Иоанн Дамаскин

Иоанн Дамаскин
     СЕМЬЯ ИОАННА
     Нам ничего не известно о происхождении семьи, из которой был родом Златоточивый. В пер-
воисточниках мы не находим ничего, что подтверждало бы высказывание известного немецкого ученого фон Кремера /1/ о византийских корнях этого семейства. Не можем мы вместе с отцом Исааком аль-Армалий* и утверждать, что семья эта была арабской или арамейской, близкой к яковитам и следовавшей их учениям. Дамасский Святой был далек от обителей яковитов, и он
и его родственники совершали богомолье в ортодоксальном монастыре в Палестине, а именно,
в монастыре святого Саввы.
     Свидетельство патриарха Евтихия о том, что отец Иоанна просил Халида** дать пощаду
“ему, его родным, тем, кто с ним, и жителям Дамаска, кроме ромейцев”, не означает, что Ман-
сур*** был сирийцем- яковитом /2/. Выражение “ромейцы”, содержащееся в данном свидетель-
стве, возможно, указывает на происхождение, а не на вероисповедание /3/.
     Аль-Таламхарий****, скончавшийся в 845 г., видел в дамасском писателе Сергии, сыне
Мансура, халкедонца, а не яковита /4/.
     Семья Мансура обосновалась в Дамаске и во времена Маврикия /582 - 602 гг./ пользовалась влиянием и уважением. По признанию Евтихия, Мансур занимал важную финансовую долж -
ность и, возможно, был агентом Маврикия в ливанской провинции Финикии.
     В те времена Дамаск был одним из важнейших городов этой провинции. После того, как
в Сирию вошли персы, Гераклий***** оставил Мансура на его должности. Мансур же был
тем, кто вел переговоры с мусульманами от имени жителей Дамаска, когда оттуда ушли
ромейцы /5/. Он добился расположения победителей, вошедших в город, передал им бразды правления и остался на том же посту, который занимал при ромейцах.   
     Сергий, сын Мансура, не принял ислам,- так утверждают Ибн Асакир и Ибн Шакир******.
Их высказывания по этому вопросу общеизвестны, рассказ их доброжелателен и благоскло-
нен /6/.

1/ Kremer, A. Von, Culturgeschichte des Orients, II, 408.
*/ Исаак аль-Армалий /1879- 1954 /- ливанский ученый, автор “Жития святого Ефрема”/прим. переводчика/.
**/ Халид Ибн аль- Валид /ум. в 642 г./- арабский полководец , сподвижник Магомета, назван-
ный им “мечом Аллаха”, возглавлял исламское войско при захвате Дамаска /прим. пер. /.
2/ Члены религиозной секты малакия. Исаак аль- Армалий, с. 32.
***/ Мансур - дед Иоанна / прим. пер./.
3/ Семья Иоанна Дамаскина. Отец Юсеф Наср Аллах, с. 38- 39 / Тысяча двухсотлетний юбилей
со дня кончины Святого Иоанна Дамаскина /.
****/ Дионисий аль- Таламхарий - патриарх сирийцев яковитов в 818 г., автор исторического
повествования, охватывающего период с 582 г. по 842 г. / прим. пер. /.
4/ Литература на греческом языке. Отец аль- Армалий. Журнал “аль- Масарра”, 1921 г., с. 409.
*****/ Гераклий / 610 - 641 / - византийский император / прим. пер./.
5/ Eutychius , Annales, 26.
******/ Ибн Асакир Али Ибн аль- Хасан /1105- 1175/ - средневековый историк, уроженец
Дамаска. Ибн Шакир аль- Кутубий /”Книжник”/ /1287 - 1362 / - арабский историк и книго-
торговец /прим. пер./.
6/ История Дамаска. Ибн Асакир. Т. 6, с. 71.
Источники историй. Ибн Шакир, с. 376- 377.


Рецензии