25. Деонтология и ее проявление в журналистской де

25.   Деонтология и ее проявление в журналистской деятельности. Ответственность журналиста (социальная, гражданская, юридическая). ДЕОНТОЛОГИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ – (от греч. deon – долг, должное + logos – учение) – система требований, норм, принципов должного профессионального поведения журналиста; свод правовых и этических норм ответственного поведения работников СМИ; «совокупность «обслуживающих» журналистский долг обязанностей и норм их выполнения вне зависимости от их осознания, как некоей системы категорических императивов журналистского поведения, заданных природой СМИ, действующих в той или иной ситуации»*
Предмет деонтологии журналистики мы редко рассматриваем как самостоятельный, а изучать его надо. Слово не новое и в нашем профессиональном обороте оно существует. В этом явлении заложены ответы на многие вопросы, которые по частностям, по деталям мы рассматриваем вместе с другими темами. Именно рассмотрение журналистики через эту призму поможет нам открыть некоторые пути совершенствования нашего знания, нашей профессиональной практики, что особенно важно. Эрик Фром ставит различие между обязанностью и ответственностью. Понятие «деонтология» существует и как самостоятельное, и в разных областях знания и деятельности. Есть относительно стабильное представление о деонтологии в «зрелых» областях: в медицине, в праве.

В словарях деонтология журналистики определена как свод всяческого рода норм, которые существуют независимо от журналистского сознания: нормы права, этики. Я не выступаю с критикой предложений, я пытаюсь осмыслить, что будет, если мы начнем понимать деонтологию журналистики именно так. Во-первых, мы откажемся от нее как от самостоятельной области регулирования журналистского поведения. Во-вторых, что такое нормы, существующие независимо от профессионального сознания? Мы отказываемся видеть в журналистике журналиста как главную движущую силу, как лицо, которое, главным образом, отвечает за то, что в журналистике происходит. Говорят, что СМИ искажают действительность. Они ничего не искажают, искажают исключительно люди, которые там работают и по-разному относятся к своим профессиональным обязанностям. Различие между обязанностью и ответственностью пролегает по сознанию человека. Журналистское сознание предполагает выбор оснований для профессиональной деятельности. Это сознательный выбор журналиста, ориентированный на крупную категорию нашей жизни. Этика, с которой часто уравнивают деонтологию, имеет дело с долгом. Опорная категория деонтологии — должное, то, что принимается само собой. Каждый представляет должное по-разному, каждый задает вопрос: что самое существенное для мира и чем я могу этому миру помочь? Здесь журналист встает перед выбором ненавязанным, непредписанным. Этот моральный выбор лежит в основе профессионального самосознания. Это должное должно осознаться журналистским сообществом, да и обществом, в котором высказываются о журналистике. Идея должного принимается профессиональным сообществом. Это для нас опора. Мы иногда несколько вульгарно говорим о журналистике как о свободной профессии. Это неправильно. Ведь журналистика — «высокая» профессия, где труд соприкасается непосредственно с человеком. Если мерилом осознания себя в профессии становится успех, уже нельзя говорить о служении. Нужно уметь любоваться человеком, миссия журналиста должна быть выше задачи обслуживания!
профессиональный долг журналиста-это выработанное содружеством журналистов представление об обязательствах перед обществом, которые журналисты добровольно берут на себя, сообразуясь с местом и ролью своей профессии в общественной жизни. Содержание профессионального долга является результатом осознания трудовой группой журналистов социального предназначения и особенностей журналистской деятельности . Поэтому профессиональный долг неизбежно имеет две стороны : объективную 115 и субъективную .
Объективная сторона профессионального долга журналиста определяется теми реально существующими обязанностями , которые выпадают на долю представителей этой профессии в обществе , поскольку только так Журналистика может выполнить свое предназначение , ответить на общественные потребности , вызвавшие ее к жизни . Субъективная же сторона связана с личностным началом профессии , с тем , что готовность к исполнению этих обязанностей изъявляется членами профессиональной общности добровольно и становится для каждого из них внутренним условием существования в журналистике . Так же добровольно в конечном счете осуществляется и выбор конкретного круга обязанностей , образующих для них поле внутрипрофессиональной специализации . Наконец , объем задач , решение которых берет на себя журналист , отвечая на требования профессионального долга , тоже у каждого свой , ибо видение обязанностей и возможности их реализации в достаточной степени индивидуальны .
В соответствии с этим процесс формирования профессионального долга у каждого конкретного журналиста также имеет две стороны . Одну из них образует изучение соответствующих представлений профессионального сознания , вторую — интериоризация тех из них , которые относятся к существу журналистской работы и непосредственно к области избираемой специализации — желаемому « полю самореализации ». По сути дела , эта вторая сторона представляет собой личностное самоопределение профессионального долга, рождающее убеждение в необходимости лично участвовать в выполнении принятых общностью обязательств (« Если не я , то кто ?!»), а в итоге ведущее к возникновению системы внутренних побуждений устойчивых профессиональных установок.
Содержание профессионального долга современного журналиста описано , в частности , в « Международных принципах журналистской этики », принятых на IV консультативной встрече международных и региональных журналистских организаций , проходившей в 1984 г . в Париже и Праге . Этот документ гласит :
« Первейшая задача журналиста - гарантировать людям получение правдивой и достоверной информации посредством честного отражения объективной реальности ».
Именно в такой гарантии и заключена сердцевина общей формулы профессионального долга .
• заботиться о том , « чтобы общественность получала достаточно материала , позволяющего ей сформировать точное и связное представление о мире »;
• способствовать « общедоступности в работе средств массовой информации »;
в выступать « за всеобщие ценности гуманизма , прежде всего за мир , демократию , социальный прогресс , права человека и национальное освобождение »;
• всемерно противодействовать « тираническим режимам , колониализму и неоколониализму , а также другим бедствиям , причиняющим человечеству страдания , таким , как нищета , недоедание , болезни »;
• « способствовать процессу демократизации международных отношений в области информации и коммуникации , в особенности охранять и укреплять мир и дружеские отношения между народами и государствами » 116 .
Данное представление о профессиональном долге журналиста отражает прежде всего функциональную природу журналистики , призванной снабжать общество достоверной информацией о мире и происходящих в нем изменениях , способствовать свободному выражению мнений людей , содействовать утверждению в общественном сознании и общественной практике всеобщих ценностей гуманизма . Вместе с тем такое представление о профессиональном долге журналиста содержит в себе и конкретно - исторические задачи человечества , при решении которых нельзя обойтись без журналистики . И это естественно , поскольку профессиональный долг , как и профессиональная мораль в целом , как и все моральные отношения , есть диалектическое единство вечного , сущностного , с одной стороны , и конкретно - исторического , изменяющегося в соответствии с конкретно - историческими условиями , — с другой .
Наверное , можно дать более широкий и более конкретный перечень обязательств , которые берет на себя журналистское сообщество в соответствии с функциями , вызвавшими журналистику к жизни . Однако едва ли в этом есть необходимость : сущность профессионального журналистского долга передается его общей формулой. Что же касается конкретизации , то она неизбежно происходит при самоопределении профессионального долга и на уровне личностном , и на уровне редакционных коллективов . Осознанно или неосознанно , но каждое средство массовой информации формирует в рамках общей формулы свое, приближенное к реальным условиям деятельности представление о профессиональном долге, ориентируясь на особенности отражаемой сферы действительности , на состав и ожидания аудитории , на свою идейно - политическую платформу . В этом и состоит субъективное начало долга. Оно определяет нюансы профессиональной позиции , проявляется в характере средства массовой информации , в творческой индивидуальности журналиста . Одно дело — профессиональный долг для сотрудников еженедельника « Аргументы и факты », ориентированного в первую очередь на удовлетворение конкретных запросов аудитории по поводу недостающей ей информации . Другое дело — профессиональный долг для коллектива редакции « Новой газеты », если судить по тем задачам , которые периодически формулирует ее главный редактор :
• сделать прозрачной для читателей деятельность властных структур , поставив тем самым ее под контроль общественности ;
• помочь человеку в условиях социального расслоения , социальной нестабильности и незащищенности выстоять , не потерять чувства человеческого достоинства , способности к сопереживанию и взаимодействию , ощущения радости жизни ;
• вопреки тенденциям к засорению и обеднению речи , сопутствующим времени социальной неустроенности , нести в аудиторию яркий , живой , выразительный русский язык 117 .
На понимание профессионального долга влияют и политические позиции журналистов . Скажем , сотрудники газеты « Сегодня », в силу своего понимания профессионального долга , настроены на разностороннее освещение сложных экономических и политических ситуаций , дающее читателю некоторую возможность составить свое мнение о происходящем . Совсем другое видение профессионального долга у членов редакционного коллектива газеты « Завтра », на страницах которой господствует однозначное отрицание существующего политического режима и затеянных в стране экономических реформ , имеющее целью организацию протестного движения .
Не исключены ситуации , когда мера субъективного в трактовке содержания профессионального долга оказывается настолько высокой , что говорить о возможности идентичности таких представлений и общей формулы долга оказывается бессмысленным . В этих случаях в деятельности журналистов ( а иногда изданий и программ ) неизбежны дисфункциональные эффекты . Примерами такого рода изобилует практика бульварной прессы ( взять хотя бы газету « Мегаполис - экспресс »). Многие из сотрудников таких изданий видят смысл своей профессии в том , чтобы продуцировать слухи , сплетни , сочинять небылицы , идущие под знаком объективной информации , серьезно дезориентируя читателей .
Между тем наличие в ряду функций современной журналистики и развлекательной функции ( а именно с ней прежде всего связывает свою деятельность бульварная пресса ) отнюдь не предполагает , что выполнять эту функцию следует с помощью средств , принципиально не соотносимых с общей формулой журналистского долга . Связанная с потребностью человека в релаксации ( ослаблении напряжения ), в поддержании нормального жизненного тонуса , развлекательная функция прессы может успешно осуществляться и в рамках предписаний долга . Но такая ориентация требует от редакционных коллективов более глубокого понимания сущности журналистского дела , более высокой степени профессионализма . Обнадеживает в этом смысле высказывание одного из сотрудников « Экспресс - газеты » в ходе научно - практической конференции на факультете журналистики МГУ :
Да , мы работаем с материалом , который интересен для нашей аудитории : со сплетнями , слухами . Но мы видим свою задачу в том , чтобы проверить их и помочь людям понять , где правда , а где туфта 118 .
Стоит обратить внимание : слова « профессиональный долг » и « задачи » нередко оказываются рядом , звучат почти синонимично . Однако это не синонимы . Задачи , которые коллектив или человек ставит перед собой , — производное от профессионального долга , продукт взаимодействия представления о професиональном долге с конкретными обстоятельствами действительности , продукт « автоматического включения » предписаний профессионального долга в ситуациях , представляющих
собой профессиональный интерес . Этот момент — назовем его «самовозложение долга» — имеет референтный характер : если он проявляется в поведении журналиста , значит , перед нами человек вполне зрелый в профессионально - нравственном плане . И чем выше уровень зрелости , тем глубже , сложнее , объемнее задачи , за решение которых берется такой профессионал , повинуясь голосу долга


Рецензии