Жить со сверхзадачей

               

                ЖИТЬ  СО СВЕРХЗАДАЧЕЙ
               
               

                «Философия – царская дорога к Богу» Рамбам
                «Идея Бога есть доказательство бытия Бога»               
                Рене Декарт

        Приведенные высказывания известных мыслителей выражают как эмоциональное, так и интеллектуальное начало в стремлении осознать себя перед лицом Творца. Поиски Бога в настоящем контексте - поиски самого себя, это дорога длиною в жизнь, своеобразная сверхзадача.  Не потому ли у евреев символом веры является уходящая в небо лестница Иакова, на которой нельзя останавливаться; можно или спускаться, или подниматься. В одной из легенд рассказывается, как некий усопший дух вечно странствует от дома к дому, от одних людей к другим. Вдруг останавливается и не может идти дальше, тут он замечает старика, который спрашивает его: «Почему ты здесь стоишь?» Тот отвечает: «Я не могу идти дальше». На это старик говорит: «Плохо твое дело. Если ты промедлишь здесь, и не будешь двигаться всё дальше и дальше, ты утратишь свойство духа и остановишься на этом месте как бессловесный камень». Окаменелость души – это утрата духовного поиска.
        Желание написать настоящую статью возникло у автора после неудавшейся лекции в аудитории, которая думала с точностью наоборот, то есть, ни о каком духовном поиске и речи не могло быть. Лектора обвинили в отсутствии профессионализма и незнании основных положений иудаизма, согласно которым, евреи, дескать, давно ничего не ищут, потому, как уже всё нашли: «В Торе всё сказано». К уверениям лектора о значимости мировой культуры в осмыслении себя, своего индивидуального - творческого начала слушатели отнеслись агрессивно, в лучшем случае безучастно.   
     Стремление к образованию, знанию, случается, расценивают как измену Торе, или объясняют «гордыней, которая хуже невежества». О связи иудаизма с просвещением и наукой правомерность мнение Рамбама: «Я считаю, что сделать людей лучше поможет только знание, а не слепая вера, и только этим объясняется, что мой народ, призвание которого знать, не имеет равных себе в мире». И далее: «Верующий непрестанно ищет истину, подвластный судьбе и смерти, он стоит перед неизвестностью в растерянности и страхе... Бессмертен разум, разумна часть души», - говорил средневековый теолог. Следует
вспомнить: выдающиеся мудрецы Торы были образованы в разных областях; если бессмертен разум, то приобретенные в жизни естественные и метафизические знания подготовляют душу к будущему миру. Рай, где растет древо познания, Хорхе Луиз Борхес представлял похожем на библиотеку. ( См. «Поэма даров»)
        Вернемся на землю - образование в широком смысле помогает познать самого себя, развить и реализовать свои способности. Любой дар небес требует участия человека – правильного выбора, мужества, последовательности. Попытки наших религиозных мыслителей соотнести иудаизм с мировой культурой и в, частности, с философскими учениями относятся ко времени контакта евреев с окружающими народами. Первый пытался найти точки соприкосновения еврейского мировоззрения и греческой философии - Филон Александрийский, далее Рамбам, и в современную эпоху – Герман Коген. В наши дни наиболее адекватна настоящей задаче философия экзистенциализма; в центре внимания религиозной веры и  философии экзистенциализма - человек с его поиском, сомнением, упованием. Именно эти проблемы находят отражение в гуманитарной культуре, искусстве, и в частности, в художественной литературе. Вспомним слова И.Канта о том, что он мечтал найти художественную натуру, дабы воплотить свои идеи чистого разума: идею Бога, Бессмертия, Свободы в художественные образы.
     Осмысление своего интеллектуального «я», поиск своих духовных путей – своеобразная логотерапия, то есть терапия словом, смыслом. В отличие от бессознательных эмоциональных влечений логотерапия акцентирует внимание на личностных осознанных установках. Индивидуальность формируется в процессе познания, интеллект и желание знать - первичны. Альфред Адлер – основоположник системы индивидуальной психологии, в отличие от своего коллеги З.Фрейда утверждал примат разума; бесконечно не либидо (бессознательное сексуальное влечение), а интеллектуальная потребность. 
     О значимости осознанного постижения себя перед лицом Творца пишет современный еврейский религиозный мыслитель Авраам Иехошуа (профессор этики и мистики): «Иудаизм не душевное качество, а духовная жизнь. С душой мы рождаемся, дух же должны приобрести». («Земля Господня», Библиотека-Алия, стр.82). Авраам Иехошуа Хешель наш современник (1907-1973), получил традиционное еврейское образование; по отцовской линии он из рода Дова Бера бен-Якова Магида. Заметим, что первые магидим проповедовали, отвечая на обращенные к ним вопросы слушателей, учили методом Сократа, способствующему рождению мысли. Книга Хешеля «Страсть к истине» - попытка создать религиозную автобиографию - своеобразный мистический опыт. Именно осознание мистического опыта наполняет духовным содержанием спекулятивные формы познания. О том же читаем у рабби Шнеура Залмана в «Тании» - «Книге средних», где освещаются моральные и философские проблемы природы человека: «В желании мудрости, постижении, знании – вся жизненная сила. Отсюда любовь, доброта, милосердие и всё остальное. (См. Тания, Иерусалим 1998, стр.311) И далее: «Первое достоинство и ступень у творений – это мудрость, и потому она называется началом. Она начало и источник всей жизни». (Там же. Стр. 402).
      Можно говорить, что и чувство одиночества, различные комплексы в большей степени обусловлены не отсутствием физического партнера, а невозможностью реализовать свой духовный потенциал. Интеллектуальная близость часто является условием прочных личных отношений. Духовное, интеллектуальное начало создает личность, дает ей устойчивый центр; знание помогает понять свое предназначение. Если в буддизме карма (заданность судьбы), у античных греков рок (неотвратимость судьбы), то у евреев – предназначение. Два с половиной года спорили школа Шамая и школа Гиллеля. Одни говорили: «Человеку лучше не быть созданным, а другие – человеку лучше, что он создан. Посчитали голоса и решили: человеку лучше не быть созданным, ибо страданий больше, чем радостей. Но теперь, когда он уже создан, пусть подумает о своих деяниях».
      Стремление к всестороннему образованию – один из доминирующих мотивов становления творческого самосознания. Здесь правомерен свой индивидуальный путь – автономия разума. Иудейская вера не исключает и сомнение, что предполагает самостоятельное начало в познании мира и себя в нем. Смелость сомнения, возможность вопроса предполагают поиск истины. Дерзость ума Менахем Мендл из Коцка превратил в добродетель, слепая вера раздражала его так же, как посредственность. «Об одном прошу вас, - обращался рабби к ученикам, -  будьте сильными, даже если для этого вам придется противиться судьбе. И если в поисках истины вам придется противостоять Богу, да будет так!» (Цитируем по кн. Эли Визеля, «Рассыпанные искры», Иерусалим, 1987, стр. 192).
        Кризис веры, осознание Бога и себя в Нем – естественные проявления человеческой мысли. В работе рабби Соловейчика «Одинокий верующий человек» читаем: «Я буду исповедоваться перед вами, делясь с вами тревогами, тем, что беспокоит меня больше всего и нередко перерастает в осознание кризиса. Религиозному переживанию верующего присущи внутренние конфликты и противоречия, он мечется между двумя полюсами – между восторженной приверженностью Богу и отчаяньем. Когда он чувствует, что покинут Богом, он страдает из-за непримиримого противоречия между сознанием собственного достоинства и самоотрицанием». (Из книги «Катарсис», Иерусалим 1991, стр. 96). Рабби Соловейчик Иосеф Дов ха-Леви (1903-1993) лидер ортодоксального еврейства, один из крупнейших мыслителей двадцатого века, изучал философию, логику, математику. Выступал за активное участие евреев в жизни современного общества. Галахические проблемы изучал с философской точки зрения.
        Именно потому, что человек может усомниться, деяние, действие в иудаизме становится выше веры; поступать ты должен сообразно Закону. Настоящее положение И.Кант сформулировал как категорический императив – общезначимое нравственное предписание, безусловный принцип человеческого поведения – закон.
        Вера на уровне догмы ведет к фанатизму, напротив, осмысление своей личной причастности к вере является стимулом развития интеллекта. «Блажен человек, который снискал мудрость и приобрел разум». (Притчи, 3, 3). Маймонид учил: «Бессмертие дано только познающей части души. Только приобретший разум переживет тело, только та благородная часть души, которая честно и успешно трудилась над познанием истины».
     Авторитарный или гуманистический принцип религии не может не сказаться на формировании нашего самосознания. Мы не разделяем посылку христианской теологии о том, что для спасения души разум и наука не только не нужны, но могут быть вредны, ибо внушают «умственную гордость», препятствуют смирению. Не согласны и с тем, что человек сознает себя нравственной личностью поскольку чувствует себя созданным для другого царства. Единство божественного и человеческого разума предполагает не уход от жизни в другое царство, а утверждение жизни, полноту бытия здесь – на земле. В иудаизме царство земное и царство небесное нераздельны, равно как сущность и существование. Исключается противоречие между религией и практической жизнью; достаточно вспомнить слова р.Гиллеля: «Кто может вычислить ход небесных светил и не делает этого – творение Божье они не созерцают, дело рук его не видят».
     Образование, интерес к тем или иным наукам стимулирует мыслительную деятельность. «Если человек учится, исследует что-то и у него возникают вопросы, на которые он сам не в состоянии дать ответ, то только тогда ответ и объяснения представляют для него ценность. (См. Тания. Стр. 730). Чтобы получить ответ, надо спросить. Многие узнают себя в рассказе о юном ешиботнике, который бежал за бричкой знаменитого ребби посетившего ешиву. Ребби обещал отдать в жены свою красавицу-дочь любому из учеников, кто ответит на заданный им вопрос. Таковых в ешиве не нашлось. «Мне не нужно никакой награды, только скажи ответ!» - кричал один из мальчиков вслед уезжающему мудрецу. «Ты-то и будешь моим зятем!» - воскликнул ребе.
        А.Эйнштейн мотивацию своей научной деятельности во многом объяснял тем, что когда он возвращался из школы, мать спрашивала его:  «Сколько умных вопросов ты сегодня задал учителю?» То есть мышление будущего ученого было ориентировано на поиск, а не на стереотип. Он же говорил о том, что недостаточно родиться евреем, нужно выбрать свое еврейство, приобщиться к миру сущностных идей.
        Люди сами, в зависимости от склонности ума и души, ставят перед собой своеобразную сверхзадачу: кто-то ищет философский камень; кто-то изобретает вечный двигатель; Икар, мечтая взлететь надел крылья. Алхимики не нашли философского камня; оказался химерой вечный двигатель; разбился Икар – жар восходящего солнца растопил воск скреплявший перья на его крыльях. Но мечта предварила многие научные открытия. Колумб во времена изгнания евреев из Испании отправился в кругосветное путешествие, мечтая найти рай для своих соплеменников, а нашел Америку. Тоже не плохо.
        Именно на поиск ориентировано еврейское религиозное воспитание. Комментарии к текстам Талмуда, будучи не догмой, а уяснением истины, стимулируют интеллектуальную активность, самостоятельный подход к жизни. Может быть, именно свободомыслием, независимостью мышления евреи были так ненавистны тоталитарным режимам. Свобода воли составляет основу иудейского самосознания; божественная природа человека в том и состоит, что он выбирает и отвечает за свои поступки. Есть мнение мудрецов по поводу того, что Бог простил бы Адама, если бы тот взял грех на себя и на вопрос Создателя: «Кто сказал тебе, что ты наг? Не от дерева ли, о котором я заповедовал тебе не есть от него, ел ты?» не сослался на Хаву: «Жена, которую Ты дал мне, она мне дала от дерева, и я ел». Испытание человека состоит в возможности выбора, но может быть и обратное явление – нежелание выбирать и отвечать за свой выбор. «Бегство от свободы» - назвал свою работу Э.Фромм, где дает анализ состояния человека до индивидуалистического общества, в котором, будучи ограниченным в реализации своих способностей, он был в безопасности и покое.
     Свобода от сообщества дала независимость и в то же время породила чувство бессилия и тревоги. Человек оказывается перед выбором: либо вернуться в первоначальное состояние с помощью новой зависимости, нового подчинения, либо дорасти до полной реализации своей личности. Если этого не происходит, свобода становится бременем, источником страданий. Возникает желание снова примкнуть к стае, и таким образом избавиться от чувства ответственности и одиночества. Эрих Фромм он же Зелигман (1900-1980) – психолог, психоаналитик, изучал философию, знал Тору, Талмуд – утверждал, что Тора и мессианская идея вдохновили его на исследование природы человека.
        По поводу одиночества общеизвестен факт: чем больше развита личность, тем острее трагическое сознание обособленности. Рабби Соловейчик в вышеозначенной работе спрашивал: «Кто больше чувствует одиночество: первый астронавт, высадившийся на луне, перед которым открылась фантастическая устрашающая панорама, или человек, увлекаемый толпой, который обменивается со знакомыми новогодними пожеланиями?» Есть резон согласиться с тем, что будучи одним на луне, где есть новые впечатления, нечто таинственное, неизвестное лучше, чем быть в окружении чуждых по духу людей.
        В плане понимания свободы как прорыва из стадного сознания Сэлинджер (отец из рода раввинов) – очень еврейский писатель. В романе «Над пропастью во ржи» он дает образ ищущего, не идущего на компромисс мальчика-подростка. По поводу осознания и формирования себя актуальны слова Гершома Шолема: «Сценарий жизни, который предлагает иудаизм человеку, настолько тесно связан с развитием личности, что в определенном смысле его можно рассматривать как пьесу для одного актера». (См. Основные течения в еврейской мистике, Иерусалим, 2004).
        Каждый сам выбирает себя,  при этом причастность к общечеловеческой культуре, не уничтожает личностное начало, а наоборот – стимулирует к творческому труду, развитию способностей. Здесь важно уяснить вопрос не «от чего ты свободен», а «для чего ты свободен». Анализируя творчество немецкого еврея Франца Кафки, в частности обращаясь к его романам «Замок» и «Процесс», Э.Фромм акцентирует внимание на ответственности каждого за самого себя. . Э.Фромм рассматривает творчество Ф. Кафки как стремление понять, прорваться к сущности мироздания – к Богу. Герман Гессе назвал Франца Кафку талмудически мыслящим богописателем.
       С одной стороны, нам дано право выбора, с другой – мы расплачиваемся за свой выбор судьбой. Например, если художник посвящает своему искусству жизнь и не получает признания, то в глазах современников он выглядит чудаком и невротиком. Так же революционер: если революция победит, он станет государственным деятелем, в противном случае окажется преступником. В любом раскладе проявление личности, выбор предполагает риск; люди стаи не выбирают. Настоящие отношения между людьми – тоже выбор и могут быть между индивидуальностями, ибо основаны на признании права другого на своеобразие. «В гуманистической религии, - пишет Эрих Фромм, - Бог – образ высшей человеческой самости, символ того, чем человек потенциально является, или каким должен стать. В авторитарной религии Бог единственный обладатель того, что первоначально принадлежит человеку: он ведает его разумом и любовью». (Статья «Психоанализ и религия». В сб. «Сумерки богов». М.1989, стр. 176). 
        В основе иудаизма – свобода и творческая реализация личности. У рабби Соловейчика читаем: «Понятие образ Божий в первом описании сотворения человека относится к Боговдохновенному таланту человека-творца. Человек как бы уподобляется Богу в своем стремлении и способности быть твоцом». («Одинокий верующий человек», в кн. «Катарсис», Иерусалим, 1991, стр.102)
При этом представление о должном, мечта, которая казалось бы не имеет никакого практического основания, часто оказывается реальней действительности. О еврейском иррационализме писал Амос Оз: «Великие дела совершаются именно мечтателями; если бы малочисленные мечтатели и борцы были бы реалистами, не состоялось бы возрождение Израиля». Мечтательность – своеобразный инстинкт самосохранения. Может быть, в этом и состоит одна из особенностей нашего национального самосознания.
        Иудаизм – творческая религия. Закон не на небе, а на земле. Авраам Иехошуа Хешель в книге «Израиль – эхо вечности» (Иерусалим, 1982г.) пишет: «Быть живым человеком – значит быть открытым всем противоречиям и изъянам; противостоять многим вызовам и разочарованиям. …Жизнь в Израиле сегодня – испытание, эксперимент для всех нас. Жизнь за пределами Израиля – уклонение от участия в драме, источник растерянности и бесчестия».(стр. 57-58) В книге Авраама Хешеля «Страсть к истине» (в Израиле вышла под названием «Коцк») дается биография Менахема Мендла Моргенштейна из Коцка – талмудиста, главы польских хасидов. Авраам Хешель представляет Менахема Мендла мятежником, бунтарем в отстаивании справедливости. Так, узнав о новых погромах, опустошающих еврейские общины Польши и России, рабби гневно стукнул кулаком по столу и вскричал: «Я требую, чтобы справедливость восторжествовала, я требую, чтобы Высший Судия повиновался своим собственным законам! …Неужели я должен поверить, что эта история без судьи и справедливости?» (Цитируем по кн. Эли Визеля «Рассыпанные искры», Иерусалим, 1987, стр.188). Трагическое мироощущение человека, видящего несоответствие между должным и действительностью, выражено следующими словами: «Одной ногой я стою на седьмом небе, другая проваливается в бездну». (Там же, стр.192) В течение всей жизни Авраама Хешеля преследовали две идеи из хасидского наследия. Часть его существа влеклась к Баал-Шем-Тову, у которого он учился любви к простому человеку, состраданию к заурядному еврею, заботе и интересу ко всем. Другая часть его души влеклась к суровой фигуре Менахема Мендла, который ратовал за истину, бескомпромиссную честность, ненавидел ханжество и ужасался при мысли о том, на какое огромное зло и самообман способны даже хорошие люди». (О чем см. послесловие в кн. «Израиль – эхо вечности»). Именно благодаря упорному бескомпромиссному поиску, труду совершается в мире духовное обновление.
        Творец в нашей религии хочет соучастника, достойного партнера, а не рабского безответного исполнителя. Настоящее положение отмечается не только в русской литературе, но и в философии. В.Соловьев самосознание в иудаизме понимает следующим образом: религия не уничтожение человека в универсальном божестве, а личное взаимодействие между божеским и человеческим «я». «Именно потому, что еврейский народ был способен к такому пониманию Бога и религии, он мог стать избранным народом Божьим». (Вл. Соловьев. Еврейство и христианский вопрос. В кн. Тайна Израиля. СПБ 1993, стр.39) И далее: «Та истинная религия, которую мы находим у народа израильского, не исключает, а напротив требует развития свободной творческой личности, её самочувствия, самосознания и самодеятельности». (Там же, стр.41) Еврейская нация, самая древняя из ныне существующих, выжила за счет экзистенциальной причастности Богу, нераздельности религиозного сознания и морали. Суть философии иудаизма выражена М.Бубером в книге «Я и Ты» - бытие как диалог между Богом и человеком.
        Религия Израиля, где человек ведет разговор с Богом один на один, диалог без посредника является свободной творческой религией. В познании мира и Бога два пути: путь интеллекта и путь чувств. Иудаизм подчеркивает приоритет рационального постижения мира; интеллект более значим, нежели эмоции. При этом разум развивается в процессе познания. «Любовь к познанию – любовь к Творцу» - один из основных принципов иудаизма. Всесторонне образованный р.Кук соединяет интеллектуальный и мистический подход; здесь нет противоречия, ибо мысль рождается чувством, а мистика включает и разум и волю.  Образование должно быть всесторонним. Опасность, грозящая еврейству, не в образовании, а в его отсутствии. Вспомним слова, сказанные Виленским гаоном переводчику геометрии Эвклида на иврит: «Изъян в знании математики влечет стократный изъян в знании Торы». Вспомним так же, что ешиботники Литвы ездили в Кенигсберг слушать лекции И.Канта.
        «Отдельный человек в этом мире – новшество, и приходит в мир, чтобы реализовать свою неповторимость», - говорил М.Бубер. Мы понимаем творческую самореализацию в аспекте самостроительства – созидания самого себя и окружающего мира – то своеобразная сверхзадача, которая дает чувство пути. При этом правомерны разнообразные способности, которые во благо человеку; в Талмуде читаем: «Спросили у Ильи-пророка, есть ли на базарной площади кто-нибудь, кому отведено место в будущем мире? –Да, - ответил пророк, - вон тем двум шутам, которые веселят людей». (Талмуд, Таанит) 
        Не искусство, наука и философия угрожают религии, а незнание их…



 
 
          
   
 
               


Рецензии
1) Вера на уровне догмы ведет к фанатизму, напротив, осмысление своей личной причастности к вере является стимулом развития интеллекта.

2) Именно на поиск ориентировано еврейское религиозное воспитание.

3) Еврейская нация, самая древняя из ныне существующих, выжила за счет экзистенциальной причастности Богу, нераздельности религиозного сознания и морали.

4) Всесторонне образованный р.Кук соединяет интеллектуальный и мистический подход; здесь нет противоречия, ибо мысль рождается чувством, а мистика включает и разум и волю.

5) Не искусство, наука и философия угрожают религии, а незнание их…

Обращаю внимание на пять приведенных выше цитат из статьи.

1) Выражения “вера на уровне догмы” и “личная причастность к вере” кажутся мне тавтологией (вера и есть догма), (личная причастность к вере и есть вера).

2) Звучит гордо, но слишком далеко от современности. Да и к прошлому это может быть отнесено только с помощью хорошо подобранных цитат.

3) Понятия “нации” и их “древности” трактуются по разному, и не будет спорам конца. Заманчиво искать корень выживаемости еврейской нации, но трудно рассчитывать на то, что еще один предложенный ответ станет исчерпывающим.

4) Это очень спорное утверждение. Разве что цитатами можно его подтвердить.

5) Эта мысль логично завершает статью, она афористично и красиво выражена, но страшно далека от реальности.

Дан Берг   02.04.2013 19:41     Заявить о нарушении