Мечта

Без тебя, без тебя.
Всё ненужным стало
Сразу без тебя…
Стас Михайлов «Без тебя»


А листопад, который мысли слышит,
Готовится в весну начать забег –
Она весной мечтает о Париже…

И круглый год мечтает… о тебе!
Елена Князева
«Она весной мечтает о Париже»

Две недели назад меня отвлек от работы странный звонок. И не  то, чтобы странным был сам факт постороннего звонка в рабочем процессе, сколько номер, с которого звонили.
Я его знала.
Звонили из Центра политических исследований России (ПИР-центр). Секунды на размышления по поводу цели звонка мне не хватило – я не успела понять мотивации. Моя статья была написана и давно вышла, за новую я не садилась. Других точек соприкосновения, как мне казалось, у нас не было.
Оказалось, были.
- Вячеслава Николаевна, добрый день! Вас беспокоят из ПИР-центра. Дело в том, что Вы отправляли нам на рассмотрение свое резюме…
«Резюме? Когда?»
-…на позицию помощника главного редактора.
«Да? Ах да… Точно! Месяца два назад было такое. Попробовала на дурачка…»
Конечно же, вслух из этого Слава ничего не сказала.
- Да, было такое.
- Мы хотим пригласить Вас на собеседование.
«…»
- Вы сможете подъехать к нам в офис первого апреля?
- Это такая шутка?
- Нет, что Вы. Просто главный редактор сможет провести собеседование только первого числа.
- И, конечно же, днем?
- Да…
- Ну, конечно же… Я могу подумать?
- Конечно.
- Я перезвоню Вам, спасибо.

Прикинув все «за» и «против», Слава приняла приглашение – собеседование было назначено на половину второго.

Две недели пролетели незаметно, и вот, накануне ночью ей приснился Герман.
Сумбурно. Ярко. Вдруг.
Она подскочила с кровати за две минуты до будильника, тяжело дыша и часто сглатывая.
Слава огляделась. Могильная плита сменилась ее комнатой, велосипед, на котором она приехала на кладбище – кроватью, его посмертно вышедшая книга про разведывательные органы и крупный бизнес – ее настольным цитатником.
Слава, проведя по волосам, в изнеможении опустилась на кровать.

И вроде бы она пережила.
И вроде бы все было хорошо.
И вроде жила дальше.
Вроде была счастлива.
И жизнь вошла в привычную колею.

Чтобы сохранить вдруг пошатнувшееся душевное равновесие, Слава начала быстро собираться на работу. Делая все на предельной скорости, она отвлеклась на предстоящее собеседование, и приступ прошлого потихоньку отступил.
На работу она уже пришла полная сил, отдохнувшая, спокойная.

Через несколько часов, войдя в офис ПИР-центра, она почувствовала небывалый приток уверенности в себе.
«С чего бы это вдруг?»
Слава посмотрела на часы. 13.17.
«Отлично, мне обещали получасовое собеседование, так что за час точно управимся, и даже на работе долго отсутствовать не буду», - подвела промежуточный итог девушка.
Вскоре ее пригласили провести беседу с двумя сотрудниками компании, Ильей и Филиппом. Услышав имя второго, Слава сразу же поняла, что была с ним уже знакома – их встреча произошла около года назад на презентации юбилейного номера журнала, в котором была ее статья по противоракетной обороне, - первого она также уже видела на одной конференции, но они ни разу не разговаривали с глазу на глаз.
Она прошла, улыбнулась им и села напротив.
- Мы с Вами уже где-то виделись, не так ли? – начал разговор Филипп.
Слава удивленно кивнула.
- На презентации журнала, верно?
- Верно. Я не ожидала, что у Вас такая память на лица.
- И на имена. Давайте, поговорим о Вас. Кстати, поздравляю! Прекрасная статья. Никогда бы не сказал, что Вы новичок. Знаете, я рекомендую Вашу статью в наших образовательных программах.
- Польщена. Спасибо… - несколько растерявшись, ответила Слава.
- Давайте, поговорим о Ваших планах, - сказал Илья. – Я не знаком с Вами лично, но Филипп так о Вас отзывается, что мне стало самому дико интересно поучаствовать в разговоре.
Слава улыбнулась и одобрительно кивнула.
- Начнем с планов об аспирантуре, Ваших успехов и видения журнала. О самом журнале мы рассказывать не будем. Я так понимаю, Вы о нем, может быть, знаете даже больше, чем мы.
Беседа затянулась на сорок минут и прошла в расслабленной дружеской обстановке, больше похожей на встречу бывших однокурсников, чем на собеседование.
Несколько раз в разговоре всплыло имя Германа Григорьевича.
Хотя он никогда и не сотрудничал с ПИР-центром, как оказалось, Филипп его очень хорошо помнил, когда тот пришел сюда обсуждать возможность публикации своей статьи по взаимодействию крупного бизнеса и разведки.
Статья так и не вышла, впрочем, как и книга, которую она видела ночью во сне.
Славу передернуло, но лишь на ту секунду, когда она убирала прядь волос с лица.

Вышедшая от ребят с блеском в глазах и ведром энтузиазма, она за пятнадцать минут ожидания встречи с главным редактором успела «остыть» и даже чуть-чуть испугаться.
Но… Она давно мечтала познакомиться с ним.
Владимир Орлов.
Она прочитала ни один выпуск его журнала и несколько его статей, а также видела его несколько раз на конференциях. Но чтобы поговорить с ним самой… она действительно сильно этого хотела…
Когда она вошла к нему в кабинет, перед ней предстал тот же человек, которого она видела во главе стола на конференциях. Та же улыбка, выверенные и вместе с тем непринужденные жесты, спокойствие во взгляде и преданность своему делу.
- Привет! – вдруг сказал он ей и пожал ей руку. – Как тебя лучше называть: Вячеслава или Слава.
- Слава… - ответила несколько растерявшаяся девушка.
- Итак, Слава, давай побеседуем. Присаживайся. Во-первых, кто тебя натолкнул на мысль написать к нам в журнал? Твой научный руководитель?
Где-то очень глубоко защемило.
- Нет… Нет, другой наш преподаватель. Ассоров.
Орлов нахмурился.
- Ассоров… Бывший ФСБшник?
- Да.
- Не знаком с ним лично, но слышал много про него. Хорошо. Продолжим. Что ты знаешь про цикл выпуска журнала?
- Начнем с того, что…
Слава вышла из кабинета, когда на часах было уже далеко за три.
«О, Господи! Я уже должна быть на работе в это время!»
Девушка быстро оделась и выскочила из офиса.

Она ушла несколько непонимающая, чего она хочет на самом деле.
Раньше, при жизни Германа, она эту возможность оторвала бы с руками и ногами, а теперь, что-то заставило ее сомневаться: то ли «иллюзия комфорта» (как выразилась одна из ее подруг), которая была создана для нее на настоящем месте работы, то ли боязнь что-либо менять (отлично – враг хорошего), когда в жизни и так все х-о-р-о-ш-о, то ли отсутвие германовского пинка, то ли возможно постоянное напоминание о Германе в ПИР-центре.
Она не знала, что это было наверняка, но, закрывая за собой дверь офиса ПИР-центра, Слава подумала, что причина могла крыться в ней самой, в ней другой самой.
На следующий день ей перезвонили и сообщили, что она прошла первый раунд отбора. На завершающем этапе было необходимо написать небольшую рецензию на одну из работ.
- Пожалуйста, - сказал ей по телефону Альберт, - сдайте работу до завтрашнего вечера, иначе мы ее не засчитаем.
- Хорошо, я поняла. До свидания.
- Успехов Вам, Вячеслава! Надеюсь, на скорейшую встречу.
- Благодарю.

Слава повесила трубку, и откинулась на спинку кресла.
Итак, она дошла до второго раунда отбора на позицию, о которой до этого мечтала. Он, конечно, мог бы ей гордится. И он бы ей гордился, а, может, в тот момент, действительно, гордился.
Только…
Без него эта позиция не имела смысла. Невысокая зарплата, ненормированный рабочий день, сложность поставленных задач и серьезные физические нагрузки при неизвестном результате в будущем теперь остановили ее. Даже если представить, что она смогла бы добиться успеха на этой позиции, кто бы смог разделить с ней ее победы и помочь, когда она погрязла бы в пучине политических процессов?
«Разве в мире теперь существует человек, способный точно также прочувствовать вкус моего успеха, как это мог сделать он? Разве есть тот, кто сядет рядом со мной и потратит ни один час на разъяснение того, что я не смогла понять сама.
Нет. Я не стану ничего больше делать. И не потому что я не верю в себя, а потому что без него эта работа мне не нужна. Без него издержки неоправданны, риск слишком велик, и победа не столь сладка. Я смирюсь».

- Ты зря так, - сказала ей подруга несколько дней спустя. – Может, это был шанс всей твоей жизни! Ты же мечтала об этом! Ну, вспомни себя еще год тому назад!
Слава кивнула:
- Я помню. Я помню. А еще я помню, как мечтала когда-то о Париже…
- Когда-то?! Причем здесь Париж?
Да. Я мечтала о нем когда-то всю свою жизнь, пока в прошлом году не побывала в Ницце. Мечты, как и все в этом мире, не вечны. Они так же, как и все остальное, меняются с течением времени.
- Ты сравниваешь то, что не стоит сравнивать. Это разное. Ты просто испугалась! – в сердцах ответила ей подруга.
Слава пожала плечами:
- Возможно… Очень даже возможно…

Возможно, она испугалась, а, может быть, просто перестала мечтать о Париже.

03.04.2013 11:30


Рецензии