31-34. Состав профессиональных обязанностей тележу

Состав профессиональных обязанностей тележурналиста.

Можно сказать, таким образом, что творческая деятельность журналиста представляет собой креативную систему, производящую два вида продуктов и состоящую из двух подсистем с единым субъектом деятельности. В качестве такового выступает журналист как профессионал, выполняющий обязанности и автора специфических текстов, и участника создания массовых информационных потоков. Этим определяется структура творческой деятельности журналиста как системы, закрепляемая традициями, редакционными уставами, должностными инструкциями как профессиональные журналистские обязанности.
Первый блок профессиональных обязанностей журналиста – его авторское творчество – предполагает непрерывный поиск, высокую мобильность, интенсивную мыслительную работу, эмоциональное напряжение. Первая задача, которую приходится решать в данном случае совокупному субъекту журналистики, – обеспечение непрерывного поступления в редакционные коллективы произведений от всех создателей массовой информации в соответствии с ожиданиями аудитории. Чтобы справиться с этой задачей, журналистам необходимо уметь предвидеть, как должны выглядеть массовые информационные потоки на том или ином этапе, и предпринимать соответствующие шаги для осуществления такого предвидения. Речь идет, как нетрудно догадаться, о планировании массовых информационных потоков и об организаторской работе журналиста, составляющих вместе еще один блок его профессиональных обязанностей.
Второе направление творческой деятельности журналиста, дающее начало рассматриваемому блоку профессиональных обязанностей, – собственно работа по организации духовного сотрудничества в обществе, необходимого для создания массовых информационных потоков (а тем самым и для нормального функционирования механизмов общественной саморегуляции). Эта работа весьма разнообразна, требует больших затрат времени и сил, неординарных творческих решений. Прежде всего, она предполагает создание широкого круга общения. Журналисту нужны устойчивые контакты с представителями самых разных сфер деятельности, производящих массовую информацию: с учеными и бизнесменами, общественными деятелями и сотрудниками властных структур, с деятелями литературы и искусства – словом, со всеми, кто выступает как «поставщик продукта» или «держатель информации».
Третий блок профессиональных обязанностей дает возможность реализоваться еще одному направлению творческой деятельности журналиста – участию в подготовке и выпуске массовых информационных потоков. Первый ряд обязанностей на этом направлении – редактирование текстов, предназначенных для опубликования. Второй ряд – участие в конструировании номера или выпуска.

необходимость тщательной работы над словом, четкостью выводов и обобщений. Читатель лишен возможности присутствовать на месте события. Репортер – не только его глаза, но и уши, нос, органы осязания и вкуса. Вот почему «картинка», которую рисует журналист, должна обладать и всеми другими необходимыми качествами жизнеподобия, а не только быть «зримой».
В любом печатном издании журналист обязан самым тщательным образом сверять имена, фамилии, цифры, даты, цитаты.
Специфика журналистского труда здесь связана и с тем, что рабочий материал радио отличается от материала прессы. Необходимость использовать кроме устного слова шумы, музыку и другие звуковые эффекты сопряжена с невозможностью показать какой-либо объект. Если в газете есть иллюстрации, то на радио только звук может дать представление о том или ином событии, предмете или человеке. И еще одно: газета или журнал даже давних выпусков легко доступны читателям, в то время как радиопередача после выхода в эфир перестает существовать.
Итак, специфика радио состоит прежде всего в гигантской и разнообразной по составу аудитории слушателей и еще в том, что передача воспринимается только на слух.


Рецензии