Американская трагедия

      Когда английской королеве Елизавете Тюдор доложили, что золота и серебра на открытых американских землях нет, она недолго предавалась унынию. Практичная дочь Генриха VIII хорошо понимала  – земельные ресурсы могут иметь самостоятельную ценность, и как постоянный источник дохода куда вернее, чем золотые россыпи и серебряные рудники. В 1583 году,  она первой из монархов дала согласие на колонизацию американских территорий. Открытые британцами земли были объявлены собственностью короны.

Началась колонизация Северной Америки.

Прибывшие колонисты  стали обрабатывать песчаные холмы, тогда еще не песчаные, а поросшие субтропической растительностью, очень красивые холмы Вирджинии, Каролины  вплоть до Миссисипи и Луизианы. Эта местность теперь называется Диксиленд, а была она кусочком рая на земле. Там были потрясающие по изобилию и красоте леса полные дичи, единственные в своем роде на нашей планете. Там жирные дикие индейки, сидели под каждым кустом, их потом приручили и стали разводить в Европе. Местные индейцы, охотились и выращивали маис, что вполне обеспечивало им сытую и беззаботную жизнь.

Иное дело европейцы, они жаждали скорого обогащения и довольно быстро сообразили, что  на этих богатых землях можно выращивать хлопок. Это дешевое средство обогащения. Для природы результат был катастрофический.

Жан Дорст в своей книге «До того как умрет природа» пишет: для того чтобы смыть 10 сантиметров гумуса, требуется в лесу около 1500-1800 лет. При плотном земледелии – несколько десятков лет. При монокультуре и десяти лет достаточно чтобы оголить основные породы и превратить богатейшие местности в песчаные бесплодные земли. Именно это с поистине дьявольской  настойчивостью проделали американские рабовладельцы со сказочно богатой землей, которая им досталась.

Последствия этого варварского отношения к природе до сих пор не исправлены. При всей своей технике американцы не могут вернуть тот ландшафт, в который они приехали 300 лет тому назад.

Волна европейских переселенцев перешла через Миссисипи и стала распространяться по американской прерии с миллионами бизонов, которые в ней паслись. Индейцы существенного вреда их популяции принести не могли, поэтому бизоны безопасно нагуливали жир по всей прерии – от Рио-Гранде до Южной Канады.

Европейцы проповедовали простой принцип – нужно урвать от природы все что можно, при этом уничтожать вредных животных и сохранять полезных (можно подумать они знали, что вредно, а что полезно). Индейцы сиу напротив,  говорили: «Великий Дух не создал ничего дурного. Все, что он сотворил, все должно существовать! Убивать зверя, если ты не собираешься его съесть, может только придурок». Но белым колонистам индейцы с их теорией защиты природы, были не указ и когда они стали протестовать против бессмысленного убийства бизонов, их самих стали поголовно истреблять и в довольно короткое время почти всех прикончили.

Собственно массовое истребление бизонов было санкционировано властями США, с целью подорвать экономический уклад жизни индейских племён и обречь их на голод. Индейцы традиционно охотились на бизонов только для удовлетворения своих жизненных потребностей: для пропитания, а также изготовления одежды, жилища, орудий и утвари.

Американский генерал Филип Шеридан писал: «Охотники за бизонами сделали за последние два года больше для решения острой проблемы индейцев, чем вся регулярная армия за последние 30 лет. Они уничтожают материальную базу индейцев».

Трагедию завершило введение в строй трансконтинентальной железной дороги, по которой  стало возможно совершенно свободно ездить из Нью-Йорка в Сан-Франциско.

Бизонов стали убивали ради развлечения. Американские железнодорожные компании в рекламе привлекали пассажиров возможностью стрелять по бизонам из окон вагонов. В 1887 году английский натуралист Уильям Гриб, который проехал по прериям, отметил: Повсюду виднелись бизоньи тропы, но живых бизонов уже  не было. Лишь черепа и кости этих благородных животных белели на солнце.

Национальным героем Штатов стал, нанятый администрацией «Kansas Pacific Railways» охотник Буффало Билл, убивший несколько тысяч бизонов и собственноручно снимавший скальпы с индейцев. Впоследствии из голодающих индейцев он отобрал несколько десятков человек и устраивал «представления»: индейцы перед зрителями разыгрывали сцены нападения на поселенцев, кричали, угрожали, затем сам Буффало Билл, со свойственной американцам лихостью, «ликвидировал» индейцев  и «спасал» колонистов. Такие представления приводили в восторг просвещенную американскую публику.

Когда бизонов не стало, нашлись предприимчивые американцы, которые стали разводить в прериях овец. Но если бизон способен за себя постоять и далеко не каждый волк в силах одолеть это крупное животное, то овца вполне может быть добычей даже шакала или, как их там называют, койота. Койоты стали настоящим бедствием для американских фермеров-овцеводов. Пришлось  перейти к разведению крупного рогатого скота. Вот тогда то и появились ковбои. Они создали, по существу, субэтнос  среди американцев. Ковбои жили в маленьких городках. Культуру они не воспринимали, грамоту им было учить не интересно. Они пасли скот. Учились стрелять друг в друга и пить джин в большом количестве, а также убивать тех индейцев, которые еще уцелели. Благодаря им создался целый пласт литературы и кино – ковбойские фильмы и ковбойская литература.

Однако природа жестоко отомстила. Пока разводили стада коров, жившие в прериях суслики стали поедать оставшуюся от бизонов траву и расплодились сверх всякой меры. Они не только уничтожали пастбища, но и рыли свои многочисленные норы, которые очень опасны для крупных животных. Когда лошадь или корова попадают в них ногой, то ломают ноги. А лошадь со сломанной ногой подлежит немедленному убою.  Таким образом, суслики воспользовались преимуществами, которые для них создали американцы.

Скоро ковбойское мясное хозяйство не выдержало конкуренции с планомерным мясным хозяйством Штатов и конкуренции с Аргентиной, где скот попал на более благоприятную землю.
То, что осталось от прерий распахали, и тогда начались пыльные бури. Ущерб от них был колоссальный, трудно поддающийся учету неисчислимый ущерб.
 
Так, на алтарь «прогресса» по-американски было брошены миллионы убитых индейцев, и бизонов,  уничтожена богатейшей природа  Диксиленда, где леса были превращены в пустоши и песчаные дюны. Не слишком ли высокая цена заплачена?


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.