Над страницами Бориса Годунова

        Народ
(на коленях. Вой и плач)
Ах, смилуйся, отец наш! Властвуй нами!
Будь наш отец, наш царь!
«Борис Годунов». 1825

Не правда ли, напоминает
Нам это нынешнее время –
Народ российский  вновь стенает,
Благословляя власти бремя.

Не президент нам нужен, царь,
Которого бы мы любили.
Он правил нами бы, как встарь,
А мы б его боготворили.

Нужна нам твердая рука,
Все остальное как-нибудь,
Таит народная река
Тысячелетие, века
В своих глубинах эту суть.
---
Народ еще повоет и поплачет,
Борис еще поморщится немного
Что пьяница пред чаркою вина,
И наконец по милости своей
Принять венец смиренно согласится…
                «Борис Годунов»
               
«Власть – превысшее из благ…
Г. Гейне (пер. Л. Гинзбурга)

Все знают – вкус у власти сладок,
Ее он просто так не сдаст,
И демократии порядок
Осечку даст на этот раз.

Давно пора нам стать умней,
Иллюзий не питать –
Стабильность нам куда важней,
Нельзя России без царей,
Как их не называть.
----
Ты, отче патриарх, вы все бояре,
Обнажена душа моя пред вами:
Вы видели, что я приемлю власть
Великую со страхом и смиреньем…
                «Борис Годунов»

Он власть великую без страха принимал,
По крайней мере, внешне был спокоен.
Быть может, внутренне и трепетал,
Кто знает? Он  разведчик, воин *.

Он ведь обучен внешнее скрывать,
К тому ж характер скрытный и упрямый,
Он  вида может  даже  не подать
Там, где его касается речь  прямо.

Все было неожиданно, внезапно –
Его нашли и предложили.
Кто предложил, не знаю, но понятно,
Что предлагавшие судьбу страны вершили.

Не патриарх, не думные бояре –
Другие стали времена:
Царей теперь мы сами выбираем,
Свобода в этом нам  дана.

(Мы сами выбираем и решаем,
Кому власть высшую вручить,
Но вот кого и как нам предлагают,
Об этом не берусь пока судить).

Он согласился сразу, не торгуясь,
В нем жилка авантюрная была,
К тому же воспитанье – «Повинуюсь!»,
Раз Родина на подвиг позвала.

Был риск, конечно, провалиться.
Он это четко сознавал.
Но не привык он суетиться –
Он  в жизнь, как в шахматы, играл.

Игра была уже в разгаре,
Не он ход первый выбирал –
Его всесильные позвали,
Чтоб положение спасал.

Все остальное нам известно –
Игру он выиграл блестяще.
Насколько же играл он честно?
Кто знает, я не  Бог, творящий
Суд воздаянья на земле.
Печется каждый о себе…
*) Имеется в виду второй президент России В.В. Путин
---
На старости я сызнова живу…
           «Борис Годунов»

На склоне лет по-новому живу –
Без бурь и нравственных коллизий,
Все устоялось, я не дорожу
Вниманием толпы досужей.

И жизнь  проходит не спеша,
В трудах,  заботах каждодневных,
Не ленится пока   душа,
Стихи пишу не хуже  прежних.

Но жизнь  подходит к рубежу,
К порогу, за которым неизбежность,
Я понимаю это и  молчу,
И ко всему теперь испытываю нежность.

И дорожу теперь я каждым днем,
Что мне Всевышний отпускает,
И каждым мной написанным стихом,
Поскольку мое время истекает…
---
Добру и злу внимая равнодушно,
Не ведая ни жалости, ни гнева.
              «Борис Годунов»

Я не зритель посторонний,
А участник битв земных…
И. Гете. Фауст (пер. Б. Пастернака)

Можно жизнь лишь созерцать,
Дорожа своим покоем;
Можно  всюду выступать,
Быть стремясь ее героем.

Крайностей остерегаясь,
Середины я держусь;
Если в бок снесет, то каюсь
И Всевышнему молюсь.

И поэт, и гражданин –
В этих ликах я един.
---
Что ж вы молчите? кричите:
 да здравствует царь Димитрий Иванович!
 Народ безмолвствует.
                «Борис Годунов».

Есть что-то в нас от крепостных,
Что вечно шеи нагибали,
Безропотно все принимали,
Боясь  властей своих  земных.

Зады под розги подставляя,
Когда их начинали сечь,
Они смутьянов выдавали,
Боготворя державный меч.

Куда, куда с таким народом? –
Еще Лесков нас вопрошал,
И век двадцатый показал,
Какой достойны мы свободы.

Народ российский не молчал,
Как у «Бориса Годунова»,
Народ под игом ликовал,
Он прославлял царя земного,
И на тирана-палача
Никто и в мыслях не восстал.

И за него, чего скрывать,
Готовы были жизнь отдать!

И  в наше время тоже, тоже
Весьма на предков мы похожи...


Рецензии