Венеция

В  Е  Н  Е  Ц  И  Я.

Восхитительная голубоглазая Венеция шлёт всем вам привет, - А. Чехов.

Остатки великой  Римской  империи  до  сих  пор  впечатляют  своей  грандиозностью.  Кажется,  что  время  не  имеет  власти  над  тем,  что  некогда  огнём  и  мечом  проложило  себе  путь  в  вечность.  Сменяя  друг  друга,  проходили  по  древним  городам  Италии  различные  эпохи,  и  каждая  из  них  оставила  свой  след  на  мостовых  Рима, Венеции, Флоренции…

Вот что писал А.Чехов о Венеции: " замечательнее Венеции я в своей жизни городов не видел. Это сплошное очарование, блеск, радость жизни. Вместо улиц и переулков каналы, вместо извозчиков гондолы, архитектура изумительная, и нет того местечка, которое не возбуждало бы исторического или художественного интереса. Плывёшь в гондоле и видишь дворцы дожей, дом, где жила Дездемона, дома знаменитых художников, храмы… А в храмах скульптура и живопись, какие нам и во сне не снились. Одним словом, очарование.
Представьте вы себе город, состоящий из домов и церквей, каких вы никогда не видели: архитектура упоительная, всё грациозно и легко, как птицеподобная гондола. Такие дома и церкви могут строить только люди, обладающие громадным художественным и музыкальным вкусом и одарённые львиным темпераментом. Теперь представьте, что на улицах и в переулках вместо мостовых вода, представьте, что во всём городе нет ни одной лошади, что вместо извозчиков вы видите гондольеров на их удивительных лодках, лёгких, нежных, носатых птицах, которые едва касаются воды и вздрагивают при малейшей волне. И всё от неба до земли залито солнцем".

Первый  город, куда  мы  въехали, была  Венеция  - гостиная Европы,  и этот город был назван мною  «город – праздник».   В нём сильно чувствуется  красота  веков.  Ему  были  посвящены  восторженные  строки   Гете.  Многие русские  поэты,  художники,  писатели  отразили в своих  произведениях это восхищение.  Венецию  сравнивают  со  шкатулкой,  наполненной  драгоценностями.  Всех приезжающих город встречает с радостью, ведь  в  нём  чувствуется молодость,  хотя  ему более  тысячи  лет.  А  какое  разнообразие  архитектуры!  Здесь  и  влияние  Византии,  Востока  и  Северной  Европы, все  это  сделало  Венецию  идеальным  убежищем  для  художников,  мечтателей,  поэтов.

Катером  проплывали  мимо  дворцов, стоящих  на  отдельных  островах,  мимо красивых  набережных. Бесконечная  вереница  палаццо  сливалась  в  один  великолепный, но  разнообразный  фасад.  Что  ни  дом  -  то  история. Всё было прочувствовано мной, когда проплывали мимо набережных с восхитительными шедеврами венецианской архитектуры, которых нет нигде в мире. Кто никогда не был в Венеции, стремится воочию увидеть все красоты, я видела эту красоту и восхищалась необычностью, как будто попала внутрь картины старинного художника. Потому что вокруг старинные здания, роскошные дворцы - а ты современный человек, окружённый стариной. Атмосфера в городе радостная и романтическая. Я согласна с Трумэном Капоте: "Венеция - всё равно что коробка шоколадных конфет с ликёром, съеденная за один присест".

Проезжаем церковь  Санта  Мария  делла  Салюте  -  это самая  крупная  купольная  церковь  города,  построена  в  стиле  барокко.  Этот  храм  в  честь  Богоматери  был  воздвигнут  в  1631 – 1681 годах  в  ознаменование  прекращения  страшной  эпидемии  чумы.  Внутри  базилики  хранятся  три  уникальных  алтарных  образа  работы  Луки  Джордано: «Вознесение», «Рождество» и «Введение  девы Марии  во  храм».  Прямо  над  алтарем  помещается  икона  Богоматери,  выполненная  в  греко – византийском  стиле. В  храме  есть  произведения  Тициана  периода 1540 – 1551 годов: восемь  круглых  тондо, изображающих  евангелистов  и  отцов  церкви,  а  также  полотна  «Жертвоприношение  Авраама», «Давид,  убивающий  Голиафа», «Сошествие  святого  духа»  и  «Каин  и  Авель».

Наконец  причалили к  пристани.    Проезжая  на  катере  по каналам,  окунаясь  в эту  водную  стихию, понимаешь - какая Венеция  -  красавица  Адриатики!  Как  мог город  воздвигнуть  такие прекрасные  дворцы прямо  среди  моря! Казалось,  оно  само  отхлынуло,  оставив  застывшую  пену  -  сверкающий  белизной  город.   Со  дня  строительства  этих  дворцов сменилось  несколько  поколений,  а  город  продолжает  жить  и  удивлять  своей  красотой.  Сверкающий  великолепием  город!  Красочный,  жизнерадостный,  необычный  город,  что  стоит  на  островах.

Венеция  -  город  мраморных  дворцов,  храмов, колоннад  и мостов,  воздушных  балкончиков  и башен,  что глядят  и  не  могут наглядеться  на свои  отражения  в  водах  улиц – рек.  Об  этом  великолепии  знает  весь  мир,  но  видеть  может  не  каждый,  а  тот,  кто  побывал  здесь.  Здесь  встречаешься  с    наивысшего  качества  культурой  народа,  и  эта  культура  сверкает  своим  великолепием.  Культура,  собранная  в  течение  веков,  наполняет   незабываемыми  чувствами,  наполняет  эмоциями  и  напоминает  о  родной  земле -  непохожей,  далёкой,  но  всё  равно  притягательной.
 
Исторический  центр  расположен  на 118 островах, их  разделяет  150 каналов,  через  которые  переброшено  400 мостов.    Интересно  то,  что  Венеция  построена  на  сваях  из лиственницы, (по некоторым  сведениям, частично  российской), которая  почти  не  гниёт  в  воде. Спускаясь  с  катера  на  землю  Венеции,  видишь,  что  это  совсем  новый  мир, беспокойный, переполненный  туристами,  шумный от  толпы,  но  такой величественный!  Добро  пожаловать  в  Венецию!  Самый  романтичный и  загадочный  город  Италии!

Две  колонны, которые  стали  символами  города, образуют главный  вход. Эти  колонны  привезены  сюда  с  восточного  побережья  Средиземного  моря  в  1170  году.  На  одной  -  отвергнутый  покровитель  Сан – Теодор  на  драконе.  На  второй -  персидская  химера,  ставшая  крылатым  львом.  Когда – то  здесь  проходили  публичные  казни,  и  жители  Венеции  считают  плохой  приметой  проходить  между  колоннами,  поэтому  проходят  на  площадь,  обходя  колонны.     Площадь  шумит и всегда  полна  народа. Изяществом  отделки  отличаются  аркады  и  балконы дворца площади – шедевра  венецианской  архитектуры  -  Дворца  Дожей.  Это  одно  из  красивых  в  мире  зданий  в  стиле  готики.  Поражает  и роскошь  внутренних  залов,  и  мрак  и  угрюмость тюрем. При  создании  дворцового  комплекса  Венеции  замысел  состоял  в  том,  чтобы  поразить  иноземных  послов,  внушить  им  невольный  трепет.  Все  годы,  с  той  поры  как  поселились  здесь  люди,  город  процветал.  Можно  только  восхищаться  дворцами  Венеции,  набережной, транспортом,  карнавалами.
   
Вот  и  главная  площадь  города.  Площадь  белокаменного  города. Здесь,  под  небом  Италии,  под  южным  солнцем,  в  стране  ярких  красок разных оттенков,  пробуждаются  особые  чувства  исторического  времени.  И  укрепляется  любовь  к  красоте  окружающего  мира.  За  моей  спиной  (на фото) – Дворец  Дожей,  а  правее собор  Сан - Марко.  Через  открытые  окна  Дворца  дожей  видны  присутственные  залы  сената.  Ведь  Дворец  дожей  служил  не  только  резиденцией  правителей  венецианской  республики,  но был  местом  заседаний  большого  совета  и  сената.  Здесь  же  располагалась  тайная  полиция,  и  собирался  Верховный  суд.  Кроме  того,  во  дворце  находились  морское  ведомство,  канцелярия  и  конторы  юристов.   Во  Дворце  дожей  -   золотые  потолки,  шедевры  искусства – Тициан,  Веронезе,  Тинторетто.  Чудо  дизайна  и  стиля.  Имперский  размах  и  утонченное  величие!

Знаменитый  Дворец  Дожей  был  когда - то правительственным  зданием венецианской республики,  а сейчас  славится  как  один из интереснейших  музеев  мира.  В  верхнюю  часть  дворца  ведёт «Золотая  лестница,  по  которой  дожи  поднимались  в  жилые  помещения.
                                Там же, в верхних этажах под крышей  Дворца  Дожей  находится  Зал  Большого  Совета — самое  большое помещение  в  мире,  потолок  которого  не  держит  ни  одна  опора.  Отделка этого помещения  XIV–XVI веков  была  утрачена  во  время  пожара,  а новое  убранство появилось  только  в 1585 году.  Над  оформлением  Зала  Большого  Совета  работали  такие  известные  художники,  как  Веронезе,  Тинторетто,  Якопо Пальма,  Франческо Бассано.  В  этом  зале  находится самая  большая  в  мире  картина,  написанная  маслом,  это  « Рай»  Тинторетто.  Ещё один зал — Зал  для  голосований — украшен  целой  вереницей  из портретов  практически  всех  венецианских  дожей.  В  самой  середине  зала  стоит большая  триумфальная  арка,  возведенная  в честь дожа  Франческо  Морозини, разбившего турок.  Во Дворце  есть  ещё  один  интересный  зал — Зал  Коллегии, стены  которого  украшают  полотна  Веронезе  и  Тинторетто.  В оружейной  палате Дворца дожей  находится  богатое  собрание  боевого  оружия. Из  внутреннего  двора  ведёт  громадная  лестница  Гигантов,  вырубленная  из  чистейшего  каррарского  мрамора.  На  верхней  площадке  лестницы  Гигантов  происходили  все торжественные  церемонии,  совершаемые    Венецианской  республикой.
 
Самой  пышной  церемонией  было  венчание  дожа.  В  это  время  лестница  превращалась  как  бы  в  гигантский  трон,  а  старейший  член  Совета  возлагал  на  голову  нового  правителя  драгоценный  головной  убор  -  символ  власти  дожа.  По  этой  лестнице  из  галереи  во  дворец  могли  входить  только  те  венецианцы,  чьи  имена  значились  в « Золотой  книге».  Эту  книгу  жители  Венеции  составили  в 1315  году,  и  вписали  в  неё  200  семейств,  кому  принадлежала  власть.  Эта  книга  хранилась  в особой   комнате,  которая  была  устроена  под  Золотой  лестницей  дожем  Циани.  Золотая  лестница  вела  в  «Зал  Большого  Совета».

Мощный  импульс  к  развитию  Венеция  получила  после  четвертого  крестового  похода -  разграбление  Константинополя  в  1204 году.  Вместе  с  несметными  сокровищами  Византии  венецианцы  под  предводительством  Энрике  Дандоло, полуслепого  девяносто  шестилетнего  дожа,  привезли  художников, скульпторов,  строителей. Беженцы  из  Константинополя  селились  в  Венеции,  привезя  с  собой  всё  ценное. 
В  базилике  Сан – Марко,  рядом  с  Дворцом  дожей  на  Пьяцетте  можно  увидеть  много  интересного.  На  выходе  из  дворца  к  углу  собора  пристроились  каменные  фигуры  тетрархов, привезённые  из  Константинополя.  В  соборе  Сан – Марко  -  лепнина,  мозаика,  мраморные  колонны.

Фасад  открывается  пятью  порталами:  пять куполов  восточного  стиля  придают  всему  сооружению  монументальность  и  динамизм.  Мозаика  порталов  воспроизводит  сюжеты  на  тему  обретения  мощей  евангелиста  Святого  Марко.  По  легенде,  в 831  году  мощи  автора  Евангелие  были  выкрадены  венецианскими  купцами  из  Египта.  Мощи  были  торжественно  переданы  купцами  в  дар  дожу  Венеции.  С  тех  пор  Сан – Марко  стал  покровителем  города,  (сменив  на этом  посту) Святого  Теодора  -  борца  с  соблазнами  дьявола.  Над  центральным  порталом  собора  -  скульптурная  композиция  коней.  Квадрига - символ  власти  размещена  над  главным  входом  в  храм.  Собор  Сан – Марко   уникален,  здесь  смешение  всех  настроений  и  вкусов,  всех  стилей  и  эпох.  Его  стиль  считается  византийским,  ему  принадлежит  общий  очерк  здания,  купола,  мозаики.  Но  готические  башенки  главного  фасада,  готические  стрелы,  сплетенные  из  статуй,  античный  лес  разноцветных  колонн,  восточная  пестрота  и  позолота,  широкая  терраса  вокруг  куполов  -  какой  стиль  образует  всё  это  вместе  взятое,  если  не  стиль  венецианского  Сан – Марко,  у  которого  нет  ни  предков,  ни  подражаний?  Внутри   создается  впечатление    православной  церкви.  Своды  куполов  наверху,  впереди  решетка  иконостаса,  вокруг  со  всех  сторон  глядят  с  мозаичных  стен  знакомые  строгие  фигуры  византийских  святых.  Весь  собор  покрыт  мозаикой,  она  сияет  в  изгибах  сводов  и  в  углублениях  куполов  огромными  золотыми  полями  и,  кажется,  освещает  храм.  В  собор  ведут  пять  входов,  украшенных    резными  порталами.  Часть  мраморных  рельефов  привезена  из  Византии.

Площадь  Сан – Марко  -  приёмный  зал  Венеции.  Мраморный  пол,  три  мраморных  дворца  вместо  трёх  стен,  вместо  четвёртой  -  собор  Сан – Марко.  Можно  погулять  по  площади,   можно  посетить  музей   во  дворце  Дожей,  а  можно  войти  в  церковь  Святого  Марка.

«Прекраснейший  салон  Европы»,  так  называл  Наполеон  площадь  Сан – Марко,  знаменитую  центральную  площадь  Венеции.  Легенда  рассказывает,  что  святой  Марк  однажды  возвращаясь  из  Аквилеи,  где  проповедовал  христианство, застигнутый  бурей,  был  вынужден  остановиться  на  одном  из островов  Венецианской  лагуны.  Во  сне  Марку  явился  ангел  и возвестил,   что  здесь  он  обретёт  покой.  Слова,  которые  произнёс  ангел,  впоследствии  были  начертаны  на  знамени  Венецианской  республики: «Мир  тебе,  Марк,  евангелист  мой».  За  образец  для  постройки  собора  была  взята  церковь « Двенадцати  апостолов»  в  Константинополе,  не  сохранившаяся  до  наших  дней.  Вся  конструкция  храма  Сан – Марко  - византийская.  Это  крестово – купольный  храм,  увенчанный  пятью  куполами  на  высоких  барабанах.

Слева  от  собора  Святого  Марка  находится   башня  Торре  дель  Оролоджо(1499).  Надпись  на  латинском  языке  на  ней  означает: « Я  отсчитываю  только  счастливые  часы».  Две  бронзовые  фигуры,  из-за  тёмного  налета  получившие  название  Мавров,  каждый  час  звонят  в  колокол. Эта  башня с  часами  интересна  тем, что  показывает  время,  фазы  луны,  и  движение  солнца  относительно  знаков  зодиака  и  времён  года. На  98,5 м  ввысь устремлена кампанила (колокольня) на площади Сан – Марко.

Кампанила  -  самое  высокое  здание  Венеции.  В  912 году  кампанила  служила   колокольней  для  собора  Сан – Марко,  постом  наблюдения  за  портом  и  маяком  для  морских  кораблей.   Площадь  Сан – Марко – самое  сердце  Венеции.  Здесь  есть  чем  восхищаться  -  собор  Святого  Марка,  дворец  Дожей,  здания  Старых  прокураций.  Часть  этих  зданий  занимает  музей  Коррер, в котором  располагается необычайно  богатая   картинная  галерея,  залы,  посвященные  истории  Венеции.  В  музее  можно  увидеть  такие  выдающиеся  произведения,  как  «Портрет  молодого  человека  в  красной  шляпе»  и  «Две  венецианки» (Куртизанка») Карпаччо.  Здесь  же  кафе «Флориан»,  которое основано  в  1720 году.  Его  завсегдатаями  были  Гёте, Байрон,  Марсель  Пруст,  Чарльз  Диккенс.  Далее  отель  Европа.  Единственная  в  Венеции  гостиница  с  видом  на  собор  Сан – Марко  -  отель  Конкордия.  Более  трёх  веков  отель  принимает  в  своих  стенах  итальянских  и  зарубежных  постояльцев.  Очень  элегантный  отель. 

Каменный  крылатый  лев  -  символ  города  - охраняет  спокойствие  граждан.  Его  можно  найти  в  разных  уголках  города.  Как  правило,  лапа  льва  лежит  на  Евангелии.  Если  книга  открыта,  лев  -  символ  мира,  если  закрыта  -  символ  войны.
 
Италия   оправдала  все  ожидания,  встретив  солнцем,  голубым  небом  и  душевными  итальянцами.  Я  в  Венеции!  Всё  здесь  заставляет  восхищаться!
 
Томас  Манн  в  книге «Смерть в Венеции» пишет:  «…любуясь,  он  думал,  что  приезжать  в  Венецию  сухим  путем,  с  вокзала,  всё  равно,  что  с  чёрного  входа  входить  во  дворец.  И  что  только  так,  как  сейчас,  на  корабле,  из  далей  открытого  моря,  и  должно  прибывать  в  этот  город  -  самый  диковинный  из  всех  городов».
 
Однако  миллионы  итальянцев  и  иностранцев  приезжают  на  вокзал  Санта  -  Лючия  -  одну  из  главных  железнодорожных  станций  Италии.  До  1861  года  на  этом  месте  находилась  церковь  Святой  Лючии,  в  честь  которой  вокзал  и  получил  своё  название.  Венеция  -  родина  карнавала  и  « Золотого  льва».   Город  мечты,  романтиков,  любовных   признаний  и тайн.  Приезжая  сюда,  хочется  испытать  необычайные  удовольствия.  Покататься  на  гондолах,  пройтись  по  узким  улочкам,  покормить  голубей  на  площади  Сан – Марко,  посетить  Дворец  дожей,  поцеловаться  на  Мосту  Вздохов.

Мост  Вздохов  был  построен  в 1602 году  и  украшен  в  барочном  стиле.  Мост  соединяет  здание  Дворца  Дожей,  в  котором  располагался  зал  суда,  и  здание  тюрьмы.  «Вздохи», от  которых  берёт  название  этот  мост – это  не  вздохи  влюблённых,  а  печальные  вздохи  осужденных,  которые,  проходя  по  мосту, в последний  раз  бросали  взгляд  на  Венецию.

Традиция  целоваться  на  мостах  распространена  по  всему  миру.  Но  своё  начало  она  берёт  именно  из  Венеции,  из  города  влюблённых.  Мосты  Венеции  были  свидетелями  недолгих,  но  страстных  свиданий  юношей  и  девушек. Поцелуй  на  одном  из  мостов  пророчит  влюблённым  долгую  и  счастливую  совместную  жизнь,  поэтому  в  Венецию  едут  все,  кому  посчастливилось  найти  свою  вторую  половинку.  А  ещё  одна  легенда  гласит,  что  влюблённые будут  уверены  в  вечности  любви,  если  на  закате  поцелуются  в  гондоле  под  этим  мостом.

В  свое  время  Мост  Вздохов  вдохновил  многих  художников. Например,  в  Третьяковке  хранится  картина  Врубеля,  написанная  им  в 1894 году  во время  прогулок  по  Венеции.   В  своей  новелле «Свидание» Эдгар  Алан  По  тоже  упоминает  мост.
 
Большой  канал  («Канал  Гранде»),  напоминающий  по  форме  букву S -  главная  улица  Венеции. Через  него  переброшено  три  моста.  Мост Риальто  считается  самым  красивым,  самым  знаменитым  и  самым древним  мостом  Венеции.
Впервые  о  Риальто  упоминается  в  1180  году.  Вначале  мост  был  деревянным.  Каменный  мост  был  построен между  1588  и  1592  годами.  И  дошёл  в  таком  виде  до  наших  дней.  Ширина  моста – 22 метра,  длина – 48 метра.  Позже  построили  два  других  моста – Скарли  и  Академия. По  мосту  проходит  «торговая  улица».  Здесь  много  сувенирных  магазинов,  а  какие  интересные  сувениры!  Особенно  маски.
   
Дворцы  вдоль  Большого  канала  олицетворяют  силу  и  славу   Венеции  всех  эпох  -  от  XII  столетия  до  XX.  Самый  знаменитый  дворец  -  Золотой  дом,  построенный  в  XV веке.  Сейчас  в  нём  размещается  художественная  галерея.  Золотой  Дом -  гимн  человеческому  гению  и  человеческому  тщеславию, воплощение  красоты  имеет  много  названий  -  дворец  Ка’ д’ Оро,  он  же  палаццо  Санта – София,  но  народная  молва  окрестила  его  Золотым  домом.  Этот  очаровательный  дворец  украшает  один  из  берегов  Гранд  -  Канала  в  историческом  районе  Каннареджо.  Дворец  сегодня  удивляет  своим  ажурным фасадом,  мраморными  кружевами   и «сложной  мозаикой»  архитектурных  элементов.  А в 1430 году, когда  дворец  впервые  предстал  перед  взорами  горожан,  то  больше  напоминал  сказочный  мираж:  его  фасад  сверкал  сусальным  золотом  и  был  раскрашен  ультрамарином  и  киноварью  (самыми  дорогими  красками  того  времени).  Владелец  дворца,  представитель  старейшего  и  знатнейшего  венецианского  рода,  Марино  Контарини,  лично  принимавший  участие  в  проектировании  дворца,  добился  своей  цели  -  его  палаццо  превзошёл  по  красоте  и  роскоши  все  дворцы  Венеции  и  соперничал  с  Дворцом  дожей.  Последний  владелец  барон  Джорджо  Франкетти,  пожертвовал государству коллекцию  предметов  искусства,  которая  легла  в  основу  Галереи  Франкетти.

Сегодня  коллекция  галереи  представляет  собой  удивительное  попурри  из  произведений  средневековой  живописи  и  скульптуры. Строительство  этого  дворца  началось  в  1420 году.

Гранд – Канал  -  великая  улица  Венеции,  где  каждый  влиятельный  венецианский  род  считал  своим  долгом  построить  особняк. Сегодня  эти  особняки  называют  дворцами,  но  в  эпоху  Венецианской  республики  право  именоваться  дворцом  принадлежало только  Дворцу  Дожей. 
Многие  дворцы  Венеции  большую  часть  года  необитаемы,  некоторые  переоборудованы  под  шикарные  и  дорогие  отели,  банки  и  музеи. У  каждого  венецианского  дворца  своя  история,  свои  тайны  и  легенды. Но  слава  самого  таинственного  и  загадочного   принадлежит  палаццо  Дарио.  Он  появился  на  одном  из  берегов  Гранд  Канала  в  1487 году,  в эпоху  расцвета.  Построен  был  для  посла  Венеции  в  Константинополе  Джовани  Дарио.  Небольшой, но изящный  дворец. Его  мраморный  фасад  украшен  медальонами  из  зеленого  гранита  и  красного  порфира. И  этот  дворец носитель  одного  из  венецианских  мифов. В  повести  Петры  Рески  «Палаццо  Дарио»  всё  описано.

На набережной  Гранд  Канала,  любовалась  дворцами, а потом  пошла  путешествовать  по  улочкам  Венеции.  Можно  путешествовать  и  пешком.
Ежегодно, в сентябре,  каналы  Венеции  наводняются  старинными  гондолами,  улицы  и  площади  сливаются  в  буйном  танце  карнавальных  красок.  Стартует  историческая  регата – один  из  главных  праздников  Венеции.  Традиция  проведения  регат  в  Венеции  возникла  еще  в 13  веке.  Костюмированный  бал  под  открытым  небом  проходит  перед  водным  парадом  на  Гранд – канале  Величественная  церемония  прохода  лодок  сопровождается овациями  и  одобрительными  аплодисментами.  Традиционным  началом  регаты  является  пристань  на  набережной,  рядом  с  площадью  Сан – Марко.  Завершается  регата у  здания  университета  Венеции.  Лидерам  победы  вручают  флаги  -  символы  победы.

Кульминацией  праздника  является  фейерверк,  который  сопровождается  музыкой. 
Как  только  фейерверк  заканчивается,  лодки  плывут  к  острову  Лидо,  где  по  традиции  ожидают  восход  солнца.
               


Рецензии
"Самый диковинный из всех городов"! Спасибо за знакомство с ним, Татьяна! С таким трепетом и любовью вы описали это чудо! Жаль, что нельзя вставлять сопроводительные фото, остается надеяться только на свою фантазию и воображение!

С наступившим! Новых и ярких путешествий Вам!
С уважением, Любовь.

Любовь Витт   04.01.2021 23:49     Заявить о нарушении
Большое спасибо!

Татьяна Подплутова 2   05.01.2021 10:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 22 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.