Камилл Писсарро

http://proza.ru/2014/07/24/219


Камилл Писсарро

  Камилл Писсарро родился на десять лет раньше Моне, в 1830 году, в Сен-Тома на Антильских островах. Отец его был еврей. Окончив коллеж в Пасси, директор которого был художником-дилетантом, Камилл в 1847 году возвращается в Сен-Тома, где до 1852 года служит в коммерческих предприятиях своего отца.

  В это время он знакомится с датским художником Фрицем Мельби, с которым без спросу уезжает в Каракас (Венесуэла), решив посвятить себя живописи. В 1854 году он возвращается в Сен-Тома, но уже в 1855 году оказывается в Париже, где успевает перед самым закрытием Всемирной выставки побывать на ней и познакомиться с картинами Коро, которые приводят его в восторг. В этот период он встречается с братом Фрица Мельби Антоном, который откроет ему впоследствии доступ в Салон.
 
  До 1856 года Писсарро, хотя и живёт в Париже, продолжает писать виды Антильских островов в своём раннем романтическом и ориенталистском стиле. Однако мало-помалу он убеждается, что окрестности Парижа представляют столь же богатый материал для живописи, как и далёкие Антиллы. Это открытие позволяет ему тут же заинтересоваться тем, что составит главную особенность его будущего стиля - построением перспективного пространства.

  В 1857 году он учится в академии Сюиса, где знакомится с Клодом Моне, в 1858 году живёт в Монморанси. Его стиль, весьма напоминающий Коро, не свободен ещё от известного педантизма, наводящего на мысль о Дюссельдорфской школе, к которой принадлежал Антон Мельби. Именно как ученик последнего Писсарро в 1859 году впервые выставляется в Салоне. Через два года его туда уже не допустят; и объясняется это тем, что за истёкшее время его работы перестали быть только картинами в стиле Коро.
 
  В 1861 году контрасты света и тени становятся у Писсарро особенно резкими, контуры изображаемых предметов – изломанными и нервными. Так же, только позднее, будет с Сезанном. Писсарро, отходя от Коро, движется не к импрессионизму, а к некоему символистскому экспрессионизму, к скупой манере выражения, интенсивности цвета, которые уже предвещают Ван Гога.

  Стоит ли удивляться, что жюри Салона 1861 года всё это, естественно, казалось диким. Писсарро, которого и в Салоне 1863 года постигла та же участь, что в 1861 году, вознаградил себя тем, что выставил три пейзажа в «Салоне отвергнутых», где Кастаньяри отметил его как подражателя Коро.

  Писсарро поселяется в Ла-Варенн-Сент-Илер и часто наезжает в Париж. Он пристально следит за успехами Мане, встречается с Сезанном. В своих работах он всецело поглощён вопросами устойчивого построения и живописного контраста, хотя ему не всегда удаётся гармонически примерить две эти задачи.
 
  В 1864, 1865 и 1866 годы его допускают в Салон. В 1864 году он выполняет свой первый офорт. В 1865 году он посещает кафе Гербуа, где царит Мане, но большую часть времени всё-таки проводит за пределами Парижа. В том же году он выставляет свой первый шедевр – «Берега Марны в Шенневьере», в котором достигнута полная устойчивость построения при отсутствии какого-либо намёка на педантизм. Перспектива создаётся контрастами цветных планов, а не линиями. Живописный эффект достигается исключительно за счёт гениального построения строгой композиции. Пользуясь по примеру Курбе шпателем, Писсарро получает возможность сообщать ценность самой живописной материи.
 
  В 1866 году Золя впервые выдвигает его на первый план: «Господин Писсарро неизвестен, о нём, конечно, никто не будет говорить… Вам следует знать, что Вы никому не понравитесь, что Вашу картину сочтут слишком обнажённой, слишком чёрной… Строгая и серьёзная живопись, предельное стремление к правде и точности, непреклонная и сильная воля – э, да Вы великий искатель, сударь, Вы художник, которого я люблю».
 
  В том же году Писсарро поселяется в Понтуазе, где на него производят огромное впечатление холмы Эрмитажа, те самые холмы, на которые сегодня немыслимо смотреть иначе, как глазами Писсарро, - приземистые, одинокие, молчаливые, пожалуй, даже таинственные. В 1867 году они вдохновляют его на создание ряда шедевров, в которых объёмность форм не имеет ничего общего с абстрактной рельефностью и сливается со всей массой атмосферы. Два из них допускаются в Салон 1868 года, где их по достоинству оценивает Кастаньяри; ещё один – в Салон 1869 года.
 
  В 1869 году Писсарро, как и Моне, начинает интересоваться рефлексами на воде и, связанными с ними, движениями света. Он по-прежнему подчиняет эти компоненты заранее обдуманной композиции, но уже менее энергично добивается эффекта перспективы. Наконец, он вырабатывает как бы скользящий мазок. Импрессионистский стиль начинает приобретать ту форму, которая будет развиваться вплоть до 1880 года. Изменяется даже размер картин Писсарро: он уменьшает их для того, чтобы усилить эффект света и тени и сконцентрировать внимание зрителя. Благодаря этому картина утрачивает декоративный или повествовательный характер.
 
  Полотна Писсарро, выставленные в Салоне 1870 года позволяют Теодору Дюре дать характеристику искусству Писсарро: это художник начал с пейзажей, лишённых света и блеска, но непрерывно прогрессировал и становился сильнее. В его лице зритель имеет дело с реалистом, который не подгоняет природу к своим целям, который «пишет пейзаж, а не картину» и «сообщает самому незначительному из своих полотен такую жизненность, что, глядя на обыденную сцену, написанную им, например, на шоссе окаймлённое молодыми вязами, на дом под деревьями, мы мало-помалу проникаемся той же грустью, какую, должно быть, испытывал сам художник, наблюдая эту сцену в натуре».

  Со своей стороны, Кастаньяри отмечает, что Писсарро «достигает более общего эффекта», нежели остальные реалисты.

  Таким образом, до 1870 года Писсарро эволюционировал медленнее и спокойнее, чем Моне. В отличие от последнего, он не порывает резко с традицией. Он идёт по пути реформ, привнося в традиционную технику новые тенденции: восстановленный тон, единство стиля, выходящее за рамки простого воспроизведения реальности, зрительное впечатление, очищенное от каких бы то ни было академических предрассудков.

  Эволюционирует он медленно, но безостановочно и, начиная с 1870 года, доказывает, что умеет соединить стремление к основательности и величавости с изощрённостью и тонкостью новых поисков, добиваясь безупречного и нерасторжимого синтеза всех этих элементов.
  Именно из-за этой медленности эволюции Писсарро, в отличие от Моне, не закрывал себе доступ в Салон, за исключением Салона 1863 года, и понемногу завоевал признание некоторых любителей.

  Ей же он обязан и тем, что до 1870 года не знал жестокой нужды и отчаяния. Зато из-за неё же, он, никогда не ослепляя публику, не приобретал скандальной известности и не добивался такого оглушительного, хоть и непостоянного успеха, как Моне.
 
  Война вынудила переселиться в Лондон и Писсарро, где он прожил до июня 1871 года. 22 февраля 1871 года Э.Бельяр сообщает ему о друзьях – о Мане, Золя, Гийме, Гийомене, Томсоне, Дюранти, Сезанне, Дега.

  Теодор Дюре в письме от 30 мая сообщает ему об отчаянном положении Парижа в дни Коммуны, и Писсарро отвечает ему из Лондона: «Здесь я не останусь. Только за границей чувствуешь, как прекрасна, величественна и гостеприимна Франция. Здесь все по-другому! Встречаешь только презрение, равнодушие, даже грубость: среди коллег царят лишь самая эгоистическая зависть и обиды. Если не считать того, что  Дюран-Рюэль купил у меня две небольшие картины, мои работы никого, ровным счётом никого здесь не привлекают; впрочем, со мной это бывает везде…. Может быть, скоро я буду в Лувесьене, там я потерял всё – из полутора тысяч полотен у меня осталось штук сорок. На кой чёрт они понадобились этим волкам?»

  16 июля Дюре поздравляет Писсарро по поводу «Эффекта снега», выставленного художником у Дюран-Рюэля.
 
  Как признавался сам Писсарро, в 1870-1871 годах, во время пребывания в Англии, он работал мало. Часто утверждают, будто он испытал там влияние Тернера, однако следов этого не видно. В лучшем случае можно допустить, что он видел в Англии эскизы Констебла, которые научили его ещё большей смелости мазка и контраста тонов.
 
  Из Лувесьена, где Писсарро живёт до апреля 1872 года, он опять переезжает в Понтуаз. В 1872 году он дальше разрабатывает свой эскизный стиль, совершенствует валеры тонов и всё более сужает мотив, который сводится у него к привычному виду сельского дома и нескольких деревьев. Начиная с 1872 года все элементы формы, цвета и мотива, замысла и техники достигают у Писсарро гармоничного совершенства, которое характеризует его импрессионистский стиль.


Рецензии
Один из самых уникальных художников. С удовольствием вновь прочитала. Он был уникальным не только художником, но и отцом! Все шестеро его детей последовали по пути отца.

Алевтина Абель   26.06.2025 13:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.