Предки в клетке
Актюбинский телеканал «РИКА» запустил ток-шоу «Предки», которое, по сути, является «Фабрикой звёзд» для людей пожилого возраста. Обозреватель портала mgorod.kz посмотрел первый выпуск и убедился: несмотря на серьёзный рывок в режиссуре, региональное телевидение Казахстана по-прежнему остаётся в плену у стереотипов.
Вячеслав ПОЛОВИНКО
Это не первый музыкальный проект, выходящий на актюбинском телевидении. Два года назад практически та же команда телевизионщиков, что и сейчас, запускала на «РИКЕ» «Детскую Фабрику звёзд» (а потом ещё и «Детскую Фабрику звёзд-2»). Вышло двояко: сам проект в городе был достаточно заметен, но без технических накладок не обошлось. И вот теперь – новая попытка. На этот раз, справедливо рассудив, что с детьми мороки чересчур много, авторы «Предков» впали в другую крайность, пригласив на показательные песенные выступления людей, возраст которых – сплошная головная боль для главы Нацбанка Марченко (надо же было сюда тоже засунуть политику). Шестидесяти и даже семидесятилетние дамы и мужчины в течение полутора месяцев будут соревноваться в вокальном мастерстве друг с другом под присмотром строгого, но справедливого жюри. В состав судей, кстати, в первом выпуске вошли преподаватель музыкального колледжа, артист из камерного оркестра и главный демиург всех музыкальных телеконкурсов в Актобе – директор компании – титульного спонсора (он же входил в жюри и в обеих «Детских Фабриках»). Какой приз из рук жюри получит победитель – пока неизвестно, но думается, что пенсионерам в данном случае важна не победа, а участие. Да и на склоне лет похвалиться тем, что, мол, меня по телевизору показали, тоже не зазорно, а с точки зрения человека, выросшего при Советах, и вовсе, престижно донельзя.
Впрочем, удовлетворение потребности пенсионеров в досуге – не единственный плюс проекта «Предки». Шоу очень неплохо поставлено с точки зрения режиссуры. По сравнению с предыдущими телевизионными опытами РИКА ТВ – так вообще рывок вверх головы на три. Достойные декорации, операторские планы и атмосфера – это то, что актюбинские телевизионщики могут смело заносить себе в «плюс». Хотя временами можно и побрюзжать: ведущая проекта выступает в разы хуже исполнителей, номера однотипные, а монтаж передачи хромает из-за малого хронометража передачи. Но это настолько застарелые болячки регионального телевидения в Казахстане вообще, что винить конкретно «рикавцев» в этом – всё равно, что бить лежачего безрукого инвалида.
По большому счёту, проект, действительно, уникальный. На казахстанском телевидении – так и подавно. Однако у «Предков» всё-таки есть один минус, который, кажется, был заложен в самой концепции как мина замедленного действия. Выступая в конце выпуска, один из членов жюри заметил, что «у молодых должно появляться чувство неполноценности – потому что попробуйте вы так». Загвоздка в том, что молодые люди вряд ли будут смотреть «Предков». Проект изначально заточен под аудиторию старше 45 лет – и составом участников, и репертуаром, и даже монологами ведущей (когда её слушаешь – ассоциации с концертами 70-80-х годов напрашиваются сами собой). И взглянуть на пожилых женщин, поющих про ландыши или подмосковные вечера, молодёжь может разве что для стёба, но для этого достаточно просмотра одного выпуска. «Предки» выступают для себе подобных, резко ограничивая свою потенциальную аудиторию.
Ошибка ли это продюсеров? Да, но вновь подсознательная. Проблема казахстанской журналистики, особенно на региональном уровне, в том, что она совершенно не заботится об аудитории от двадцати до тридцати пяти лет. Для телевидения это актуально вдвойне, поскольку делать ставку на пенсионеров не резон: их количество стабильно уменьшается, а новый зритель, который должен был придти из более молодого возрастного сегмента, «почему-то» не приходит. Но телевизионные функционеры просто не могут дойти до того, что молодёжь прильнёт к «ящику» только в случае, если под них кардинально переделать сетку, структуру и – самое главное – стилистику вещания. Казахстанское телевидение – это относится и ко многим столичным телеканалам, кстати, - застряло где-то в начале 90-х (а по уровню ведения передач, и вовсе, в 80-х). Самое обидное, что телебоссы уютно чувствуют себя в этой нише, не загадывая, что будет в среднесрочной перспективе. И для качественного прыжка вперёд – хотя бы на региональном уровне, что легче, - должно сначала поменяться отношение именно этих людей к выпускаемому ими контенту. Вот только надежды на это немного: молодёжь сразу потребует общественно-политического вещания (то, что молодые люди аполитичны – старательно поддерживаемый миф), а это чревато неприятностями. Скажешь правду – закроют, скажешь неправду – засмеют. Лучше уж продолжать петь про то, что один раз в год сады цветут. Да и пенсионеры (дай им Бог долголетия, думают теленачальники) рады. Опять-таки глядишь – и их по телевизору покажут.
Свидетельство о публикации №213040201093