Шукшин, Высоцкий, пустота

Судьба нередко удивляет совпадениями. 25 июля – день рождения Василия Шукшина и день смерти Владимира Высоцкого. Как туго она их связала... Все профессиональные определения здесь не работают. Ну, да, можно, конечно, говорить о кино, литературе, музыке – правильно. Но этого будет очень мало. Оба были явлениями такого масштаба, что до сих пор невозможно назвать еще кого-нибудь, представляющего столь мощную энергию поиска правды о человеке. "Что с нами происходит?" - спрашивал Шукшин. Почему мы лжем на каждом шагу? "Я ненавижу сплетни в виде версий", - задыхался в несогласии с тотальной фальшью Высоцкий.

Талантливых много – и сейчас, и в те времена, когда жили эти двое. Но всерьез говорящих правду не ради красного словца – пальцев одной руки не хватит, чтоб пересчитать. Сейчас стало принято оценивать как правильное умение приспасабливаться, мол, зачем бисер перед свиньями метать, что за дурак этот Чацкий со своими обличениями... Но, видите ли, други мои, существует этика, а не только эстетика, существуют эти проклятые нравственные вопросы. Искусство воспитывает, что бы мы там себе утешительное и безответственное по этому поводу ни придумывали. И автор воспитывает – еще как!  Разумеется, при своей безусловной эстетической талантливости.

У гениев редко бывают по-настоящему близкие люди.  Я не о том, что их никто не любит, – быт приглушает краски. Ну, вот он мой папа, и вдруг гений – как это? Или мы с ним в одном театре работаем, в одном кабаке выпиваем – но он совсем не то, что я? Какие жалкие все эти речи после смерти, когда устраиваются официальные поминальные мероприятия – всё как-то не про то... А эти безумные поездки после смерти Высоцкого с рассказами о нем по городам и весям – это что такое? Что с нами происходит? Сценарий  "Я пришел дать вам волю" где сейчас находится? Прошли десятилетия, а воз и ныне там. "Расскажите мне про моего отца", – Маша попыталась порасспрашивать тех да этих. А что они могли ей рассказать, собственно? Что они знали о нем? Гений – это же вещь в себе...

26 июля 2009 года


Рецензии
Понравилась общая нить-мысль.

Александр Курушин   02.04.2013 15:53     Заявить о нарушении
Спасибо. Хотя эссе написано несколько лет назад. Но вроде бы не устарело. :)

Елена Сироткина   02.04.2013 15:57   Заявить о нарушении