20. С чем разбиралась комиссия горкома КПСС

помещаю ещё одну фотографию Юрия Ильича Кононенко (1938-1995)

Вообще-то я собирался поместить фотографию Прасковьи Павловны Шаваловой, секретаря горкома КПСС по идеологии в тот период времени, но не нашёл ее нигде. Если у кго-нибудь есть, пришлите, - буду благодарен.

                Некогда знаменитая в Новосибирске
                Прасковья Шавалова, будучи еще
                секретарем Центрального райкома,
                говорила художнику Василию Кирьянову:
 
          — Василий, ты почему в партию не вступаешь?
          — Да так как-то вот, Прасковья Павловна… Да и зачем мне это?
 
          — Ты видел, как мужики-директора передо мною гнутся?
          Будешь членом партии- у тебя возможностей будет в несколько раз больше!
                С сайта о Василии Кирьянове http://vn.ru/index.php?id=85878


Старший пионервожатый Володя Жлудов разыскал меня на берегу:

– Михаил Самуилович! Приехала комиссия Горкома КПСС. Сама Шавалова.

Прасковья Павловна Шавалова была секретарем горкома по идеологической работе. Почему именно она приехала во главе комиссии, было мне не очень понятно. Но хорошего для меня в этом было мало.

Первое, на что обратила внимание Шавалова, – было, естественно, оформление. К моменту, когда я подошел к ним, они уже прошли всю Главную аллею и все увидели.

– Что это? – спросила она у меня, не поздоровавшись. – Это что, оформление лагеря? А где призывы Партии и Правительства? Почему нет лозунгов, отражающих их заботу о подрастающем поколении?

Мне стало скучно и неуютно.

– Но ведь хорошо, – сказал я. – Веселое и смешное нестандартное оформление.

– Кто это сделал?

Повисло молчание. Ответа она ждала от меня, а я молчал. Нина Анисимовна и Володя Жлудов тоже молчали. Они не были доносчиками. Они всегда были очень порядочными людьми.

– Ну, хорошо, – с угрозой проговорила Шавалова, – мы разберемся.

Комиссия прошла в столовую. Включили свет. Столовая была как дворец. Все сияло чистотой. Порядок был и в обеденном зале и на кухне.

Главврач райсэс Мария Тимофеевна Батычко, оказавшаяся тоже тут, то ли в составе комиссии, то ли по долгу службы, что-то объясняла Шаваловой, заходя то с одной стороны, то с другой.

Я не прислушивался. Я и так знал, что она говорит. Не было правды в ее словах. И хорошего для меня тоже ничего не было. Зато заведующая столовой что-то решительно сказала ей, и я увидел, как та осеклась. Но Шавалова сказала заведующей:

– Не вмешивайтесь. Мы Вас не спрашиваем. Когда надо будет, спросим.

– Это заведующая столовой – сказал я. Она говорит правду.

– Это мы посмотрим, – ответила мне Шавалова.

– Я тоже могу подтвердить, – вдруг сказала Нина Анисимовна.

Я с благодарностью посмотрел на нее.

Было уже темно, дети укладывались спать, но еще не спали. Шавалова с комиссией зашла в одну из палат к мальчикам лет 12. Наигранно фальшиво поздоровалась. Дети сразу чувствуют фальшь.

– Здравствуйте – нестройно раздалось с детских постелей.

– Как вам здесь живется?

– Хо-ро-шо.

– Как вас кормят?

– Хо-ро-шо.

Шавалова явно не знала, что спросить у детей.

– А вам нравятся те картинки, что висят на центральной аллее.

– Нравятся.

А что в них может нравиться: какие-то уродливые человечки с двумя пальцами. То ли дело, если бы был нарисован нормальный пионер с горном?

– Нет, так смешнее и лучше.

Я слушал и был потрясен. Совсем не ожидал, что дети будут так говорить. А Шавалова просто рассвирепела.

– Кто это рисовал?

– Мы.

– Как это мы? Вы сами рисовали этих уродцев.

– Это не уродцы, а смешные человечки. Нам было весело.

Комиссия уехала. Фамилию Юры Кононенко никто не назвал. Я попросил Юру и Нину Анисимовну аккуратно снять все оформление и отвезти в дом культуры.

– Спрячь, Юра куда-нибудь подальше. Хотелось бы это сохранить.

Впоследствии я спрашивал у Владимира Ивановича Немировского (директора ДК "Академия") о судьбе этих рисунков.

– Мы храним их, – ответил он.

В партийных органах вопрос об ошибках в оформлении пионерлагеря «Солнечный» не обсуждался. Видимо фактов было мало, да и фамилии художника не было.

Продолжение следует


Рецензии