Вятские жидокопы

     В словаре Даля 1861г. есть такая поговорка:
       Слобожане (Вятская губерния) - жидокопы (слобожанин откопал труп жида, полагая, что жидов хоронят с деньгами).
      
       Однако, в начале 19в., а данная словесная формула появилась не позже этого времени, сколько-нибудь заметного еврейского населения в Слободском не было. Кроме того, на Вятке слобожан величали "грободерами" и "мертвокрадами". Вероятно, история происхождения столь нелестного прозвища уходит значительно глубже...
       
      
       В 1471г. вятчане совершили рейд на Волжский царев город Сарай-Берке (ал-Джадид) и в то же лето вернулись домой. Об этом славном походе есть сообщения в летописях:
       'Того же лета, в тоу же пороу, идоша Вятчане Камою на низъ и въ Волгоу в соудехъ и шедше взяша градъ царевъ Сарай на Волзе и множество Татаръ изсекоша, жены ихъ и дети в полонъ поимаша и множество полоноу вземше, возвратишяся. Татарове же Казаньстии переняше ихъ на Волзе, Вятчане же бившеся с ними и проидоша здравии съ всемъ полономъ, и многие тоу отъ обоихъ падоша' (Типографская летопись. ПСРЛ. Т. 24, стр. 191);
       'А того же лета Вятчане шед суды Волгою на низ взяша Сараи, много товара взяша, и плен мног поимаша. Слышевше се Татарове Большие орды, понеже близ ту кочевали за один день, и тако многое их множество поидоша переимати их, и поимавше суды и всю Волгу заступиша суды своими, хотяще их перебити, они же единако пробишася сквозь их и уидоша со всемъ, а под Казанью тако же хотеша переняти их, и тамо проидоша мимо тех со всем в землю свою' (Московский свод. ПСРЛ. Т. 25, стр. 291);
       "Того же лета ходили Вятчане ратью на Волгу. Воивода был у них Костя Юрьев. Да взяли Сарай и полону бесчисленная множество и княгинь сарайских' (Устюжская летопись. ПСРЛ. Т. 37, стр. 93).
       'Тое же зимы (сообщение дошло зимой?) Вятчане съвокупльшеся, шедъ взяша Сарай Великий, Татаръ всехъ изсекоша, а сущее все разграбиша, а инии мертвыхъ раскопываючи грабяху". (Львовская летопись. ПСРЛ. Т. 20, стр. 296);
       По возвращении из Сарая вятчане отправились в поход против напавших на Устюг новго-родцев под началом воевод Ивана III: 'Вятчане же пришедше изъ Сараю и поидоша с воево-дами великого князя, с Васильемъ Образцемъ и Борисомъ Слепцемъ, и съ Оустюжаны противу Новогородцевъ'. (Типографская летопись. ПСРЛ. Т. 24, стр. 191).
       Легенда о раскопках 'жидовских могил' могла возникнуть в память о разграблении каких-то Сарайских гробниц. Однако маловероятно, что это были свежие могилы ханов или иных ордынских вельмож. Все они уже давно были мусульманами, а, следовательно, имели безинвентарные захоронения (украшались резбой лишь каменные надгробия и мавзолеи). Однако в районе Сарая могли быть древние языческие курганы, часто сопровождавшиеся золотыми и серебрянными украшениями. 'Жидовскими' их могли посчитать по причине того, что когда-то низовья Волги-Итиля были территорией богатого иудейского государства - Хазарии (на монетах и вещах Сарая 14в. встречается звезда Давида).
       
     См. рис.  Чаша глиняная с подглазурнои росписью. На дне чаши шестиконечная звезда. XIII-XIV в. Сарай Берке. Диам. 18.8 см. Эрмитаж.
      
       Вот таким образом могло появиться прозвище 'слободские жидокопы'. Разумеется, в походе принимали участие не только слобожане, но грабежом могил занимались именно они.
      
       В булгарской хронике Джагфар Тарихы есть подробности этого похода: на судах было 3000 вятчан-нукратцев (речников и стрельцов), а посуху с ними шли на конях ногайцы и камские казаки. Джагфар Тарихы трактует этот эпизод со своей пробулгарской точки зрения:
       "В 1470 году кан решил разгромом Сарая рассчитаться с Ахмад-ханом за его набеги на Булгар. Пользуясь тем, что ногайцы были обозлены на узбеков (Сарайских ордынцев) по причине усиле-ния их господства над ними, Габдель-Мумин направил на столицу Кыпчака Аули и Алиша с 3 тысячами ярчаллынских казаков прямо через ногайские кочевья. Быть их проводником вызвался Сундык-бий, который за этот труд получил в Симбире освобождение и небольшой надел. Кроме этого, кан велел своему Нукратскому (Вятскому) улугбеку (наместнику, представителю, послу) Тахте направить на Сарай по воде колынский флот с хорошими нукратскими стрелками (Колын - главный и единственный город на Вятке, упоминаемый в ДТ, по археологии это Ковровское городище в устье Моломы, ближайшее к Казани из числа средневятских заселенных в тот период, первоначальный Хлынов-Вятка).
       Флот, в котором была тысяча колынцев и две тысячи стрелков, возглавили потомок Садыка Битька (потомок новгородского купца Садко, жившего на Вятке в 12в. - Витька) и потомок Анбала Ганикей (потомок известного ватамана ушкуйников Анфала Никитина, вероятно, это и есть слобожане), а стрелков - потомок Мер-Чуры Бака-Даиш (Мер-Чура в ДТ - первый правитель Нукрата в 12в., возможно, это Каринские татары. Очень вероятно участие в походе близких вятчанам горных мари.). Они двигались к Сараю рядом, причем до Бел-Имэна (г.Белджамен на Волге) конница скакала по правому берегу Идели, а потом переправилась на левый. Салчии (колынские моряки-речники) первыми ворвались в Сарай, отвлекли на себя главные силы татар и позволили коннице войти в город с другой стороны и занять его. Не ожидавших ничего подобного татар, обуяла страшная паника, и они бежали в степь. При этом наши потеряли 200 салчиев, 500 стрелков и 300 всадников, но зато положили 5 тысяч врагов и захватили невиданное количество товара. Все это было погружено в корабли, и так как их не хватало, то людей с них пересадили на захваченных татарских лошадей (вятчане умели ходить и на конях). На обратном пути узбеки и ногайцы сообща попытались у Камыша (город Камышин) преградить булгарам путь, но наши пробились. При этом погибло еще 500 наших всадников, 100 салчиев и 400 стрелков, но зато ни один корабль с захваченными товарами не достался татарам. Когда кану сообщили величину добычи, он не поверил и сам вышел к кораблям в Биш-Балте (порт Казани). Сарай же после этого не возрождался. Его ярмарку пытались возродить в новой столице Ахмад-хана, но безуспешно, и все купцы должны были теперь ездить в Казань". 
      
       В 14-15в. узбековцы (сторонники-мусульмане хана Узбека и его потомков) были основой военно-государственной мощи Орды. Именно на их столицу совершили поход вятчане. Правда, во второй пол. 15в. Сарайская орда была уже ослаблена, но продолжала грозить соседям, впомним поход на Москву 1480г. О подоплеке самого похода 1471г. на Сарай можно сказать следующее. В этот год Московское войско воевало Новгородскую землю и разбило новгородцев под Шелонью. Для предупреждения возможного нападения на Москву сарайских татар и была предпринята отвлекающая акция вятчан. Костя Юрьев известен из дальнейшего как промосковско ориентированный воевода. Не исключено, что он был наместником Вятки. После принудительного подписания в 1459г. договора вятчане были обязаны воевать на стороне Москвы. Участие в организации похода Казанского хана сомнительно, хотя какие-то его подданные (конные татары и казаки) наверняка примкнули добровольно. Казанцы, вероятно, пропустили вятчан вниз по Каме, а на обратном пути, узнав о величине награбленного, захотели отнять. Возможно, вятчане откупились частью добычи за проход домой.
       В результате разграбления столицы в 1471г. экономическая основа Сарайской орды оказалась окончательно подорвана. Купцы перестали возить туда свои товары, а Московский правитель перестал платить дань. Войско не получающее вовремя хорошую оплату постепенно расходилось в поисках нового хозяина.
       Фактом привоза на Вятку нескольких сотен Сарайских женщин можно объяснить появление среди части вятчан характерного южного типа внешности. Это так называемые вятские гагары или кукары, по описаниям 19в. особо склонные к торговле и разному доходному промыслу. Внешне они выделялись чернотой и особым говором, но при этом признавались коренными вятчанами. Не исключено, что по матерям гагары являлись потомками хазарок. В прошлом кукары проживали в районе городка Кукарка (ныне Советск). Это как раз на южной границе Вятской земли 15 века.
      
Что касается причин осквернения древних могил, то вряд ли это было вызвано поиском сокровищь. В 15 веке уже широко применялось огнестрельное оружие, а для производства пороха требовалась селитра. Город Сарай, столица Золотой Орды, был крупнейшим на Волге, вблизи него имелись многочисленные могильники. Условия климата способствовали накоплению солей нитратов в полуразложившихся трупах. Сарайское городище называется "Селитренное" по соседнему с ним одноименному поселку. Во времена Петра Первого здесь было налажено промышленное производство этого ценного стратегического сырья. Известно также, что казаки в 16 веке часто добывали селитру из могил своих противников. Поэтому истинной причиной раскапывания вятчанами сарайских могильников было желание запастись порохом.
      


Рецензии
Спасибо автору, что предоставил возможность заглянуть в глубь веков.

Василий Макарчук   08.11.2014 19:57     Заявить о нарушении