Стихи, картины и голограммы души

Сознание – сложная конструкция, включающая в себя кучу разноплановых компонентов: эмоции, логику, зрительные и слуховые образы, тактильные, вестибулярные, вкусовые, обонятельные сигналы, словесные и мыслительные конструкций и ещё многое. Как оно работает с точки зрения физиологии, я рассматривать не берусь, – «не копенгаген».
            
Думается, что важнее понять и ощутить сознание изнутри, субъективно. Почему так думается – да хотя бы потому, что все древние мудрецы из древних традиций твердили, что это – единственный способ понять собственное сознание.
            
Все внешние сигналы и ощущения так бы и оставались бессмысленным набором ощущений и образов, если бы все эти разрозненные компоненты сознания не имели свойства фокусироваться в самом центре существа, который определяется как «я есмь». Именно там, в центре субъективного «я», все сигналы интегрируются, получая смысл и значение. Без такой фокусировки наше сознание и всё, что в нём содержится, станет фикцией.
            
Возьмём любую содержательную стихотворную строку, к примеру вот Лермонова: «Горные вершины спят во тьме ночной». Разложим её на отдельные слова: «горные», «вершины», «спят», «тьме», «ночной». Каждое из слов имеет значение. Если анализировать их с позиции логики, получается бессмыслица: горы не спят, потому как неживые! Но, будучи соединёнными в стихотворную строку, слова приобретают другой смысл и значение. Строка несёт в себе не только некую словесную информацию – она несёт в себе содержание, лежащее за пределами слов. И рождает эмоциональный настрой, явно видится конкретный зрительный образ, картинка. У читающего возникает определённое состояние, какие-то чувства, переживания, ассоциации, даже воспоминания. Но это же никак не вытекает из содержания отдельных слов, из которых сложена строка!
               
Объяснение «механизма» действия стихов можно представить так: при восприятии строк сознание проникает в центр субъективной сущности, сливается с базовым ощущением «я есмь» и, как бы передвигаясь по матрице души, получает определённые значения, которые, заметьте, индивидуальны для каждого человека. Ведь даже образы, вызываемые одной и той же строфой о горных вершинах, у каждого будут различными. У одних будут горы синие или фиолетовые, как на картинах Рериха, у кого-то высокие и скалистые, у других – пологие и поросшие лесом.
            
Именно душа и создаёт индивидуальное для каждого действие разрозненных слов, придавая им свой смысл и значение. Душа синтезирует из отдельно взятых слов лично значимый смысл. Душа «работает» на языке переживания.
            
Можно так представить, что душа наполняет жизнью отдельные разрозненные слова. Точно так же душа должна оживить и одушевить всё сознание, придав смысл разрозненным образам, сигналам и ощущениям, содержащимся в нём.
            
Возвращаясь к стихам: не секрет, что многие абсолютно глухи к поэзии. Почему? А потому, что душа и сознание у них существуют порознь и под воздействием стихотворных строчек не соединяются. Для таких людей даже самые гениальные стихи остаются набором слов, который им ни о чём не говорит.
            
И у людей, понимающих поэзию, сознание окунается в матрицу души лишь на короткое время – на то время, когда они читают стихи и находятся под их впечатлением. Потом «счастливый союз» души и сознания снова нарушается, а человек продолжает вести своё обыденное полусонное существование.
            
Совершенно идентичные примеры можно почерпнуть в сферах музыки, живописи и практически любого творчества.
            
Если сделать процесс соединения души и сознания осознанным и желанным, а ещё того лучше – постоянным, восприятие жизни может стать иным, более радостным, вдохновляющим и осмысленным, как восприятие высокого искусства. Даже когда встречается в жизни проза, бывающая омерзительной или страшной, восприятие останется, по крайней мере, адекватным, потому что будет осознанность – это душа связана с работой сознания.
            
Образ, что душа – это матрица, достаточно простой. А теперь нужно представить более конкретный (не утверждаю, что самый точный и удачный) образ: эта матрица является голографическим изображением. Она отражает и записывает на себе все многочисленные состояния, присущие нашему сознанию. При этом она ещё упорядочивает эти состояния. Очищает от наносного, навязанного. Очищает через духовные переживания. Духовные переживания связывают её с мировой душой, с единым энергоинформационным полем или с Богом, – как кому нравится.
            
Душа отдельного человека – это часть мировой души, и она живёт в соответствии с законами мировой души. Именно душа позволяет человеку почувствовать упорядоченность, гармонию и одушевлённость окружающего мира, понять высшие законы мироустройства.
            
Голограммы души – это не то, что называют памятью, поскольку душа сама по себе памятью не обладает. Это лишь считывание «отпечатков», фиксация образов. А вот интерпретация увиденных образов зависит от свойств самого человека.
            
На свойстве души улавливать образы основан феномен творчества. Творческий человек берёт образы извне – из прошлого, настоящего, будущего, из самой мировой души. И чем более чутко он воспринимает, синтезирует и осмысляет эти образы, тем более гениальным творцом становится.
У большинства людей сознание обращается к душе не так уж часто, наверное поэтому гениев мало. У обычного человека в сознании преобладает логика. В мышлении – линейность. Душа при этом неизбежно отодвигается в сторону. Душа синтезирует образы и ощущения, придает им целостность, смысл и значение, в чём, собственно, и состоит процесс восприятия художественных произведений, и иного творчества как такового. Логика, наоборот, всё расчленяет, разбивает на части и разъединяет, а с соединением получается не всегда и не лучшим образом.
            
Функция логического ума – расщеплять и анализировать. Функция души – соединять и синтезировать. И вот что важно: человек ощущает себя счастливым только в процессе соединения и синтеза. Это не означает, конечно, что анализировать вообще ничего не нужно. Иногда анализ просто необходим – но любой анализ имеет смысл лишь как ступень к последующему синтезу, а не как самоцель.
            
Однако, оказавшись полностью во власти логики, большинство людей так и не приходят никогда к счастью синтеза, соединения – а значит и к счастью творческого созидания. В итоге им всё время кажется, что мир вокруг рушится, распадается на части, а сами они теряют почву под ногами. Это не удивительно – ведь их душа настолько слаба и неразвита, что не может ощутить действие мировой души, не может увидеть целостность, единство, гармонию и красоту мира вокруг себя.


Рецензии