Мак кропил огоньками тропу

......Да родит край отцов только камень и мак!
Да исчахнет в нем всяческий злак!
Да пребудет он гол, иссушен, нелюдим –
До прихода реченного им!.....

 /Иван Бунин.  1907год/

                Вот так, под палящим солнцем,в тени оливок сидели два старца: Дж.Л.Коэн и Фома Аквинский,чесали себе - один бороду,другой - лысину и думали...." Если попросить Бога сделать камень, который он не сможет поднять.Коли получится, значит, его всемогущество утратило силу. А коли нет, то он и не был всемогущ...." А?  Вот и я о том-же! Потому,что тем  временем Бог сидел на облаке со своим другом  ангелом - исцелителем Рафаэлем и....то-же чесал...
 — Если я не могу поднять камень, который сам же и сотворил…- Сказал Бог,- это-же как???....
— Брось ты этот камень, — отмахнулся  Рафаэль. — Ну-ка давай вспомни определение всемогущества!
— Ну-у… это когда…- Бог задумался и почесал!
— Определения не начинаются со слов «ну, это когда», — строго заметил  Рафаэль.
— Хорошо. Всемогущество — это способность творить всё, что угодно. Так?
— Вот именно, — кивнул  Рафаэль. — Ключевое слово — «угодно». Угодно тебе сотворить камень — творишь камень. Не угодно его поднимать — не поднимаешь. Это и есть настоящее всемогущество..... Мне кажется,что именно тогда,в процессе размышлений и появились   первые людьми на территории,говорят, Палестины и были они эректусы, которые жили на берегу реки Иордан ещё в 750 тыс. до н. э. и уже умели добывать огонь. Во времена среднего палеолита здесь жили неандертальцы, чьи останки найдены в пещерах горы Кармель. В эпоху мезолита сюда переселяются племена натуфийской культуры. Около 9 тысяч лет назад здесь был построен Иерихон /Один из древнейших непрерывно населённых городов мира, многократно упоминается в Библии,существующий и в наши дни, где именуется также как «город пальм»/. На смену натуфийцам пришла тахунийская культура докерамического неолита (VIII тыс. до н. э.), сменившаяся ярмукской культурой (VI тыс. до н.э.).
 В талмудических сказках,говорят и пишут, в центре мира находится Палестина, в центре Палестины — Иерусалим, в центре Иерусалима — храм, в центре храма — святое святых (алтарь), а в центре его — камень перед ковчегом завета....Говорят, «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была пуста и хаотична, и тьма была над бездною и дух Божий витал над водою» И прицелился Всевышний,хорошенько размахнулся и пульнул камень,который только что сотворил из звездной пыли, в море хаоса,и таки попал,шалун,в нужное место и с этой его проделки начал существовать мир. А эта каменюка,как указывается нам в святых книгах, просвистела по бездне и выбрала себе место попадания этого краеугольного камня Земли точно в – Храмовую гору (гора Мориа)... В прямом смысле и в двойственном положении находится эта краеугольная каменюка на протяжении последних нескольких десятков сотен лет в неспокойном святом городе Иерусалиме.Бог и сам испугался,потому,что Верхняя часть этой каменюки воткнулась в гору и теперь охраняется в мечети Омара мусульманским советом Храмовой горы, а нижняя ее часть таки вывернулась и торчит в туннеле Хасмонеев под контролем правительственных организаций Государства Израиль.И сколько так будет продолжаться никто сегодня не знает...... Уникальность Иерусалима в том, что, несмотря на сохраняющиеся в нем анклавы монокультур, здесь нет ни клочка земли, принадлежащего этой и только этой культуре. Примеров тому можно привести сколько угодно. Цитадель Давида несет на фундаменте времен царя Ирода башни, воздвигнутые крестоносцами. Виа Долороза — Скорбный путь Иисуса Христа, которым проходят миллионы паломников-христиан, — лежит по улицам, устроенным полутора веками позднее языческим императором Адрианом. Третья по значению святыня мусульманского мира — мечеть Аль-Акса — возведена на руинах христианской базилики Введения Богородицы во храм, возникшей на месте святилища Зевса Олимпийского, в свою очередь выстроенного на руинах Иерусалимского храма — святыни иудеев.....                Это было весной. За восточной стеной 
Был горячий и радостный зной.
Зеленела трава. На припеке во рву
Мак кропил огоньками трапу.
И сказал проводник: «Господин! Я еврей
И, быть может, потомок царей.
Погляди на цветы по сионским стенам:
Это все, что осталося нам».
Я спросил: «На цветы?» И услышал в ответ:
«Господин! Это праотцев след,
Кровь погибших в боях. Каждый год, как весна,
Красным маком восходит она».
               Прошли тысячилетия и сегодня в Израиле действует Институт Третьего храма, цель которого - поддерживать готовность к восстановлению храма и возобновлению богослужений и жертвоприношений.А ведь не так все просто в наших палестинах!
Институт обратился с петицией в Верховный суд страны с требованием разрешить пасхальное жертвоприношение агнца на Храмовой горе, как это предписано в Законе Моисеевом.
"Заповедь совершать жертвоприношение на Пасху совершенно недвусмысленна, кара за ее нарушение - "карет", отлучение от Народа Израилева. Жертвоприношение может быть совершенно только в канун Пасхи и только на Храмовой горе", - говорится в прошении.
Институт оспорил заявление израильской полиции, что попытка совершить ветхозаветный обряд вызовет мусульманские бунты (на Храмовой горе расположены великие святыни ислама - мечеть Омара и мечеть Аль-Акса) и потому опасно для общественного порядка.Но....
   Утром 31 марта этого года десятки арабов забросали камнями группу евреев, посетивших Храмовую гору. Никто не пострадал при этом. Полицейские, которые дежурят на этом месте, сумели прекратить хулиганские выходки.
Арабы разбежались. Тем не менее, полиция энергичными действиями сумела выявить нескольких зачинщиков беспорядков и провести задержания. Отмечается, что задержаны 6 человек, которые принимали активные участия в столкновениях.Ну и СЛАВА БОГУ! обошлось без стрельбы и жертв.А многим хотелось бы......Эти возвышенности и горные места имеют особое значение в поклонении Богу и деле спасения людей. Горы и холмы как будто говорят о нашей приближенности к Богу. Псалмопевец когда-то писал: «Возвожу очи мои к горам, откуда придет помощь моя». Говорят!Что в этой горной местности было положено начало цивилизации. На горе совершилось спасение рода человеческого.
Храмовая гора Мориа находится в юго-восточной части Иерусалима, где блистали своим великолепием первый и второй храмы – главные святыни иудеев. По корню иудейского слова Мориа – «узрится Господь». Именно здесь праотец Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака. На этом месте было гумно, которое купил царь Давид у иевусянина Орны, чтобы возвести на нем жертвенник Господу. До наших дней сохранилась часть западной стены неоднократно разрушенного храмового комплекса эпохи Ирода Великого – Стена Плача, святыня иудеев.
На этом же месте, впоследствии, видел свой знаменитый сон праотец Иаков. В настоящее время эта территория представляет собой обнесённую высокими стенами прямоугольную площадь, возвышающуюся над остальными частями Старого города, на которой расположены мусульманские святыни — Аль-Акса (дальняя мечеть) и Куббат ас-Сахра (известная также как Купол Скалы, или «Купол над Скалой»), построенные Абд аль-Маликом в 691 году.Так вот именно в  те давние времена на Храмовой горе,когда царь Давид выкупил гумно у некоего Аравны — иевусея и воздвиг жертвенник Богу Израиля, а его сын и наследник престола Соломон построил Первый Храм в X веке до н. э.Иевусеи — доеврейское население Иудеи, которые в конце III тыс. до н. э. основали город Иерусалим и первоначально населяли его.Потом был построен второй и третий храм с очень печальной судьбой.
Морем серых холмов расстилалась она
В дымке сизого мглистого сна,
И я видел гористый Моав, а внизу –
Ленту мертвой воды, бирюзу.
«От Галгала до Газы, - сказал проводник, -
Край отцов ныне беден и дик.
Иудея в гробах. Бог раскинул по ней
Семя пепельно-серых камней.
       После того, как в 638 году Палестину захватили арабы, на этом же месте они построили свои святилища.В период Храма существовали различия в святости между разными частями Храмовой горы. Вход в Святая святых Храма был разрешён только первосвященнику, и только в Йом-Киппур для ведения службы. Внутрь Храма могли заходить лишь коэны. Тем, кто был ритуально нечист, запрещалось входить на территорию Храмовой площади, а согласно более строгой точке зрения, — вообще вступать на Храмовую гору. Также было запрещено подниматься на Храмовую гору с иными, нежели религиозные, целями или в непристойном виде.
Согласно мнению большинства галахических авторитетов, в частности, Маймонида, святость Иерусалима и Храмовой горы остаются в силе и после разрушения Храма. Сегодня считается, что все евреи ритуально нечисты /из википедии/, и поэтому никто не может взойти на Храмовую гору. Однако этот запрет относится лишь к восхождению на территорию, где стоял Храм, тогда как вход на остальную часть Храмовой горы разрешён. Проблема заключается в том, что библейские источники не позволяют с точностью идентифицировать запрещённую зону. Вместе с тем, по периметру Храмовой горы располагается зона, в которой, согласно всем мнениям, не располагался Храм. Обход Храмовой горы по периметру, в соответствии с галахой организуется рядом общественных организаций, в частности, Институтом Храма, ассоциацией «Место встречи» и др. Согласно галахе, Заповедь построения Храма должны выполнять ритуально чистые люди, но если таковые отсутствуют,/удобная позиция/ строить Храм имеют право ритуально нечистые. 2-я Иудейская война, 132—136 гг.внесла свои изменения.
 Морем серых холмов расстилалась она
В дымке сизого мглистого сна,
И я видел гористый Моав, а внизу –
Ленту мертвой воды, бирюзу.
       Восставшим евреям удалось отвоевать Элию Капитолину (то есть Иерусалим), где они даже соорудили «временный Храм» и, возможно, на короткое время возобновили жертвоприношения. Так продолжалось три года, пока летом 135 года восстание не было подавлено и римляне вновь захватили город. Адриан издал декрет, по которому всем, кто подвергся обрезанию, доступ в город был запрещён.Но,как мы знаем, все течет и все меняется.....По окончании Войны за независимость Израиля в 1948 году, Храмовая гора вместе со всем Восточным Иерусалимом перешла под контроль Иордании. До 1967 года евреи не допускались не только на Храмовую гору, но и к Стене Плача, что являлось грубым нарушением соглашения о прекращении огня.
Во время Шестидневной войны, в ходе боёв за Иерусалим, израильские десантники установили контроль и над Храмовой горой, установив над ней израильский флаг, и командующий операцией, Мота Гур, объявил по армейской радиосвязи: «Храмовая гора в наших руках!». Однако вскоре, по приказу министра обороны Моше Даяна, флаг был спущен, и полномочия ВАКФа вновь были официально подтверждены.В сентябре 1996 г., после многолетних раскопок и реконструкции, был открыт для посещения так называемый «туннель Хасмонеев» — участок древнего водовода и улицы хасмонейско-иродианского периода, проходящий от площади у Стены Плача до Виа Долороза, в 300 м к западу от Храмовой горы и параллельно её западной подпорной стене.
С 1967 года на Храмовую гору был открыт доступ всем желающим в отведённые дни и часы.
К своему стыду, прожив 22 года в Израиле, в Иерусалиме побывала всего несколько раз главным образом у Стены Плача и Христианским Святынном квартале, я ни разу не побывала на Храмовой горе. Те разы, когда я бывала там около Стены Плача (а туристов пускают на гору только с этой стороны) вход был закрыт. Когда я пыталась пройти с другой стороны -- меня остановили, сказали, здесь только для правоверных (то есть, мусульман). Видимо, физиономией и костюмом я мало похожа на местную мусульманку.
Вообще, в путеводителях по Иерусалиму мусульманским святыням уделено непропорционально мало места. Как я понимаю, продиктовано это, прежде всего, сложностью их посещения. По поводу Храмовой горы и расположенной на ней мечети Аль-Акса в путеводителях пишут, что вход туристам до 10 утра. Но при этом имейте в виду, что вас могут туда пустить, а могут -- и не пустить.....
 Ну, вот!Изогнутая, поднимающаяся вверх крытая галерея прямо под Золотым куполом ведёт от Стены Плача на Храмовую гору. Арки на переднем плане -- это контрольно-пропускные пункты. Вход к стене и на гору через рамку, как в аэропорту, сумки просвечивают рентгеном. Полиция опасается религиозного экстремизма как с одной,так, простите,и с другой стороны хозяевов страны.  На вершину Голгофы вы попадёте, отважно взобравшись по очень крутой лестнице. Здесь находится часовня Снятия Одежд Иисуса, которая стоит на месте 10-й остановки Крестного пути, где Христа раздели. 11-я остановка Крестного пути, которая находится на месте, где Христа на глазах его матери прибили к кресту, отмечена мозаикой с изображением Девы Марии и пригвождённого к кресту Иисуса. На 12-й остановке Крестного пути виден серебряный диск с отверстием в середине, куда был вставлен крест с распятым Христом.Современный храм Гроба Господня — это огромный архитектурный комплекс, включающий Голгофу с местом Распятия, ротонду — архитектурное сооружение с огромным куполом, под которым непосредственно расположена Кувуклия, Кафоликон, или соборный Храм, являющийся кафедральным для Патриархов Иерусалимской Православной Церкви, подземный храм Обретения Животворящего Креста, храм святой равноапостольной Елены и несколько приделов. На территории Храма Гроба Господня расположено несколько действующих монастырей, он включает множество вспомогательных помещений, галерей и т. п.
Храм разделен между шестью конфессиями христианской церкви: греко-православной, католической, армянской, коптской, сирийской и эфиопской, каждой из которых выделены свои приделы и часы для молитв. Так, церковь францисканцев и Алтарь гвоздей принадлежат католическому ордену св. Франциска, храм равноапостольной Елены и придел «Три Марии» — Армянской апостольской церкви, могила св. Иосифа Аримафейского, алтарь на западной части Кувуклии — Коптской церкви. Но главные святыни — Голгофа, Кувуклия, Кафоликон, как и общее руководство службами в Храме, принадлежат Иерусалимской Православной Церкви.
Нередко такое деление служит причиной конфликтов между представителями различных конфессий. Чтобы не было каких-то недоразумений между различными конфессиями, ключи от храма с 1109 г. хранятся в арабско-мусульманской семье Joudeh, причем право отпирать и запирать дверь принадлежит другой мусульманской семье Nusseibeh. Эти права на протяжении веков передаются в обеих семьях от отца к сыну......Во времена существования Храма люди шли в Иерусалим для молитвенного ритуала. Сегодня дела обстоят попроще и далеко не все идут молиться, некоторы просто погулять, некоторые используют это как случай показать детям столицу, некоторые для того чтоб откушать хорошей арабской, еврейской или армянской кухни; а некоторые, особо нездоровые, для того чтоб пощелкать затвором фотоаппарата... И,ребята,какой кайф! Проходя через ворота Яффы – вход в арабский рынок, где гиды неизменно обращаются к прохожим, предлагая туры по священным местам.
На деревянных уличных телегах лежат рулоны сезама и огромные лаваши. Владельцы киосков приглашают попробовать их фалафель и домашний хомус. Все вокруг говорят по арабски.
Перед вами открывается широкие каменные лестницы, лабиринт узких, вьющихся путей, переполненных открытыми магазинами, товары которых в беспорядке лежат на проходах. Мусульманские женщины с корзинами на их головах, армянские патриархи, и монахи. Присоединяясь к толпе можно начать спуск.
Везде вас подзывают посмотреть товар – оливковые деревянные распятия и детские ясли, сирийские деревянные шахматы, экзотические кальяны, и традиционная бедуинская вышивка. Все это представляет собой удивительное,просто дивное зрелище.
Воздух благоухает экзотическими специями, сладкими арабскими печеньями, и сочным жареным мясом. И уличные кошки скользят перед вами, ища себе хлеб насущный,а к нему еще и кусочек мяска!…
 - Ну,а как там ваши ортодоксальные святоши? - спросите вы.
 - А вот так!- отвечу я вам .- Массовые беспорядки с участием ортодоксов перекинулись вчера вечером на Иерусалим после того, как стало известно об аресте жительницы Бейт-Шемеша, бросавшей камни в полицию во время несанкционированного митинга. Сотни ортодоксов, выступавших против серии арестов в Бейт-Шемеше /дом солнца/, перекрыли движение по улице Шауль а-Нави в столичном районе Бейт-Исраэль.
  - Огромная удача состоит в том, что полиция очень быстро осознала собственную ошибку и освободила манифестантов из Бейт-Шемеша. В противном случае мы зажгли бы весь Иерусалим, - рассказали представители ортодоксов в Меа-Шеарим изданию Ynet.
Активисты ортодоксальной секты "сикриким", управляющие общественной жизнью на территории ортодоксальных районов Иерусалима и Бейт-Шемеша, пообещали продолжить борьбу за раздельное передвижение по улицам по половому признаку, скромность в одежде и более широкое распространение кошерного транспорта.
Отмечается, что вчера лидер ортодоксальной общины Бейт-Шемеша раввин Натан Копшиц вступил в переговоры с полицией в попытке привести к нормализации ситуации в городе.
На исходе субботы ортодоксы намерены провести еще одну крупную манифестацию в Иерусалиме. Свое участие в демонстрации подтвердил лидер антисионисткой секты "Натурей Карта" раввин Тувия Вайс. Ну, я вам таки да скажу:Возлюбите врагов своих. И они сойдут с ума, пытаясь понять, что же вы задумали......
И века прошли чредою,
«От Галгала до Газы, - сказал проводник, -
Край отцов ныне беден и дик.
Иудея в гробах. Бог раскинул по ней
Семя пепельно-серых камней.
Враг разрушил Сион. Город тлел и сгорал –
И пророк Иеремия собрал
Теплый прах, прах золы, в погасавшем огне
И рассеял его по стране:
Да родит край отцов только камень и мак!
Да исчахнет в нем всяческий злак!
Да пребудет он гол, иссушен, нелюдим –
До прихода реченного им!»    /И. А. Бунин /
         36 праведников — в еврейской мистической традиции тайный праведник (цадик), один из 36 /размечтались!/, присутствующих на Земле в каждый момент. Название происходит от записи числа 36 в гематрии. Согласно традиции, только их существование духовно оправдывает перед Богом существование нашего мира, их всегда 36, и если бы их стало хотя бы на одного меньше, грехи остального человечества перевесили бы и привели бы наш мир к концу.Хотелось бы надеяться....
Вот тогда,возможно, и восстанет ВЕЛИКОЕ ЧУДО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА - ЧЕТВЕРТЫЙ ХРАМ.А, возможно, и НЕТ!Не знаю...Но знаю точно,что на сегодня:В Израиле проживает 5.5 млн. евреев и 1.3 млн. арабов - граждан Израиля. Израильские арабы пользуются всеми правами граждан (о которых евреи в арабских странах не могли мечтать):
§ второй государственный язык в Израиле - арабский;
§ арабские дети учатся в государственных школах с преподаванием на арабском языке;
§ арабский язык является одним из обязательных предметов в еврейских школах;
§ социальное страхование, включающее пособия по безработице, болезни, инвалидности и старости;
§ бесплатное медицинское страхование (при котором, работающие еврейские и христианские матери ежемесячно выплачивают страховые взносы, а не работающие и не выплачивающие взносы арабские матери и их дети, получают бесплатное медицинское обслуживание наравне со всеми);
§ арабы имеют право голоса и свои партии в израильском Кнессете (парламенте): РААМ-ТААЛЬ, Балад,Хадаш;
§ политики арабского происхождения занимают в Израиле посты министров, дипломатов и верховных судей;
§ существует государственное телевизионное и радио вещание на арабском языке
§ издаются газеты, книги и журналы на арабском языке;
§ пособия для детей и матерей-одиночек, которыми арабы злоупотребляют, используя многожёнство;
§ арабские дети учатся в государственных вузах и получают стипендии;
§ в государственных университетах для арабских студентов созданы мечети;
§ на развитие арабской культуры еврейское государство ежегодно выделяет крупные суммы;
§ арабские населённые пункты имеют спортивные клубы, финансируемые государством;
При этом, израильские арабы освобождены от главной и тяжёлой обязанности - защиты государства. Каждый израильский юноша проходит 3 года срочной военной службы, а затем, до 50 лет - ежегодные военные сборы сроком до месяца. Израильские арабы освобождены от всего этого. Это очень удобное положение, когда имеешь все права, но не выполняешь всех обязанностей.Согласно официальным сплетням на зарплаты террористам у П\А ежемесячно уходит 17,5 миллионов шекелей. Власти П\А заявляют на весь мир, что речь идет о социальном пособии. Данные израильского МИДа говорят иное. Оказывается, уровень ежемесячной выплаты террористам зависит от срока, полученного ими в суде. Чем больше срок – тем больше выплата. Иначе говоря, чем более кровавое преступление совершил террорист, тем больше он получает.....Но! Бог даёт людям жизнь, и Он же отнимает, Ему принадлежит всё, что есть на небесах и на земле. Он знает тех, кто жил до нас, и тех, кто придёт нам на смену. А в день, о котором знает лишь Бог - Он всех соберёт к себе....
Поэтому,действительно, мы не можем посмотреть на все события взглядом Бога, чтобы видеть все в своем взаимодействии. Видим ограниченно. А Бог имеет всю полноту информации.  «О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!»..... Да,уж! Подумалось мне.Про Иерусалим писать тяжело. Это тот город, который у каждого свой. Евреи молятся у Стены Плача и вспоминают Первый и Второй храмы, мусульмане падают ниц под звуки намаза мечети Аль-Акса, христиане замаливают грехи в Храме Гроба Господня, все остальные – недоумевают, как же так получилось, что всего несколько квадратных километров смогли стать центром сразу для нескольких крупнейших мировых религий. Говорят, более-менее однозначное восприятие Старого города Иерусалима возможно только через призму одной из господствующих там религий: ибо видишь всё под одним углом, и все остальные точки зрения чужды. Если однозначного религиозного восприятия города нет, то возникает ощущение тяжести от огромного, неожиданно свалившегося потока крайне разнородных впечатлений и эмоций, переработать которые зачастую просто не получается.                Сколько будет ему лет
Не дано никому
счесть.
Ничего у меня
нет,
Только он у меня
есть.
Я стою перед ним
нем,
Я держусь изо всех
сил,
Потому что живу
тем,
Чтобы он у меня
был.
Камень этот зимой
сыр,
Но не тронут зато
льдом.
И на весь ледяной
мир
Только здесь у меня
дом.
Ноша граждан его –
крест,
Доля граждан его –
бой,
Но среди мне чужих
мест
Только он у меня
мой.
У Господних упав
ног,
Об одном я молю
днесь:
Коль оставит меня
Бог,
Пусть оставит меня
ЗДЕСЬ.
И до самого дна
лет
Донесется тогда
весть:
Ничего, что меня
нет,
Если ОН у меня
есть...../АЛЕКС АЛОН/

  ДО ВСТРЕЧИ В ИЕРУСАЛИМЕ!ДРУЗЬЯ МОИ.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.