Колобок, 2005

© Бакшаев С.Ю. 2005, апрель 2013

КОЛОБОК
официальная версия, до редактуры Афанасьева
(подражание, пародия, но слишком серьезно для пародии)

Жили-были старик со старухой. Дети у них выросли, по-выходили замуж, женились, сами обзавелись детьми… Вот как-то раз ждут они внуков, да и решили испечь вкусностей всяких, кренделечков, пирожков. Да и выставить гостинцы  на подоконник. Завлечь гостей, так что ли. Праздник великий намечался.
Было у них в хозяйстве много живности. И корова, и курочки, даже петушок был, который их со сна будил и спать ложил. Рожь, пшеницу они садили, садик был, в котором огурцы, помидорки росли, да и лучок был, травка разная вкусная  и полезная.
Вот взяла баба муки с килограмм, яиц, молока, маслица, соли. Стала месить тесто. Руки у нее так и мелькали, от привычного радостного труда. Месит и приговаривает:

Ой, вы мои внучата, хорошие,
Сладенькие ребятушки,
Крепкие ручки-ноженьки,
Умненьки головушки…
И когда вы к нам приедете,
Бабу-Деда проведаете…
Пирогов моих сладеньких отведаете,
Сил богатырских наберетеся…

Приговаривает, да и в голове своей думает, как внучата собираются к ним, какие красивые рубашечки, да сапожки одевают. Как сыновья красны повозки собирают. Как дочери внучат расчесывают, да и гостинцы им собирают…
Дед тем временем дров наколол, печку почистил, затопил, да и стал другие дела по хозяйству делать.
Бабушка месила-месила, да и смесила тесто. Вот и поставила тесто это набухать, чтобы оно силу набрало. Стала форму придумывать. Толи пироги собрать, толи пирог, вот и решила собрать, испечь КОЛОБОК, внучатам то в диковинку будет . Как время пришло, так и в печь ставить стала. Поставила в печь. Стали они с Дедом, горницу прибирать, красоту наводить. А как колобок испекли, достали его из печи, да и положили на подоконник. Но сначала в тарелочку, тарелочку на скатерочку по краям  с петушками красными, узорами затейливыми, а в центре было ясно Солнышко.
А колобок то от таких забот очеловечился, вроде как живым стал. Маленьки ножки-ручки у него выросли. Приосанился он, расправил свои круглы плечики, сделал на манер зарядки. Глазками поморгал , ушками послушал. Сидит и думает:

Вот я колобок-колобок,
Ни мал, ни удал,
На яйцах замешан, сметаной мазан.
Вот я сил набрался,
Да, и погулять собрался…

По-приседал на маленьких ножках своих, да и прыг с тарелочки. С подоконника, на завалинку, с завалинки  на лужайку, с лужайки на тропинку… Так и покатился… Слева лесочки-опушечки, справа ручеёчки-реченьки. Катится и поёт:

Я колобок-колобок, я не низок, ни высок,
Я от Бабушки ушел, я от Дедушки ушел…

Бабушка обернулась, глядь, а Колобка то и нет. Всплеснула руками , промолвила:

- Кабы его никто не съел, дитятко наше, несмышленое. В лесу полно зверья голодного …
- На все Воля Божья, - пожалел Дед Бабу.

Колобок бежал-прагыал-катился пел-пел, а навстречу ему Заяц.
- Стой Колобок. Я тебя съем. – говорит ему Заяц.
- Не ешь меня Заяц, я тебе песенку спою…
И стал он Зайцу песенку петь… Пел-Пел, скок по скок, так и укатился от него…
Катится-катится, слева лесочки-опушечки, справа ручеечки-реченьки. Вдруг на встречу ему Волк.
- Стой Колобок, я тебя съем. – говорит ему Волк.
- Не ешь меня Волк, я тебе песенку спою…
Опять улизнул Колобок от Волка… Так он и от Медведя ушел, укатился. Катится и радуется, каков он хитер и востер… Да только на встречу ему Лиса-краса, хитрюща, глазами завидуща…
- Стой Колобок, я тебя съем, – говорит ему Лиса.
- Не ешь меня Лиса, девица-красна, я тебе песенку спою…
Ну, и старую песню заладил на свой манер…

Я колобок-колобок, я не низок, ни высок,
Я от Бабушки ушел, я от Дедушки ушел…
Я от Зайца ушел, и от Волка ушел,
От Медведя ушел, и от тебя Лиса уйду…

Поёт и радуется, что сейчас улизнет. А лиса хитра, сладким голосом говорит ему.
- Ой, тонок твой голосок, не слышу, ты сядь мне на носок, да пропой еще разок
- Знаю-знаю, слышал, как бабушка мне во след говаривала …

А тем временем, приехали к Бабу с Дедом детки. Бабушка и стала всех целовати-миловати, Да, и Дед мужичков маленьких стал в крепости их проверяти, ручки жать, обнимать, по Спинкам молодецким ободрительно похлопывать.
- Как же выросли вы деточки, окрепли, в силу молодецкую вошли. А девушки какие стройны-красивицы  белы-лебедушки в красоту девичью  нарядилися. – говорил Дед .
- Вот только потчевать то нам вас не чем. Испекли мы Колобка, да он укатился в лес. – Стала причитать Бабушка.
- Ничего, мы своих гостинцев привезли с ярмарки, и калачей и вот обновы вам к Празднику.
Стали детки по хозяйству хлопотать, и воды то натаскали, и дров то вперед на время накололи, и что надо починили. Девочки бабушке помогли нехитрое угощение на стол собрать.

А что же Колобок?  Колобок, думу подумал, если я к тебе на нос сяду, ты меня и скушаешь. Повернулся он обратно, и покатился к Деду с Бабой… Долго добирался. А как добрался, смотрит, что внуки с внучками к Деду с Бабой приехали… Вот и радости ВСЕМ  стало …
Только Колобка никто кушать не стал. А стал он литературным героем. Даже потом своим Именем Журнал назвал…

Все кому не лень в Журнал стали сказки писать,
 Да малым детям на ночь читать.
Так что глазки закрывай и быстро засыпай.
Уму разума набирайся.


Рецензии
Когда мы слышим с детства знакомые названия – «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба», то невольно в сознании сразу возникают сюжеты старых добрых детских сказок, которые нам читали перед сном наши мамы и бабушки. И вдруг в руки мне попадает «произведение» под названием «Колобок», но с необычным подзаголовком – пародия. Интерес возник сразу, захотелось узнать, что же креативного мог придумать автор, чтобы обыграть классический сюжет.
В качестве одного из приемов игры с сюжетом автор дополняет привычный для нас костяк героев другими действующими лицами: у деда с бабой появляются дети и внуки. Именно они по сюжету являются главными виновниками торжества, в честь которых и изготавливается КОЛОБОК. На мой взгляд, эти герои являются находкой, и очень интересно, что в конце автор снова возвращается к внукам и детям, при этом «помещает их за один стол с «хлебом», который был испечен в их честь». Мне кажется, нелепость данной ситуации совершенно оправдана жанром пародии, как собственно и язык произведения, где автор делает попытку поиграть с фольклорными элементами речи, взятыми из классических русских народных сказок, песен. Встречаются также русские пословицы и поговорки. Так, классический сказочный зачин «Жили-были…» вполне соответствует общему ходу повествования, обилие уменьшительно-ласкательных суффиксов в словах создает легкость повествования и некую ироническую насмешку над жанром («кренделёчков», «маслица», «петушок» и т.д.).
Очень интересно, что автор совмещает прозаическое повествование со стихотворным жанром русских народных песен, потешек, что является неотъемлемой частью русского фольклора, это помогает оживить сюжет.
Обогащает общее повествование автор также подробными описаниями самого Колобка, внуков, деда, бабы, хозяйства и огорода стариков, что не свойственно классическому сюжету сказки, где главное не подробности, а мораль сказки.
Классическим завершением произведения в жанре «пародия» является неожиданный финал. Здесь автор решил кардинально изменить завершение истории: Колобок, наученный дедушкой и бабушкой, оказывается умнее лисы и остается цел и невредим, да еще и находит дорогу назад. Подобное завершение неслучайно. Скорее всего, эту историю автор адресует конкретному ребенку с целью научить, что нужно слушать старших и тогда будет у всех все хорошо. По-моему, мораль этой сказки вполне оправдана подзаголовком «пародия, но слишком серьезно для пародии».
В целом, мне кажется, подобная попытка спародировать известное произведение с целью назидательного совета, вполне удалась.

Олеся Красникова 2   25.10.2016 17:00     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.