Гитара музыкальная 8. Доменико Скарлатти

Гитара в музыке барокко.

34.
Скарлатти Доменико (Domenico Scarlatti, 1685–1757) – итальянский композитор, органист, клавесинист. Сын композитора Алессандро Скарлатти. Создал виртуозный стиль игры на клавесине.

Своим реализмом клавесинные сонаты Доменико Скарлатти вполне могут соперничать с картинами Караваджо или Мурильо. Они до сих пор удивляют нас яркостью изображения народных праздников и карнавалов, сочной уличной речью. Нередко их тембровые краски напоминают звучание широко распространенных в быту щипковых инструментов, особенно лютни, мандолины, испанской гитары. В первую очередь это относится к так называемым сонатам-пляскам с их головокружительно-быстрыми хотами, сантареллами, жигами, форланами. Вот почему они особенно выразительны во всякого рода гитарных транскрипциях и переложениях.

Блестящая музыка Доменико Скарлатти как нельзя лучше соответствует природе гитары.
;
Прекрасные дамы, пажи, вельможи предупредительны и галантны. Они танцуют грациозно, величаво, как требует придворный этикет. На их лицах сдержанная радость. Именно об этом напоминает нам музыка Менуэта №2 (LS 31).

Живая и стремительная музыка Сонаты F-dur (Longo 23 / К 380) композитор рисует весну, пение птиц, сборы королевской свиты на охоту. Перед нами торжество радости. Это на редкость талантливое произведение!

Мы слышим звуки охотничьих рожков, повсюду воодушевление и радость от предстоящего события, в лесу легко дышится. Вот о чем Соната G-dur (Longo 79 / К 391) знаменитого клавесиниста.

Опушка леса. Прогулка. Хорошее настроение у двух закадычных приятелей. Их разговору вторят трели птиц, шорох листьев под ногами. Во всем спокойная радость бытия. Не об этом ли повествует Соната A-dur (Longo 82 / К 471)?

Соната Longo 106 / К 391 состоит из беспечно-легкого Менуэта и Жиги, раскручивающей хоровод радости и веселья.

Соната a-moll (Longo 27 / К 238) по характеру музыки энергична. В ней можно услышать воинственные голоса и взволнованные чувства. Что это: призыв к дальнему походу или воспоминание о былых славных победах?

Радость жизни, бодрое настроение – таковы основные эмоции Сонаты A-dur (Longo 75 / К 78).

Представьте себе бурную сцену между двумя женщинами или взволнованные наставления матери, обращенные к нерадивой дочери. Здесь есть возбужденный речитатив, тревога, лирическое чувство. Впрочем, слушатель вправе представить себе другую картину во время исполнения Сонаты d-moll (Longo 108 / К 213) Доменико Скарлатти.

Лирика Сонаты a-moll (Longo 118 / К 466) выражает скорбное чувство, горечь девушки, томящейся в разлуке с любимым.

Образный строй Сонаты D-dur (Longo 162 / К 178) допускает самые разные расшифровки, все зависит от настроения слушателя. Вполне возможно, что кто-то представит себе в этой прелестной миниатюре чириканье пташек, клюющих крошки на подоконнике.

Слушая Сонату G-dur (Longo 180 / К 241), нетрудно представить себе дам и кавалеров, катающихся на лодках. Плавное движение по водной глади рождает элегические думы, когда хочется петь.

В Сонате D-dur (Longo 238 / К 208) мы можем насладиться красотой Божьего мира. Ее возвышенный и одухотворенный строй ставит пьесу итальянского композитора в число лучших транскрипций для гитары.

Прогулка с друзьями по лесу рождает в душе умиротворенную радость. Не об этом ли повествует музыка Сонаты A-dur (Longo 288 / К 432)?

Вдали несется галопом эскадрон. Слышны радостные, восторженные голоса. Таково, очевидно, образное содержание Сонаты D-dur (Longo 327 / К 529).

Восторг, охотничий азарт, энергичные возгласы разносятся по лесной чаще. Так передает охотничий азарт Соната G-dur (Longo 349 / К 416).

Соната e-moll (Longo 349) Скарлатти привлекает клавесинным изяществом: это может быть музыкальная шкатулка или пение заморских птиц. По характеру пьеса напоминает «Кукушку» Дакена и в оригинальности ничуть не уступает ей.

Одухотворенна по своему строю Соната e-moll (Longo 352 / К 11). Нам рисуется такая картина: в храме слышно скорбное пение, верующие обращают свой взор к Небесам.

Возвышенна Соната a-moll (Longo 438 / К 462): ее мелодия пронизана печальной лирикой, которая позволяет нам представить себе двух девушек, грустно поющих романс или канцону.

Чувство одиночества и покинутости расстроенного человека передает Соната D-dur (Longo 454 / К 309). Удивительно, что грустные эмоции поданы в мажоре! Она сильно отличается от Сонаты в той же тональности D-dur (Longo 465 / К 96), в которой явственно слышны призывы лесных рогов, «золотой ход» валторн. Ведь это типичная картина выезда на охоту!

Воодушевленное пение ткача или гончара выражает энергию и довольство жизнью. Примерно такие эмоции можно уловить в Сонате A-dur (Longo 483 / К 322) Скарлатти.

Соната D-dur (Longo 493 / К 301) – это торжественный гимн, который в приподнятом настроении поют гости и хозяева дома. В нем звучат взаимные пожелания добра и счастья.

В центре музыки Доменико Скарлатти – Жизнь, Сильвиуса Леопольда Вайса – Природа, Иоганна Себастьяна Баха – Творец. Скарлатти и Вайс, в отличие от религиозного Баха – совершенно светские композиторы, которым свойственны лирика и жанровость. Эти два качества, соединившись в одно целое, образуют лирическую жанровость. Скарлатти отличает еще одно свойство – изобразительность его музыкальных полотен. Сонаты композитора живописны, каждая из них «рисует» какую-то сценку из жизни вельмож или простых людей.

Любопытно, что существует некое родство между творчеством Скарлатти и поэзией его времени. Чтобы проиллюстрировать эту мысль, давайте обратимся хотя бы к заголовкам стихов итальянских поэтов.

«К вешнему солнцу, умоляя о тепле» (Томмазо Кампанелла)
«Шутливые канцонетты» (Габриэле Кьябрера).
«Подаренный цветок» (Томмазо Стильяни).
«Песочные часы», «Охотник с аркебузой» (Чиро ди Перс).
«Ночное происшествие», «Расставание» (Джамбаттиста Мариино).
«Утренние колокола» (Франческо Браччолини).
«Прекрасная испанка» (Пьер Франческо Паоли).
«Танец селянок» (Джованни Леоне Семпронио).
«Игра в снежки» (Джанфранческо Майя Матердона).
«К луне» (Джироламо Фонтанелла).
«Мечта» (Джузеппе Артале).
«Мельница», «Муравьи» (Бартоломео Донти).

А вот стихотворения испанских поэтов.

«На Христово Рождение», «Тщеславная роза», «Над рекой горянки пляшут...», «Пасха девушкам мила, да прошла» (Луис де Гонгора).
«Времена года» (Хуан де Артихо).
«Сравнение любовной речи с речью ручья», «Лирическая летрипья» (Франческо де Кеведо).
«О легкости времени и его утрате» (Луис Каррильо де Сотомайор). «Рассказ Фабьо о мартышках», «К цветам», «Утешение» (Педро
Кальдерон).
«Романс» (Сальвадор Хасинто Поло де Медина).
«Сладостная Каталина» (Хуан дель Валье-и-Кавьедес).

Словом, налицо превеликое множество лирических и жанровых стихов. Это воистину необъятный поэтический мир, по образному содержанию и духу совершенно такой же, как музыкальный мир сонат Доменико Скарлатти.


Рецензии