Мои вилимовцы

   За триста лет существования  деревни Вилимовки здешние Лопатины до  того  перероднились между  собой, что перестали  признавать  за  свою  родню  даже двоюродных братьев. А на троюродных сёстрах жениться и церковь не  запрещала. Так, что Лопатины  женились на Лопатиных, а  девицы  Лопатины беспрепятственно выходили  замуж  всё за тех же Лопатиных. Однако многие  парни  ездили  сватать  невест, которых им  заранее  подсмотрели родители, и в  окрестные  деревни:  Шаманы (Матвеевка), в Малое Кемское, Березники, в Мокрушу, Пятково, Водорезово и даже в отдалённую деревню Башкиры  (Курбатово).           Вилимовский мужик Федот Кирьянович Рыбников    сосватал в Малой Елани девицу Ульяну Ростовых, а вместе с нею привёз в Вилимовку и её незамужнюю сестру Пелагею. Жил Федот с обеими сёстрми   на равных. И та, и другая  периодически  радовали его то сыном, то дочкой. Любвеобильны и плодовиты были  встарь  крестьяне.
   
  О своих пращурах из рода Лопатиных  я узнал тоже  из    архивных книг Мокрушинской  церкви. «Докопался» даже  до прапрадедов, живших в 19-ом – начале 20-го веков. Все  поколения  моих Лопатиных как родились в Вилимовке, так никуда из неё и не уезжали. Разве, что только на военную  или какую другую  государеву службу. Все по записям именовались, как «крестьянин деревни Вилимовской» или  «деревни Вилимовской крестьянина Лопатина Василия  Дмитриева дочь такая-то».
   
   Глубоко ушли в вилимовскую землю корни наших предков: моих прапрадедов  Дмитрия Антиповича и Никифора Андреевича Лопатиных, прадедов, (их сыновей) Василия Дмитриевича и Данилы Никифоровича; деда Петра Васильевича и законной его жены, моей бабушки Лукерьи Даниловны, а потом и их дочерей --  Устиньи , Елизаветы и их брата  Зиновия.
   
   Лет  до девяти я тоже жил под фамилией Лопатин. Потому что родился и рос  в Лопатинской семье. Когда пришло время  идти в школу, меня сначала  записали Лопатиным. Но тут  возмутилась моя мудрая бабушка  Лукерья: «Это как же так ? У парнишки есть какой-никакой законный отец, который  живёт от него в семи верстах. Может, Бог даст, судьба их еще сведёт и  будут жить  по-родственному». Как всегда бабушка  видела  вперёд  дальше  моей матери. И с тех пор меня даже  в колхозных трудовых книжках и ведомостях стали  именовать  как «Ростовых Гена», а то и «Игнатей Ростовых». Чуть грамотный бригадир Павел Еремеевич в нарядах о сделанной работе писал ещё «понятнее»- «генка устинин». Вот так запросто протянулась через  меня  родственная ниточка от одной родовой  деревни Вилимовки к другой  родовой деревне Малая Елань.
 
   Видимо, люди, из поколения в поколение, живущие  на одном и том же месте, сливаются энергетически  с природой, и она не отпускает  от себя наиболее  чувствительные натуры. Одним из таких был мой  отец. Всю жизнь он был  «привязан» к своей Мало- еланской земле  и  не смог  оторваться от родных  мест. Мою душу тоже держит «на привязи» вилимовская земля, политая извечным крестьянским  потом  предков. Туда, в родную, уже не существующую  Вилимовку, перед смертью из Мокруши   порывалась уйти моя  мать.
   Нет, не зря в народе назвали  «корнями»  те места, где родился и вырос человек
               


Рецензии