28. Основные ступени в развитии творческой деятель

28.      Основные ступени в развитии творческой деятельности журналиста
В развитии профессионализма можно выделить три ступени. Первая - обученность - сводится к механическому воспроизводству уже известных приемов и операций в уже известных условиях. Вторая - умелость - учитывает возможность использовать известные приемы и операции в неизвестных, новых условиях. Третья - мастерство - такая, при которой новизна складывается из новизны предмета творчества, новизны условий творчества и новизны средств, используемых для осуществления цели.
Классификации фаз творческого процесса, в свою очередь, можно обозначить так: первая фаза (сознательная работа) - подготовка - особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи; вторая фаза (бессознательная работа) - созревание - осмысление проблемы и инкубация направляющей идеи; третья фаза (переход бессознательного в сознательное) - вдохновение - в сферу сознания поступает идея решения вначале в виде гипотезы, принципа, замысла; четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и реализация.
Профессиональное мастерство — это высший уровень овладения профессиональной деятельностью. Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования личности человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов. Высокий уровень общей и технологической культуры, профессиональная мобильност , самостоятельность и высокая профессиональная устойчивость, стремление к самосовершенствованию, творческий подход к работе укрепляют и развивают профессиональное мастерство.
Профессиональное мастерство связано с профессиональным творчеством.
    Профессиональное творчество — это создание человеком чего-то нового, неповторимого, оригинального в ходе профессиональной деятельности.
      Творчество в профессиональной деятельности может способствовать развитию как самого процесса деятельности, так и его содержания. Любая тцорческая деятельность, в том числе профессиональная, может носить характер новизны.
Следует так же различать такие понятия как любительство и профессионализм в журналистике.
Организация творческой деятельности журналиста

Журналист чаще всего работает в редакционном коллективе, да и деятельность средства массовой информации невозможно осуществить в одиночку. Номер газеты или журнала, теле– или радиопрограмма – это всегда результат коллективного труда. В редакционном коллективе различается три вида журналистской деятельности: редакторская, организаторская и авторская. Редакторская деятельность предполагает как работу над формой журналистского материала, так и определение информационной политики средства массовой информации, его структуры и композиции. Организаторская деятельность выражается в управлении выпуском конкретного средства массовой информации. Авторская деятельность непосредственно связана с журналистским творчеством: это подготовка собственных материалов, режиссура теле– и радиоматериалов и т.д. Зачастую эти три вида журналистской деятельности, особенно в небольших редакционных коллективах, пересекаются между собой, журналист выступает и как автор, и как редактор, и как менеджер. В больших по численности редакционных коллективах происходит более точное разделение журналистского труда.
Журналистский труд отличается рядом специфических особенностей.
1. Производственно-творческий характер журналистского труда означает, что журналист не свободен во временных и жанровых границах своего творчества: выпуск каждого средства массовой информации требует к определенному времени журналистских материалов определенного размера и определенных жанров. Да, профессия журналиста творческая, но читатель должен каждое утро получать выписанную им ежедневную газету, телезритель – в указанное в программе время смотреть заинтересовавшую его телевизионную передачу. Это значит, что редакционные коллективы должны в срок, с учетом времени, необходимого на выпуск газеты, подготовку теле– или радиопередачи, заканчивать работу над журналистскими произведениями. И если для очередного номера газеты журналисту заказано, к примеру, интервью в 250 строк, то не позже назначенного срока написанное им интервью должно быть сдано в службу выпуска газеты. И никого не интересует, какие творческие проблемы были у автора этого интервью.

Еще жестче производственный характер журналистского труда проявляет себя на телевидении, ведь программы телепередач публикуются в печати за несколько дней до выхода той или иной программы в эфир. И ее авторы должны закончить работу над программой вовремя.
2. Индивидуально-коллективный характер журналистского труда выражается в том, что выход в свет журналистского материала невозможен без совместной работы автора материала и целого ряда сотрудников редакции. Конечно, у газетного материала чаще всего один автор – журналист, но для того, чтобы этот материал дошел до читателей и был ими прочитан, необходим труд многих сотрудников редакции – от корректора до главного редактора. К примеру, в службе выпуска могут так смакетировать материал, что читатель начнет знакомство с номером газеты именно с этого материала, или наоборот, и тогда многие читатели даже не заметят его.
Еще ярче коллективный характер журналистского труда проявляется на радио и, особенно, на телевидении, где в создании передачи обязательно участвуют телеоператор, режиссер, звукорежиссер, монтажер, а также представители других профессий: от водителя автомобиля до инженера центральной аппаратной.
3. Оперативно-непрерывный характер журналистского труда связан прежде всего со спецификой воздействия средств массовой информации на аудиторию. Если книга живет долго, и к чтению понравившегося романа можно возвращаться не раз, – от этого содержание романа не станет менее интересным, – то, к примеру, ежедневная газета живет один день. Вчерашняя газета обычно никого не интересует: в ней уже вчерашние новости. Но если вчерашнюю газету можно хотя бы перелистать, то пропущенную теле– или радиопередачу скорее всего уже не посмотришь и не послушаешь. Да и вчерашние новости сегодня уже никого не интересуют: обязанность журналиста – максимально быстро довести важную информацию до своей аудитории.
Нужно также учитывать, что читатель обычно уделяет чтению газеты немного времени: по данным социологов, в среднем на чтение газет россияне в 2005 г. тратили не более 12 минут в день (проводили у телевизора – 3 часа 36 минут, слушали радио – 3 часа 48 минут, читали журналы – 6 минут, пользовались Интернетом – также 6 минут[65]. Кстати, россияне уже давно не самая читающая нация мира. К примеру, американцы тратят на чтение газет в среднем 29 минут в день, смотрят телевизор 4 часа 18 минут, слушают радио 2 часа 42 минуты, читают журналы 20 минут, пользуются Интернетом 32 минуты)[66]. Но газета, журнал, телевидение и радио воздействуют на человека не отдельным материалом, номером или передачей, а изо дня в день, из номера в номер.
5. Универсально-специализированный характер журналистского труда связан со спецификой профессии: журналист должен освещать все многообразие действительности. Еще в вузе будущего журналиста готовят как универсала, готового к любой тематике. И в небольших редакционных коллективах чаще всего так и бывает: сегодня журналист пишет о политике, завтра – об экономике, послезавтра – о коммунальном хозяйстве. Лишь в относительно крупных редакционных коллективах возможна специализация журналиста по какой-либо тематике. Но и у журналиста-универсала часто бывают темы, которые он разрабатывает более подробно, которые у него лучше получаются.


Рецензии