2. Виды редакционных планов

2.       Виды   редакционных планов  (долговременный,   перспективный, недельный и др.). Условия планирования номера. Чтобы газета выходила точно в срок, а ее подразделения функционировали ритмично, планирование работы редакции необходимо. Редакционный план — это конкретная программа действий журналистов на определенном отрезке времени. В нем указаны тематические направления, содержание  материалов,  их жанровые  особенности,  сроки  подготовки,  последовательность публикации, организационно-массовые мероприятия редакции, лица, ответственные за исполнение всего намеченного. В работе  задействована  целая система планирования, состоящая из ряда локальных редакционных планов. Исследователи  печати  в  книге «Планирование  работы  в  редакции»  выделяют несколько принципов редакционного планирования. В их числе: • системный подход к планированию — необходим, прежде всего, для последовательности,  ритмичности  и  непрерывности  в  работе  редакции •  сочетание перспективности и оперативности.
• комплексность. В ее основе лежит стремление к охвату редакционным планом всех важнейших тем и проблем.
• программно-целевой подход — находит широкое применение при Долговременной  кампании,  дискуссии  по  важной  проблеме,  позволяет  координировать усилия нескольких журналистских коллективов;
•  гибкость —  при  изменении  ситуации,  подхода  к  освещению  той  или  иной
Проблемы.
•  учет  прямой  и  обратной  связи —  дает  возможность  определить  уровень
требований аудитории к газете, т.е. получить те качественные характеристики.
Все редакционные планы различаются, прежде всего, по субъектам планирования (по тому, кто планирует свою деятельность), по объектам планирования (по тому, что планируется) и по периоду планирования (время действия плана).
Субъектами планирования в редакции является большая часть коллектива, практически  это  все  творческие  работники,  так  как  каждый из них  в  той или иной  мере  участвует  в  разработке  планов.
Объекты планирования:
•  тематика (отраслевая, общеполитическая, региональная),
•  жанры (информационные,  аналитические,  художественно-публицистические),
•  авторы материалов (с  учетом их  социального, профессионального,  возрастного, регионального состава),
• организационные мероприятия для сбора и распространения информации
(пресс-конференции, «круглые столы», опросы, анкеты, «горячие линии»).
Источники планирования исследователи подразделяют на три группы:
•официальные(правительственные учреждения);
• неофициальные(ред.почта, звонки читателей);
• внутриредакционные(секритариат, собкоры).
Редакционное планирование представляет собой систему различных по охвату времени планов. В их числе долговременный план развития газеты, перспективный план, месячный план, недельный план, план номера, план целевого номера, план газетной кампании, план организационно-массовой работы, план внутриредакционной  работы,  индивидуальный творческий  план журналиста, бизнес-план редакции.
Долговременный план развития газеты рассчитан на несколько лет. В годы советской власти это был, как правило, пятилетний план, который совпадал с пятилетним народнохозяйственным планом страны. Этот вид плана охватывает основные стороны деятельности и включает в себя:
• материально-техническое обеспечение развития газеты (типографское, компьютерное оборудование, оргтехгника, внедрение научной организации труда);
•  изменение  структуры  редакции,  ее  состава,  определение  потребности  в журналистских кадрах и уровня их подготовки (некоторые редакции, издательские дома организуют в своих стенах школы журналистики для подготовки тех сотрудников, которые им нужны);
•  изменение  читательской  аудитории,  обуславливающее  повышение  тиража издания, привлечение новых категорий подписчиков, покупателей;
•  изменение  объема  и  долговременной модели  газеты —  ее  тематической структуры,  системы  рубрик,  верстки  и  оформления  в  связи  с  расширением читательской аудитории.
  Перспективный  план  является  основой  работы  редакции. В нем указываются:
• основные тематические направления,
• рубрики,
•  важнейшие  темы,  которые  должны  освещать  отделы.  Вспомогательными планами к основному служат тематические планы собственных корреспондентов, плана краткосрочных кампаний,  внутриредакционной работы (творческие совещания, конкурсы, тематические Штучки), массовой работы.               
Месячный план представляет собой среднесрочное планирование, являются важным видом текущих рабочих планов. Он дает отделам редакции время  достаточное  для  подготовки  серьезных  выступлений,  обеспечивая  вместе  с  тем оперативность в постановке важнейших тем. Разделение таким образом на три части квартального перспективного плана, он конкретизирует последний, обеспечивает его последовательное выполнение. В месячном плане уже конкретно
 указываются:  рубрика, тема,  автор,  отвечающий  за подготовку выступления, жанр публикации, ее объем я строчках, срок предоставления  материала  в  секретариат.  Для  отделов  специализирующихся  на оперативных материалах (отделы информации, писем, иллюстрации), планирование ограничивается конкретными рубриками которые и ориентируют сотрудников в их работе.
Недельный  план —  один  из  видов  оперативного  планирования.  Тематический, максимально конкретный. Он отражает содержание газетных номеров в
течение недели и участие в них каждого творческого подразделения служит непосредственным фундаментом для плана номера. В нем кроме конкретного указания тем, объема, авторов материалов учитывается география публикаций, рациональные пропорции положительных и критических, крупных и мелких, проблемных и оперативных публикаций, разнообразие жанров.
План номера — конечная цель в планировании всей газетной работы. В нем указываются все сведения — заголовки материалов, точные формулировки тем, рубрики,  объем  текстов  в  строчках, жанры,  в  которых  они  написаны,  отделы редакции  и  авторы, подготовившие материалы,  их  графическое  расположение на  газетных полосах. При планировании номера  важно  соблюдать  следующие условия:
• широту географии публикаций;
• разнообразие жанров;
• разномасштабность материалов (крупные, мелкие);
 • соотношение проблемных и информативных публикаций;
• сбалансированность положительных и критических материалов; представительность редакционных отделов на полосах номера в соответствии со степенью значимости каждого из них в структуре редакции;
• соотношение материалов, написанных сотрудниками редакции и авторами;
• разнообразие социального состава авторов;
•  пропорциональность  собственных  редакционных  материалов  и  текстов  ин-
формационных агентств;
• шрифтовое и оформительское разнообразие;
• разнообразие заголовков;
• неповторяемость макетов полос;
• соответствие материала тематике полосы (первополосные, на последнюю полосу);
• соответствие объема материалов объему площади газеты.
План номера должен учитывать также запросы различных категорий читателей,  связь  с  предыдущими  номерами  в  содержательном  и  графическом  отношении. Понятно, что соблюдение такого количества условий одному человеку не под силу. Здесь нужен коллективный опыт. Вот почему при планировании и выпуске  номера  в  работу  включено  большое  количество  сотрудников  редакции.


Рецензии