Мои первые ученики

               

Когда-то пришла я в эту школу молоденькой девчонкой. Встретил меня пожилой высокий в очках на лбу директор. Посмотрел на меня, по-доброму улыбнулся и сказал:
 - Ничего, только не пугайтесь. Будете классным руководителем в 6-а. Построже с ними, построже! Несколько буйный класс…Да, буйный несколько. Уроки у… пожилых даже срывают. Да… А может потому, что пожилые, а? Словом не бойтесь!
 Я не боялась: не могла даже представить, как это «срывают уроки»
 К радости директора и завуча, тоже обеспокоенной моей молодостью, я понравилась шестиклассникам. Мы подружились с первой встречи.
 Они, мои первые ученики, были людьми многоопытными и учили меня:
- Если мы кому урок сорвём, вы нас после уроков на час за партами заставьте стоять – сразу успокоимся! Знаете, как нас Наталья Николаевна держала?! Чуть что – стоим час. И как крикнет. Их восхищало всё это. Я же ужасалась.
 Давали они мне и житейские мудрые советы:
 - Не ходите вечером одна по дамбе: на пьяного нарвётесь. Лучше мы вас провожать будем.
- В буфет за нас больше не платите. Мы можем не отдать, и у вас вся зарплата размотается.
 Считая, что мне не с кем пойти в кино, они предлагали «культпоходы» на каждую новую кинокартину. А когда обнаружили, что меня на вечерние сеансы сопровождает мой сосед по дому, сильно забеспокоились, а однажды, окружив меня после урока, высказались:
- Этот, что с вами вчера в кино был, так ведь он женатый. Развёлся с женой и теперь в кино ходит…
 И вопросительно смотрят мне в глаза. Я заверила их, что не собираюсь «за этого» замуж. Они просияли и тут же предложили:
 - Вот у Серёжки брат из армии пришёл. Хороший.
 И опять смотрят. Я отказалась и от вернувшегося из армии брата, и они успокоились. Они верили мне.
 Почти ежедневно я оставалась с ними после уроков. Мы выпускали еженедельно стенгазету, проводили репетиции кукольного театра, лепили из глины головки кукол-актёров, шили костюмы, решали задачки по алгебре и физике, учили географию…
 И почти ежедневно разбирали конфликты класса с учителями.
 Да, это был очень трудный класс. Рождения 43-44 годов, они, мои первенцы, были детьми войны. У трёх из них отцами были солдаты из оккупационных войск гитлеровцев…
 И ненависть к побеждённым 13 лет назад врагам ещё не погасла…
 Всё делали мы, учителя, чтоб эти дети были счастливы, чтоб не коснулась их эта ненависть. Да, было трудно. Но тогда я не осознавала этого: я любила мой 6-а и отдавала им всё время, все знания, всю энергию. И они несли мне всё лучшее, что было в их душах.
 И теперь они навещают меня, пишут…
 Не все, конечно, не все…
 Для меня же они так и остались «моим шестым-а», девочками и мальчиками.
 До сих пор, встречая приезжающего в отпуск Лёньку, ставшего отцом двух сорванцов, полярника Лёньку, я вспоминаю его стоящим на парте и азартно орущего:
- Я буду собакой! В каждой сказке ты то медведь, то собака – хитрый!
 А Юленька, которая прекрасно играла Лисичку и Золушку… Теперь она педагог, учит французскому языку ребятишек уральского посёлка.
 Была у нас ещё ленивая Катя. Она не отвечала на уроках. Зато после уроков без неё не обходилось ни одно дело. Она не могла выучить роль в пьесе, но она умела шить кукол-актёров. Она не могла петь (все песни она исполняла на мотив «По долинам и по взгорьям»!), но она всегда стояла в первом ряду хора, «создавая вид». Она провалила все экзамены в десятом классе, но стала прекрасной поварихой и заботливой мамой, и сын её учится очень хорошо.
 А Наденька? Самая маленькая в классе, она умела подчинять себе всех одноклассников. У неё всегда было два-три подопечных, которых она «тянула». Сносной успеваемостью класс был обязан ей. Теперь она врач одного из санаториев Крыма…
 Мои первые ученики…
 И вот уже мой последний допенсионный выпуск перешёл в 8 класс. Как и первые, они самый буйный в школе класс. Это дети моих и первых и следующих выпусков. Про себя я называю их «внучатами»… И никак не могу называть на «вы» их родителей, всё время сбиваюсь: ты, Аллочка, тебе, Надя. И они, эти строгие мамы и папы, по-прежнему видят во мне свою учительницу.
 1 сентября на первой школьной линейке подошла ко мне высокая девочка и попросилась в мой класс. «Инна Шерстюк»,- представилась она.  «Инна Михайловна?» - уточнила я и услышала в ответ уже забытое раскатистое «р» Миши Шерстюка…
 В феврале в учительскую вошёл подполковник, поздоровался. И все наши учительницы замолчали и устремили на него удивлённые взгляды ( у нас такой гость «высокий» ещё не бывал!). А я вместо приветствия воскликнула:
- Ах, Миша, Миша! Какой ты плохой папа!»
 Все ушли, и мы долго говорили с ним о его дочке, о нашем «6-а».               


Рецензии
Очень... очень тронули воспоминания...
Словно увидела и услышала эти волнующие моменты!
Замечательный Свет души у Вашей учительницы, Таня!
Вечная память Нинель Константиновне...
С глубоким уважением,-
Римма.

PS
Вспомнилось и мне - когда-то пришлось замещать заболевшую
учительницу начальных классов. Это были незабываемые моменты.
Дети ходили за мной гурьбой) А я настолько была поглощена
подготовкой к урокам, чтобы их поинтереснее провести, что
не знала ни сна, ни отдыха))

Ордина   26.07.2018 20:45     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.