Сирень у калитки
- Аня, Аня !.
На этом месте всегда просыпался. Открывать глаза не хотелось.Лежал и вспоминал то ощущение счастья, ту легкость и радость, которые испытал во сне. Одинокая слеза катилась по щеке.
"Пора вставать". Через два дня юбилей. Шестьдесят пять лет. Свой день рождения не любил. Давно. С тех самых пор, как они расстались. Поначалу искал ее, но Аня как в воду канула. Потом разозлился и женился. Есть взрослый сын и внучка, вроде бы все хорошо , но не было ощущения , какое он испытывал в своих снах. Когда дышишь полной грудью и готов обнять весь мир.
"Старею, слезы катятся, слабый стал..." Ненавидел себя за эти слезы, но ничего поделать не мог. Это состояние особенно усугублялось весной , когда зацветала сирень. До чего же была хороша! Помнил,как она любила сирень. И всегда говорила: если будет у меня дом- непременно посажу у калитки куст белой сирени. И, глядя на этот куст, который с годами превратился в красивое деревце, всегда думал о ней и вспоминал их любовь.
Деньги на поездку она копила почти три года. Почему так долго? Так ведь инфляция. Только вроде бы подсобрала немного- цены вверх поползли. Ну и так, то вдруг сапоги вмиг пришли в негодность .А в прошлом году заболела. Снова расходы- на лекарства да на врачей. Ну и пенсия к тому же у нее совсем никудышная,чего уж там. Конечно, без труда могла бы одолжить деньги у старшей дочери. И та бы помогла, но у дочки постоянно были какие-то проблемы, часто жаловалась на нехватку средств, поэтому обременять ее еще на какую-то пару-тройку сотен долларов не хотелось. Да и не любила одалживаться. Вот и пришлось так долго ждать исполнения заветного желания.
А поехать хотела в город своей юности. Вроде как и не родилась там, вроде как и не жила в нем долго да и друзей-подруг не осталось, а вот поди же ты , снился этот шумный, разношерстный , большой , не очень ухоженный, но такой до боли родной город.
Закрывала глаза и видела с юности знакомые улочки, застроенные новыми заводскими домами, беседки, увитые виноградом с таким пьянящим ароматом, что с ним не может сравниться ни один сегодняшний освежитель воздуха.
Мечтала приехать весной. В конце апреля,а лучше в середине мая. В это время цветут деревья : слива, алыча, вишня, абрикос.А на клумбах, заботливо взлелеянных хозяйками уже вовсю полыхают разноцветьем нарциссы, тюльпаны , гиацинты. Белоснежный жасмин и любимая сирень. До чего же она любила сирень.И в своих мечтах уже шла по с детства знакомым улицам и читала их названия: Анапская, Темрюкская, Виноградная, Сочинская, Фруктовая.Помните, у Юрия Антонова- " Пройду по Абрикосовой, сверну на Виноградную..." ?
Надеялась пройти по этим улицам, вдыхая аромат цветущих деревьев. Затем остановиться на углу Виноградной и Славянской и в маленьком деревянном ларечке купить теплый ароматный хлеб. Никогда и нигде больше не ела такой вкусности. Прекрасно зная,что этого деревянного ларечка уже давным-давно нет, думалось об этом с щемящей тоской.
Пройдя по до боли знакомым улицам свернуть в свой переулок, к дому, в котором когда-то жила вместе с родителями. Ах, этот двор, где стоял небольшой сарай, построенный отцом, виноград, который тоже вырастил папа, стол и две длинные скамейки. Сюда вечерами стекались соседи, чтобы поиграть в домино или просто посумерничать, покурить и поговорить о жизни.
Вначале вместе с дедом и бабушкой жили в деревне, примерно в 70 км от города, а вот родители перебрались в краевой центр в конце пятидесятых. Работали на заводе, получили хороший коттедж ( на два хозяина), а потом и их забрали к себе.
Было ей на ту пору семнадцать лет.Уже школу заканчивала. Родители говорили: поступай куда душа желает и учись. Но не смогла пересилить в себе ту, присущую только сельским жителям,застенчивость. Правда, документы все же отнесла, но когда пришла на первый экзамен и увидела,сколько там желающих- ушла. Дома сказала, что пойдет работать,а потом учиться.На том и порешили.
Работала с жадностью, всему хотела научиться. Фабричные подружки часто звали то на танцы в клуб, то в кино. Но почему-то пристрастилась к театру. (еще со своими сельчанами были на премьерном спектакле.И очень ей там понравилось.Все мечтала еще раз пойти.) В городе было два театра. Один- драматический, второй- музыкальный. В те годы назывался "Театр музыкальной комедии". Весь репертуар знала наизусть. Дома, когда никого не было , проигрывала сцены из спектаклей. Даже пыталась напевать ведущие партии из "Сильвы" и "Травиатты". Потом на фабрике организовали театральный кружок. Пришла посмотреть да так и осталась. У нее оказался талант. Так говорила их режиссер .Настоятельно советовала учиться в театральном училище. Но и в этом случае у нее не хватило то ли смелости, то ли упорства. А театр полюбила на всю жизнь.Куда бы ни забрасывала судьба , в первую очередь обязательно посещала местный храм искусств.
А по прошествии почти двух десятков лет, когда вновь пришлось переехать жить в этот город, ее дом был в квартале от нового, построенного буквально перед переездом, Драматического театра . Когда узнала об этом приятном соседстве, и до сего дня сомневающаяся в покупке дома в этом районе, немедленно дала свое согласие на приобретение жилья.
Дом, который купила, был старой, купеческой постройки. Кирпичный, добротный. Во дворе стоял такой же флигель со всеми удобствами. Рядом небольшой участок земли. В двух кварталах от дома была церковь, в то время ,правда, почти не действующая. Но,если сесть на трамвай и проехать несколько остановок, то можно было попасть в Екатерининский Собор. Там всегда была служба . Церковь посещала постоянно, частенько исповедовалась и батюшка уже приметил усердную прихожанку.
Первый раз уехала из этого города в двадцать лет. Вроде как мечтала о крепкой и дружной семье, но муж оказался не тем человеком, на кого можно было положиться. Нет, он был очень веселый, добродушный, одним словом- душа компании. Для друзей. А для семьи- ни помощи, ни поддержки. Но они жили, потому как , куда ни посмотри, все так живут. Радовало , что, слава богу, не пьет,как многие, да не обижает ( руки не распускал). Потом, в одночасье, мужа не стало.Что делать? Решила вернуться назад. Думала, навсегда, а оказалось- всего на восемь лет.
Дом, который приобрела по соседству с театром , очень понравился. С какой любовью и усердием его благоустраивала. Разбила во дворе красивую клумбу, принесла от родителей цветы: ирисы, календулу, георгины, розы, хризантемы. Куст сирени привезла из деревни, из своего бывшего дома. Ухаживала за этим кустиком днем и ночью, но выпестовала. Теперь рядом с калиткой росла красавица сирень, а чуть подальше- золотые шары. В доме сделала ремонт, во флигель провела газ, установила ванну. В общем,обихаживала дом как могла. Родители были рядом. Папа всегда помогал по дому: то штакетник укрепит, то крышу покрасит. А мама , вроде как в гости с работы забежит, а сама уже пирог в печь ставит или вишни во дворе оборвет и тут же их на
варенье пустит.
Катился год за годом. Вдруг заболел папа, кинулись к врачам, но было слишком поздно. Лечили радикулит, а оказалась саркома, которая унесла отца буквально за четыре месяца. Все сразу осиротели.
А тут еще давняя подруга написала письмо, что, приглашают тебя на прежнюю работу,но уже начальником цеха,с хорошим окладом. А у нее к тому времени за плечами был Полиграфический институт( профессия по тем временам редкая). Она пришла за советом к маме.
-Ты,дочка, поезжай, посоветуйся с нужными людьми. Если решишь ехать- я не против. Одна не останусь, есть Сережа, брат твой. С ними и буду век доживать.
Она поехала . Как еще успела найти приличный домик , да еще в центре, да еще недалеко от моря- отдельная история. Договорилась об отсрочке платежа за дом на три месяца и вернулась продать жилье.
В новом доме все пошло не так. И ремонт не такой, как хотелось, и соседи не очень приветливые. Да и земля здесь совсем другая. На Кубани вечером оглоблю воткнешь, а утром во дворе уже телега стоит. А здесь пришлось изрядно потрудиться. И земли почти пять машин завезла, а воды из колонки натаскалась, пока трубы в дом провела-не приведи, Господи. Куст сирени, который привезла из уже бывшего дома , посадила без всякой надежды что примется. Принялся. И это было единственным, что радовало на новом месте.
Покой находила в работе, но тут грянули события, которые буквально перевернули всю страну и она осталась один на один со своими проблемами. Девчонки выросли и разлетелись по своим углам. Время от времени навещали , спрашивали, чем помочь.Но она всегда отвергала их попытки. Привыкла полагаться только на себя. Так было легче. Помнится, еще бабушка, да и дед, тот еще казак был, говорили: никогда и ничего не проси. Полагайся только на свои силы.
Шли годы. Прежний дом снился постоянно. И только сейчас, после переезда , поняла, что все настоящее осталось там, в той жизни. Сердце ныло. Сколько раз порывалась поехать, хоть издали посмотреть на родные стены. А когда приехала ,чтобы проводить маму в последний путь,не решилась туда пойти. Вдруг стало страшно.
Однажды в Интернете увидела очень похожий дом. Присмотрелась и ахнула.Это же ее дом! Фотограф делал панорамную съемку трамвайных линий и ее дом попал в объектив. Тут же сбросила снимок на диск, распечатала , купила красивую рамку и повесила над своей кроватью, рядом с фотографией сельского подворья. Тем и жила. Ложилась спать , смотрела на эти два фото и засыпала с мыслью хоть когда-нибудь поехать туда.
Была еще одна заветная мечта, в которой не признавалась даже самой себе. Очень хотелось увидеть того, кто пленил сердце в восемнадцать лет. Леня, Ленечка, ее Лешка. Всю жизнь с трепетом и невероятным волнением вспоминала о нем. Их встречи, разговоры, мечты, которым не суждено было исполниться. А еще помнила тот буйный апрель и она, бежит по улице, а Лешка раскинул руки и ловит ее. Убежала, а в его руке осталась голубая лента из ее косы.
Однажды с девчонками вышли из кинотеатра, а он стоит. Хотела пройти мимо,но Лешка взял за руку:
-Подожди, не бойся, я не обижу тебя.
-Вот еще.Ничего я не боюсь. Пусти.
-Не пущу.
И пошел рядом. Девчонки куда-то разбежались и они остались одни. Он крепко держал за руку , словно боялся, что убежит.
-Мне больно.
-Ох, извини, - взял за локоток , а она вдруг расхохоталась.
-Ты чего?
-Ничего. Догоняй !
-Ты всю жизнь будешь от меня бегать?- запыхавшийся Ленька схватил в охапку и обнял.
-Может быть.
И не знала она, дурочка, какими пророческими окажутся ее слова.
Он обнимал нежно и трепетно, едва касаясь губами волос. Сердце покатилось куда-то вниз. Смотрели друг на друга и не могли оторвать глаз.Он был очень красивый. Высокий. Модно одет. Как оказалось, уже давно работал, жил вдвоем с матерью. В армии не был, так как был единственным сыном. Ему исполнилось двадцать три года.
Проводил домой.Стали встречаться.Ах,какая это была весна ! Самая счастливая в ее жизни ! Перед глазами вставали все вечера, проведенные вместе. Раньше ведь молодежь куда могла пойти? На танцы в Дом культуры да в кино. В театр приглашать как-то робела, танцы не очень любила. Оставалось кино. Ну а после сеанса почти всегда домой возвращались пешком. Тут и случился первый поцелуй. Не могла уснуть до утра, все прикасалась к своим губам и замирала от счастья. И еле дождалась следующего свидания. О чем они говорили, что рассказывал Леня, не помнила. Ждала его поцелуй. Еще раз.
Потом было знакомство с родителями. Папе он понравился сразу. Леша стал приходить к ним домой, всегда старался помочь на приусадебном участке, а она вдруг стала ревновать .Не хотела его ни с кем делить.Однажды все вместе поехали на дачу. Был конец октября, дачный сезон подходил к концу.Нужно было сжечь ботву и собрать зимние сорта яблок. К вечеру родители вдруг засобирались домой. А им не хотелось уезжать.И они решили остаться. Мама внимательно посмотрела на нее,но ничего не сказала. Ах, мама, мама, ты уже ничего не могла изменить. Твоя дочь была так влюблена, что не понимала,что с ней происходит.
Родители уехали, а они пошли в сад, чтобы внести в дом огромную корзину яблок. На пороге Аня споткнулась, корзина упала и яблоки, сочные и румяные, покатились по всей комнате. Бросились собирать, стукнулись лбами и начали целоваться. Леня что-то шептал ей, обнимал, снова целовал, а потом поднял с пола и понес на диван.
-Не бойся, ничего не бойся, я буду очень осторожен,- шептал в перерывах между поцелуями.А она закрывала ему рот горячей ладошкой и просила только об одном:
-Поцелуй меня...Леня, Ленечка, поцелуй меня.
Проснулись от холода. Лешка тут же вскочил, нашел на веранде дрова и растопил печку. Через пару минут огонь весело пел свою песенку,а еще через полчаса закипел чайник. А потом они снова и снова любили друг друга и никак не могли расстаться.
Когда вернулась домой, мама все поняла.Обняла и почему-то заплакала.
-Мама, что ты, родная, все будет хорошо.
Но хорошо не было.Когда Леша сказал матери о предполагаемой свадьбе, она была категорически против.
-Ты идиот, - в гневе кричала та ,- если женишься, тебя заберут в армию. Тебе это нужно ?! Встречайся , но жениться я тебе не позволю!
Он хорошо знал свою мать.Спорить не стал. И вот тут , единственный раз в жизни, струсил. Когда через полгода родители Ани стали в открытую намекать о свадьбе, он сбежал . Что ей пришлось пережить, что он пережил- остается только догадываться. Всю жизнь потом корил себя за трусость.
А она уехала. Уехала к подруге в тот самый город, в котором прожила почти семнадцать лет .Поступила учиться, вышла замуж, родила девчонок.
И вот теперь решила поехать в город юности и утраченной любви. Автобусы ходили каждый день.Вечером сел, а утром уже на месте. Но у нее болела спина да и давление иногда прихватывало, так что не стала рисковать и поехала поездом. Пусть немного дольше, но зато надежнее.
Когда вышла на Привокзальную площадь- ахнула. Медленно шла к остановке трамвая и ничего не узнавала. Правда, в трамвае немного успокоилась, за окном замелькали знакомые места.
Еще в поезде решила,что остановится в доме родителей или у соседей. После смерти мамы брат продал дом и теперь там жили чужие люди. Надеялась,что разрешат пожить у них пару дней, как и планировала.Завтра утром поедет на кладбище навестить родные могилки, а потом к своему бывшему дому.Постучит в калитку и, может быть, новые хозяева разрешат посидеть хотя бы во дворе. А напоследок поедет к другому дому, в котором все эти годы живет ее первая любовь. Постоит на улице и, может быть, увидит его. Если узнает,конечно.
Все так и произошло. Шумел май, буйно цвели деревья, от жасмина и сирени шел такой аромат, что кружилась голова. Дверь открыла женщина ее лет. Когда стала объяснять , кто она и откуда, та взяла за руку и повела в беседку. Их беседку, увитую виноградом, который вырастил папа.
-Не волнуйтесь. И ничего не говорите. Отдыхайте, дорога, небось, дальняя была,- просто сказала хозяйка.- Я сейчас вам компотик холодный принесу.
Аня огляделась. Их сарая не было.На его месте стоял крепкий гараж."Наверное, машина есть", - подумала , опираясь на спинку скамейки, еще той, что сделал папа.Только краска была другая. Вышла хозяйка с кувшином компота.Он был ледяной.
-Сын любит такой.Извините.А, может, чайку ? У меня и пирожки есть.Я сейчас. - И снова убежала в дом.
Так они и сидели, пили и чай и компот, заедали все это пирожками и вспоминали. В основном говорила, всхлипывая, она, а женщина только слушала. Потом приехал ее сын и сказал,что завтра у него свободный день и он с удовольствием покажет город, который не видела столько лет. И все было так, как и мечталось. Она побывала на кладбище, посидела, поговорила и с папой и с мамой. И к деду и бабуле сходила, и там поплакала.
Антон, сын хозяйки, показал совершенно другой город. И старый центр, который с трудом узнавала, и новые микрорайоны, и новые церкви и памятники.Когда проезжали мимо театра, вдруг заплакала.
-Что с вами?
-Нет,нет, ничего.Простите.Не обращайте внимания.
А на следующий день встала рано утром и поехала к своему бывшему дому. Какая-то сила тянула туда с того момента, как только села в поезд.
Он уже умылся и позавтракал, когда в калитку постучали. Жена. Редкая гостья. Сейчас снова начнет выяснять отношения и делить имущество.
-Что на этот раз? - вместо приветствия , спросил он. - Я уже говорил и могу повторить- жить с тобой не буду. Я оставил квартиру и дачу. А мне- вот этот дом и машина. Все справедливо.
-Это дом моих родителей !- закричала она.
-И что? А я оставил тебе трехкомнатную квартиру, которую заработал на заводе. Хочешь меняться ? Давай, мне все равно где жить.
-Я этот дом ненавижу !- И столько было в ее словах злобы, что он даже опешил.
-Но ведь здесь столько лет прожили и твой отец, и твоя мать. Как же так можно.
-Можно, дорогой, можно. Я вот тебе подарок приготовила. К юбилею. Думаю, ты обрадуешься. Помнишь, когда родители купили этот дом? Так вот, дом этот был оформлен на Аню твою,она здесь жила. А потом уехала. А я этот дом ненавижу.Потому что, когда приходила сюда, всегда чувствовала ее присутствие. И сирень эту хотела срубить, скажи спасибо отцу, не разрешил. Думаешь я не знала,что ты всю жизнь ее любил ?
-И ты знала ? Знала,что она здесь жила и молчала ? А как же тогда чувства ? Ведь,если любишь человека , разве станешь причинять боль?
-А ты хотел, чтобы я тебя к ней отпустила, а сама осталась с ребенком одна ?!
-И что, живя со мной, ты стала счастливее? Ты видела мои страдания и упивалась этим ?
Жена посмотрела на него, потом в сердцах хлопнула калиткой и ушла.Сирень качнулась вдогонку.
-Да идите вы оба со своей любовью,- услышал он злобное бормотанье.
На следующий день поехал на вокзал и купил билет в ее город.
Аня стояла возле своего бывшего дома, смотрела на окна, выходящие на улицу и наслаждалась ароматом цветущей сирени, которую почти тридцать лет назад привезла из станицы. Постучала в окно, потом в калитку.
-Иду,иду,- услышала мужской голос. Калитка открылась.
-Здравствуйте.Простите.Я когда-то здесь жила.Моя фамилия...Я...вот эта сирень.Это я ее посадила, - Она сбивчиво говорила что-то еще, а мужчина, крепко взяв за руку, буквально втащил во двор.
-Мне больно.
-Аня, Аннушка, я знал, я чувствовал! Входи же, входи. Ты не узнаешь меня ?
Она подняла глаза.
-Леня? Но как, в моем доме ? В этом доме? Ничего не понимаю.
-Этот дом купили тесть и теща. И жили в нем, пока их не стало. Но в доме так и не прижились. Теща всегда говорила, мол, чужая здесь аура.Не мой это дом. А я любил здесь бывать. Мне было комфортно.И почему-то, как только входил во двор , сразу вспоминал о тебе.
Она стояла во дворе, слушала сбивчивый рассказ, а руки непроизвольно гладили родные стены. Леонид, счастливый и растерянный топтался рядом, время от времени повторяя : Аня, моя Аня приехала.
Они снова были вместе и теперь навсегда. Слезы градом катились по его щекам, но он их не стеснялся.Это были слезы счастья и облегчения. Белая сирень склонила свои ветви над этими седыми людьми.
Мне сирень ударила в окно
Веткою с душистыми цветами...
Знала я, что вспыхнет все равно
Вновь любовь однажды между нами.
Лана Ковалева.Все права защищены.
Свидетельство о публикации №213040201224
Доброго настроения Вам. Сразу дарю цветочек: @->>- ))
Жаль, конечно, что это не сирень.))
Теперь что касается рассказа. Скажу Вам правду: прочесть до конца в этот раз не смог. Не потому, что не понравилось, а потому, что слишком волнующе... А пишите Вы хорошо. Навеяли ностальгическое настроение, и захотелось побродить в одиночестве, помолчать...)
Ещё вернусь.
П.С.: Там предложение у Вас есть, хочу предложить маленькую правку: "Пройдя по улицам, знакомым до боли" - мне кажется, так будет милозвучнее. Думаю, Вы без труда найдёте его в тексте.
Братислав Либертус Прозаик 22.04.2013 20:59 Заявить о нарушении