит.Медики говорят,что в таких случаях почти никто не выживает,но меня спасли. повторив операцию. Видимо,у меня был большой запас прочности организма. После выздоровления я опять пошёл в цех на работу,но во время работы у меня разошёлся шов брюшного пресса. О дальнейшей работе на стане не могло быть и речи.

   Я подал заявление об уходе на пенсию. Провожали меня дружно, присутствовала вся бригада,с которой мне жаль было расставаться.Комсомольцы преподнесли мне тёплый адрес, в числе ценных подарков было двуствольное охотничье ружьё от руководства завода.

   На заслуженный отдых я,конечно, не отправился. Окрепнув физически, я опять пошел работать рыбаком в Городищенский рыбколхоз"Авангард" и проработал ещё 10 лет - до 70.
С годами тяжёлый труд рыбака стал мне не по силам,с колхозом пришлось расстаться.

   Но с ВАганихой я не расстался и не расстанусь до последнего часа. Выращиваю картофель,овощи,ягоды,занимаюсь пчеловодством - завёл небольшую пасеку. Очень люблю цветы, они  очень украшают мою небольшую хижину.
   


Рецензии