23. Журналистика как массово-информационная деятел

.      23.Журналистика как массово-информационная деятельность. Отличительные особенности СМИ от иных профессиональных источников (средств массовой коммуникации).
1. Журналистика как массово-информационная деятельность
 Термин информация произошел от латинского слова "informatio" - "сообщение, изложение, некоторые сведения, совокупность данных".  Сама сущность журналистики заключается в поиске, сборе, обработке, интерпретации и распространении информации. Информация – "результат отражения многообразия действительности, такое знание, которое потребно и у которого есть потребитель". Е. Прохоров выделяет  три понимания термина "информация" в журналистике. В узком понимании этим термином обозначается событийная информация: информационные жанры вообще, информационная заметка, хроника (совокупность кратких некомментированных сообщений). В широком понимании информация - это вся совокупность сведений, которые несет журналистика аудитории: любые опубликованные в СМИ произведения, их место на полосе или в сетке вещания, характер заголовка газетной публикации и размере шрифта, интонации диктора или комментатора. Т. е. к событийной информации добавляется комментированная информация, а к содержательному уровню – формальный уровень. Третье понимание - специальное. Информация рассматривается как новое знание. Хроникальная заметка, содержащая важную новость, при таком подходе может быть более информативна, чем развернутая статья с банальным содержанием.
 Журналистика имеет дело с  "массовой информацией". Какой смысл заложен в определение «массовая»? В мировой науке еще на заре зарождения коммуникативистики, в 30-е г. ХХ века "массу" определяли как "спонтанно возникающую коллективную группировку", требующую определенной организации, в том числе и при помощи СМИ. Противопоставлялось безликой «массе» понятие  публики. Под публикой понималась совокупность индивидов, которые в отличие от массы как таковой, осознают свои интересы, активно включены в процесс их реализации и обладают своим прилюдно выражаемым мнением. Отсюда пошло английское выражение "publicopinion", которое обозначает не общественное мнение в целом, как часто его переводят у нас, а мнение публики, т. е. активной части масс.
Массовая  информация, в отличие от специализированной информации, "общезначима и общедоступна", она играет "роль духовного моста между представителями разных социальных общностей». Массовая информация предполагает: во-первых, направленность на массу при отсутствии непосредственного контакта, независимо от величины и пространственной рассредоточенности аудитории; во-вторых, соответствие информационным потребностям массы; в-третьих, доступность аудитории в содержательном и финансовом плане; в-четвертых, возможность одновременного получения всей массой; в-пятых, стремление к созданию единой позиции массы по жизненно важным вопросам; в-шестых, открытость для участия в работе СМИ всех желающих представителей массы.
Массовая информация удовлетворяет ряд жизненно важных потребностей современного общества. Основной среди них является потребность в формировании массового сознания. Под массовым сознанием понимается совокупность представлений различных социальных групп о явлениях окружающей действительности, затрагивающих их интересы. По образному выражению Г. Лазутиной, массовое сознание играет роль "камеры эталонов" при освоении вновь поступающей информации. Эту ведущую потребность удовлетворяют публикации, затрагивающие глобальные, общие вопросы политического, экономического, нравственного характера. При отсутствии таковых массовое сознание будет формироваться под воздействием других текстов – бульварной, нигилистической, экстремистской журналистики.
Потребность в приеме и оперативном распространении сведений об общественно значимых изменениях действительности удовлетворяется при помощи новостных, информационных материалов, оповещающих о происходящих событиях и возникающих проблемах.
 Существует потребность в самоопределении общественного мнения. Позитивному или негативному реагированию общества на изменения условий существования способствуют аналитические тексты, комментарии, содержащие различные мнения о происходящем.
 Потребность в распространении решений, принимаемых государственными управленческими институтами с целью побудить массы к соответствующим практическим действиям обслуживают публикации, содержащие информацию о решениях институтов управления – как информационные, так и аналитические.
 Поддержание нужного жизненного тонуса общества (такого психофизического состояния людей, при котором в случае необходимости легко возникает и реализуется готовность к действиям), по мнению Г. Лазутинойосуществляется за счет текстов развлекательного характера. Однако следует заметить, что в силу различных причин - политического, экономического характера, в зависимости от конкретного государственного устройства,  стоящие за средствами массовой информации кукловоды  при помощи манипулятивной пропаганды могут поддерживать в обществе и настроения ложного оптимизма, идиллического незнания или нагнетать истерию, атмосферу страха и подавленности.
 Потребность в поддержании необходимого уровня межгрупповых контактов, который способствует согласованности общественных практических действий находит отражение в публикациях, которые утверждают специфические групповые ценности – национальные, профессиональные, возрастные.
Справочные, рекламные и эпистолярные материалы в СМИ служат для удовлетворения еще одной потребности в оказании помощи членам общества при возникновении у них проблем делового или частного характера.
Массовая коммуникация — это прежде всего процесс производства сообщений и их передачи прессой, радио, телевидением, что предполагает общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры. Своеобразная революция средств массовой коммуникации (Интернет): оказывает возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества и отдельного человека. Массовая коммуникация имеет прямое отношение ко всем этим проблемам и сама может рассматриваться как одна из важнейших глобальных проблем.
В системе массовой информации действуют институты, за которыми закреплены функции сбора, обработки и распространения информации, с одной стороны, и массы, для которых предназначена эта информация, — с другой. Так складываются функциональные отношениямежду участниками—издателем, журналистом, аудиторией.
Массовая коммуникация, как и всякое человеческое общение, тяготеет к установлению обратной связи с адресатом. Только это делает воздействие человека на человека целенаправленным, корректирует его с учетом реакции партнеров по общению: воздействие информации на человека опосредуется его активным отношением к ней. Не имея обратной синхронной связи, субъекты массовой информации вынуждены ориентироваться на вероятного потребителя, на некоторые его характеристики, заранее известные журналисту, определяющие, по его мнению, ожидания от информации и реакцию на нее. При этом расчет делается на характеристики повторяющиеся, типичные, ибо адресат в этом случае массовый. Газеты, радио, телевидение—даже в самом специализированном виде—обращаются к тысячам и сотням тысяч читателей, слушателей, зрителей
Журналист как субъект массово-информационной деятельности
Особая роль журналистики в жизни общества вызывает повышенные требования к работникам средств массовой информации. Речь идет как о профессиональной подготовленности, так и о понимании каждым журналистом своей ответственности перед обществом.
В нашей стране подготовка журналистов в классических университетах ведется с начала 40-х годов прошлого века, до этого журналистов готовили в КИЖах – коммунистических институтах журналистики. Еще в 80-х годах ХХ века журналистскую специальность в Советском Союзе можно было приобрести в 34 учебных заведениях – в университетах, партийных и комсомольских школах, военных училищах. Сейчас в России подготовка профессиональных журналистов ведется более чем в 120 вузах. На Дальнем Востоке первое отделение журналистики появилось во Владивостоке в Дальневосточном государственном университете в 1960 г. Сейчас в этом регионе журналистов готовят в вузах Биробиджана, Благовещенска, Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Хабаровска, Южно-Сахалинска и Якутска. По данным опроса руководителей ведущих российских СМИ, проведенного в 2006 г. Институтом массовой коммуникации факультета журналистики СПбГУ, факультет журналистики ДВГУ занял пятое место среди журфаков страны по качеству журналистского образования.
Пятилетнее обучение в университете (сейчас большинство вузов переходит к четырехлетней подготовке журналистов на уровне бакалавриата) дает журналисту лишь базовое образование. Для профессиональной квалификации журналиста очень важны как самообразование, так и различные формы повышения квалификации – семинары, курсы, стажировки. Постоянно переподготовкой теле– и радиожурналистов занимается находящийся в Москве Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания.
Проблема профессиональной ответственности изучается деонтологией (от греч. «deon» – должное и «logos» – учение). Журналистская деонтология представляет систему знаний о профессиональном долге и личностных качествах журналиста. Различают три аспекта профессиональной ответственности журналиста: гражданский, этический и юридический.

Гражданская ответственность журналиста подразумевает стремление следовать интересам общества и социального развития. Естественно, деятельность журналиста должна соответствовать концепции средства массовой информации, в редакции которого он работает, а концепция СМИ – характеру и потребности той аудитории, на которую оно рассчитано.
Этическая ответственность журналиста предполагает соблюдение принятых в журналистской среде принципов, норм и правил поведения. В профессиональной этике описываются правила поведения в различных сферах журналистской деятельности («журналист – аудитория», «журналист – источник информации», «журналист – персонаж произведения», «журналист – автор», «журналист – редактор», «журналист – коллеги» и др.). На основе представлений о профессиональном долге и высоконравственном его выполнении разрабатываются журналистские этические кодексы.
В нашей стране действует несколько этических кодексов журналистов. Кодекс профессиональной этики российского журналиста был принят Конгрессом журналистов России в июне 1994 г. В апреле 1999 г. руководителями ряда федеральных и региональных телерадиокомпаний была подписана Хартия телерадиовещателей. В апреле 2003 г. была принята Антитеррористическая конвенция средств массовой информации, определяющая правила поведения СМИ в случаях освещения террористического акта и антитеррористической операции. В ряде регионов страны накануне избирательных кампаний представители журналистского сообщества подписывают соглашения «За честные выборы». В июне 2008 г. ряд средств массовой информации Алтайского края подписал документ, призванный регулировать конкурентные отношения в области печатных СМИ.
Соблюдение этических кодексов является добровольным, и допущенные нарушения могут быть осуждены только самим журналистским сообществом.
Юридическая ответственность журналиста предусматривает соблюдение правовых норм, прописанных в соответствующих документах (в Конституции, кодексах, законах, указах, постановлениях и других подзаконных актах). Основные права и обязанности российского журналиста зафиксированы в Федеральном законе «О средствах массовой информации». Юридические нормы, предусматривающие ответственность журналиста за его деятельность, содержатся также в Гражданском кодексе Российской Федерации, в Уголовном кодексе Российской Федерации, а также в ряде других федеральных и региональных законов. Нужно также учитывать, что в соответствии с Законом «О средствах массовой информации» большинство редакций (с численностью сотрудников 10 и более человек) обязаны иметь свой устав, в котором, в частности, прописываются права и обязанности журналиста применительно к данному средству массовой информации.
Журналистское сообщество, исходя из своих специфических социальных интересов, создает различные профессиональные объединения журналистов. В 1990 г. был создан Союз журналистов России, объединяющий журналистские организации различных регионов страны. В дальнейшем возникли и другие профессиональные объединения: Медиасоюз, Национальная ассоциация телерадиовещателей и др.
Основные профессиональные праздники журналистов в нашей стране: 13 января – День российской печати, 7 мая – День радио; 21 ноября отмечается как Всемирный день телевидения. Ведущие журналистские издания – «Журналист», «Новости СМИ», «Broadcasting».


Рецензии