Иоанн Дамаскин

     Инок Феофан, писавший хроники около 810 - 814 гг., подтверждает приверженность Сергия христианской вере и определяет его словами, которые можно перевести так: “ Он был совершен-
ным христианином” /1/.
     После того, как Муавия* в 644 г. был призван халифом Османом**, его позиции окрепли. Тогда Муавия решил захватить власть в Сирии. Он стал омейядским халифом в Дамаске и при-
влекал на службу христиан как в военное, так и в мирное время. Поручив Ибн Асалю собирать подушную подать в Хомсе, он оставил членов семейства Мансура на своих местах в Дамаске /2/. Возможно, причиной этого являются услуги Мансура во время войны и потребность завоевате-
лей в опытных и верных чиновниках. Муавия опасался также, что алчная знать затеет раздоры
в его войске при дележе добычи /3/.
     Сергий проявлял внимание к наставлениям Муавии, ревностно исполнял его указания. Его полномочия становились шире, они охватывали военное ведомство наряду с казначейством. На смертном одре Муавия поручил ему вести все дела после его кончины до тех пор, пока Язид,
его сын, не вернется из похода в Малую Азию /4/. Язид оставил Сергия на прежнем месте. Так
же поступил и Муавия Второй***/5/.
     Абд аль- Малик****стремился заменить греческий порядок в казначействе на арабский. Сергий противился этому. Тогда Абд аль- Малик назначил “ первым из мусульман управителем казначейства” Сулеймана Ибн Саада /6/.
     Скончался Сергий между 703 и 705 годами. Он оставил двух сыновей: один из них - Иоанн Златоточивый, которого мусульманские историки называют Мансуром, а другой - отец Стефана Сабейского, имя его нам неизвестно.
     Стефан принял постриг также в монастыре святого Саввы. За ним последовал его двоюрод-
ный брат по отцовской линии Григорий, он прославился сочинением псалмов. В девятом веке  патриарший престол в Иерусалиме занимали два патриарха из этой же семьи: Сергий /842 -858/
и Илия Третий /879 - 907/ /7/.

1/ Theophanes Chron. a. 6182.
*/ Муавия Ибн Аби Суфьян /ок. 605 - 680/ - первый омейядский халиф / 661- 680/, с 634 г.
в составе отряда Язида участвовал в завоевании Палестины, после смерти Язида стал
наместником Палестины, а затем и Сирии /прим. переводчика /.
**/ Осман Ибн Аффан /ок. 575- 656/- третий “праведный” халиф, был богатым мекканским купцом из рода Омейя, один из первых последователей Магомета / прим. пер./.
2/ Книга везирей. Аль- Джахшияри / Мухаммед Ибн Абдус, ум. в 942 г. , иракский историк
и литератор - прим. пер./, с. 24.
Семья Иоанна Дамаскина. Отец Наср Аллах, с. 47.
3/ Lammens, H., Etudes Sur le R;gne de Moawia, 11 - 12 .
4/ Lammens, H., Le Califat de Yazid, 108 .
5/ Предупреждения и наблюдения . Аль- Масуди / Али Ибн аль- Хасан, ум. в 956 г., арабский историк, географ и путешественник - прим. пер. /, с. 397.
***/ Муавия Ибн Язид / 661- 684/ - халиф из династии омейядов / прим. пер./.
****/ Абд аль- Малик Ибн Марван /646 - 705/ - пятый омейядский халиф, умер в Дамаске /прим. пер./.
6/ История Дамаска. Ибн Асакир, ч. 21, с. 246.
7/ Семья Иоанна Дамаскина. Отец Юсеф Наср Аллах, с. 62.


Рецензии