Невидимые путы

Скоро личная сказка сказывается да не скоро она делом подтверждается. Оказавшись на жизненном распутье или в сложной житейской ситуации, нам подчас тяжело рассчитывать на других людей. Связи с ними скорее мешают нам принять правильное решение, чем помогают. Связи всевозможных отношений с окружающими людьми опутывают нас, как паутина. Они образуют частокол ограничений, сдерживающих нас. Каждое такое ограничение создано обстоятельствами, которые выстраивают нам другие люди. Выстраивают его они своим поведением, своим отношением к нам.

Чтобы что-то поменять в жизни, нам приходится рвать многие из имеющихся связей. Подчас разрушаются даже те, которые нам ещё недавно казались важными. Обязательно рядом с нами найдётся человек, который в попытке поддержать нас скажет: «Не волнуйся. Такое происходит с каждым человеком». В чём-то он, безусловно, будет прав: многие из связей, действительно, рвутся в жизни каждого человека. Это непременно случается на фоне происходящих в нас изменений. При этом редко кто посоветует: «Перестань общаться со мной. Наше общение сдерживает тебя. Живи своим умом, иначе заплесневеешь». Мы воспринимаем чужое мнение, как совет или как информацию к размышлению. Иногда мы отмахиваемся от него. Но… какими бы ни были наши последующие действия, они есть следствия только нашего решения, только нашего виденья своего будущего. Они ставят нас в новые условия.

Меняясь, мы отходим от некоторых людей, которые совсем недавно постоянно были рядом. Многие люди, недовольные изменениями в нас, обижаясь на нас, удаляются сами. Без этого невозможно изменить свою жизнь. Привычные связи будут тянуть нас в прежнее состояние, как тянут нити в прежнее положение куклу-марионетку.

Борьба с этими невидимыми ограничениями отбирает у нас массу сил. Мы, как маленький паучок, боремся с паутиной, которую сами же и сплели. Но эта борьба не является самым сложным занятием. Внешнюю преграду – пусть через боль, пусть через страдания – мы можем преодолеть. Значительно сложнее победить себя, своё мнение.

Со многим в себе и в своей жизни мы сжились. Даже свои ограничения мы лелеем годами. Мы следим за ними, как следит за забором рачительный хозяин. Что-то превращается в часть нашего естества, хотя по своей природе оно не должно быть таковым. Порой, это – постороннее, случайно занесённое – настолько укореняется в нашем сознании, что нам страшно, избавиться от него. И тогда мы говорим: «Нас так учили». Хорошая отговорка, но не для взрослого самостоятельного человека. Многим это покажется странным, но основным в перечне сомнительных «наполнителей» нашего сознания является «личное мировоззрение», напичканное установками из детства. Конечно, назвать «мировоззрением» ту скромную информацию, на которую мы опираемся, можно с очень большой натяжкой.

Чтобы привнести в свою жизнь новизну, нам приходится снимать «информационные шоры». Приходится нам иначе относиться и к тому, что мы слышим и видим, и к тому, что уже утвердилось в нашем сознании, как нечто неизменное. Естественно, перетряхивать информационные основы мы начинаем с информации, которую когда-то восприняли «на веру». Кто-то что-то сказал, а мы поверили. И мы продолжаем верить. Мы верим, что в жизни всё происходит именно так, как мы услышали. Это очень большое заблуждение!

Безусловно, не вся информация подлежит проверке. В этом нет никакой нужды. Большая её часть, вообще, никогда нам не пригодится. Ту же, которая легла в основу нашего «фундамента жизни», придётся проверить обязательно. Это необходимо для того, чтобы наша жизнь не оказалась «замком на информационном песке».

Поиск достоверной информации, которую можно с уверенностью применять в жизни – занятие не из простых. Ведь все материальные источники информации на поверку оказываются только её носителями. Не более того. До сути информации нам всегда приходится добираться самостоятельно.

Даже научные теории имеют границы применимости. За ними они мало отличаются от религиозных трактатов. Имеют эти теории и практическую значимость для каждого из нас, хотя, подчас, мы даже не задумываемся об этом. В этом нет ничего удивительного, ведь они никак не затрагивают сферу наших интересов.

Вот и получается, что основным источником информации для нас является наш собственный жизненный опыт. Только эта информация может стать основой наших знаний. Это тот опыт, который мы нарабатываем, проявляя интерес к жизни. Это тот опыт, вместе с которым мы меняемся в течение жизни. Этот опыт делает нашу жизнь содержательнее. Он же затягивает её паутиной скуки и однообразия.

Значение личного опыта нельзя переоценить. Он всегда уникален. В опыте находит отражение и та граница, которую мы устанавливаем, чтобы отделиться от окружающего мира. У каждого из нас она своя. У каждого она насыщена своим информационным содержанием. У каждого она имеет и свою пространственную конфигурацию. Эта граница отражает как наши жизненные интересы, так и степень проникновения в них. Наш опыт появляется только с нашим участием. Осмысливается он тоже только нами. И ценность он имеет только для нас.

Что с того, что плодами нашего опыта могут воспользоваться другие люди? Это уже в некотором смысле их проблема. Они могут захотеть этого, а могут и пройти мимо. Способность воспроизвести навык и способность со стороны воспринять его – вещи принципиально разные. Получить собственный опыт, это все равно, что вырастить яблоню и собрать с неё урожай. Только потом собранными плодами можно поделиться с другими людьми. Так же и с опытом. Можно поделиться только его плодами, но никак не процессом его получения. Мы можем поделиться тем, что наработали, а можем спрятать это за семью печатями. Чужой опыт – это чужое достояние. До него ещё нужно добраться. Его ещё нужно осознать и осмыслить. И только собственный опыт всегда с нами.

Сложность нашей жизни и в том, что образы желаний и возможностей их воплощения постоянно норовят разбежаться в разные стороны. То они не могут встретиться в одном месте. То расходятся во времени. Вот, и сводим мы их воедино. Это есть наша основная задача, которую мы решаем в жизни. Насколько успешно нам удаётся это сделать, настолько успешной оказывается наша жизнь.

Из всех живых существ, наверное, только человек считает, что в жизни есть эпизоды важные и эпизоды ничтожные. Одни можно проигнорировать. Другим нужно уделить максимум внимания. Третьим необходимо проявить почёт и уважение. В то же время, каждый эпизод имеет для нас особое значение. Каждый – несёт свойственную только ему информацию. Каждый – имеет свой смысл. Подчас истинный смысл эпизода скрыт от человека. Просто не все явления реальности могут сполна проявиться в материальном мире. Касается это, в первую очередь, тонких структур, переносящих информацию. Истинная информация постоянно норовит ускользнуть от нас. Для реальности же, в которой мы живём, важно всё. Для реальности каждый эпизод – это её состояние. Оно только отражается в материальном мире теми явлениями, на которые мы обращаем внимание. По тому, что попадает в наше поле зрения, мы делаем оценки и строим прогнозы.

Часть эпизодов нашей жизни – знаки. Одни подтверждают правильность выбранного направления в жизни. Другие – указывают на ошибочность наших решений. Есть знаки, которые предупреждают о надвигающейся беде. Основная же масса жизненных эпизодов – это своеобразные уроки. Через них мы обязаны пройти. Это своеобразные «уроки» в «школе жизни».

«Повторение – мать учения», – любят повторять школьные учителя. Вот и крутится нерадивый «ученик» «школы жизни» в одних и тех же ситуациях. Крутится он до тех пор, пока не научится различать их причины и не научится предсказывать их развитие. Заодно он учится искать выход из этих ситуаций. Когда он проходит через них, то приобретает опыт, который добавляет ему сил. Меняет этот опыт и виденье жизни. Меняет он и отношение к жизни.

Есть в нашей жизни и своеобразные эпизоды-тесты. Проходя через них, мы демонстрируем знания жизни. Мы показываем себе и окружающим, что реально представляем собой. Порой, мы даже не осознаём этого. Успешное прохождение через «тестирование» есть пропуск в «следующий класс». Это «пропуск» в очередной этап жизни. Это «пропуск» на очередной её виток. Это пропуск к новой информации и новому опыту. Новому этапу жизни сопутствуют и новые эпизоды. Присутствуют на нём и новые «экзамены». Успешное прохождение через них открывает нам двери в другую жизнь. Всякий раз перед нами открывается жизнь с эпизодами из ещё неведомого уровня информационной реальности.

Понимая смысл эпизодов, особенно эпизодов, которые принято считать парадоксами или чудесами, мы можем довольно легко найти ответы на вопросы, которые ставит перед ним жизнь. Дело за небольшим: увидеть явление и распознать его смысл.

Видимая простота земной жизни подкупает. Видно, поэтому и гуляет человек, ищущий смысл жизни, по кругам реальности. Каждый день, а то и по нескольку раз на дню, он превращается то в теоретика, то в практика, проверяющего свою «теорию жизни». То он движется от фактов к теории. То перескакивает от теории к практике. То снова ищет факты в непонятном и неведомом ему до конца окружающем мире. И всякий раз, найдя что-то новое, ему приходится начинать сначала: теория… практика… снова теория… своя теория, свои представления о мире.

Только то, что подтверждается нашим опытом,  мы берём на вооружение. Из одних навыков создаётся личный арсенал приёмов борьбы за выживание. Из других – «сборник методик комфортного существования». Всё остальное постепенно уходит из сознания. Всё остальное теряет для нас смысл. Оно снова теряется в небытие, словно никогда не появлялось в нашей жизни.

Опыт лежит в основе личных знаний. Только они приводят нас к новому виденью происходящего. Знания дают понимание того, что не всё то – правда, что мы видим, и не всю правду видим мы.

Понятия «естественное» и «неестественное» тесно переплетаются в нашей жизни. Порой их тяжело отличить. Подчас между ними тяжело провести границу. Грань между естественным и неестественным столь же тонка, как грань между добром и злом.

Для обычного человека естественно жить в мире, в котором он родился, но для него как-то неестественно познавать его. Более естественно, полагаться на чужое мнение. Для такого человека естественно хотеть быть любимым, но как-то неестественно разобраться в том, а что есть «любовь». Естественно для него быть здоровым. В то же время почему-то неестественно создавать своё здоровье. Для человека почему-то значительно естественнее отдать себя на откуп другим людям, чем заниматься своей жизнью самому.

Многое в жизни мы считаем естественным. Это следствие нашего опыта. Многое кажется нам неестественным. Это тоже выводы из нашего опыта. Многое из «естественного» превращается в «неестественное» и, наоборот. Меняет их местами наш опыт, который, подчас, находится в сфере неосознаваемых другими людьми процессов. Но… это не значит, что этих процессов нет. Это не значит, что мы не принимаем в них самое активное участие.

Оказываясь, на жизненном распутье, мы уподобляемся сказочному богатырю. Мы всегда делаем выбор, на что нам опереться в будущем: на собственную голову или на «коня», слепленного из информации, полученной от других людей, и «взнузданного» чужим мнением. От нашего выбора зависит то, что мы в ближайшее время потеряем. Или… приобретём, разорвав невидимые информационные путы.


Рецензии