Иоанн Дамаскин
Наш Святой родился в Дамаске. Оттуда он происходит, поэтому и назван Дамаскиным, то есть Дамасским. Отсюда же и его второе прозвание - Златоточивый. Греческое выражение
“Хризороас” / Chrysoroas / или “Текущий золотом” относилось сначала к реке, протекавшей
в Дамаске и орошавшей долину Гута в окрестностях города. Историк Феофан, писавший
около 810 - 814 гг., первым приложил этот эпитет к Иоанну Дамаскину.
Он известен как Иоанн в греческих источниках, Юханна Ибн Мансур в коптских, Курини
Ибн Мансур в истории Ибн аль- Абрий*, Ибн Серджун в “Книге Песен”**/1/.
Год его рождения неизвестен. Авторы Жития святых полагают, что он родился между 670
и 680 годами. Отец Наср Аллах считает, что наш Святой был рожден около 655 г. Его утверж-
дение весьма обоснованно /2/.
Юность Иоанна прошла в доме, где был достаток, благочестие и знания. Дамаск,как и
другие города той эпохи, обладал великолепной школой. Как отмечал Мари Ибн Сулейман,***
епископы следовали примеру Фотиона, несторианского католикоса, и строили школы в центрах
своих епархий /3/.
Однако Сергий стремился к особому образованию, он искал подходящего воспитателя, который взялся бы за обучение его родного сына Иоанна и приемного Козьмы. Случилось
так, что в это время в руки мусульманских пиратов попал сицилийский монах, которого звали
также Козьма. Пираты привезли его и других пассажиров с захваченного корабля в Дамаск.
Там и увидел их Сергий, стоявших на коленях и моливших о пощаде. Он пожалел монаха,
подошел к нему,заговорил с ним и вдруг понял, что его заветная мечта сбывается. Тогда Сергий
обратился к халифу и тот отдал ему пленника. Сергий привел его к себе и поручил воспитывать
родного сына Иоанна и приемного Козьму. Монах, которого также звали Козьма, был искусен
в науках, литературе и искусствах, он стал обучать мальчиков греческому языку, литературе,
другим наукам, философии и музыке. Отметив в мальчиках склонность к богословию, он пре-
подал им основы теологии.
Когда сыновья Сергия закончили обучение, монах попросил разрешения отправиться в монастырь святого Саввы. Он достиг епископского звания и был назначен епископом порта
Газа /4/.
Отец Жоге из Франции /5/ усомнился в достоверности этой истории, но его возражения
представляются слишком педантичными. Мы же вместе с отцом Наср Аллахом находим, что
эти стародавние истории вполне соответствуют условиям жизни в седьмом и восьмом веках /6/.
*/ Ибн аль- Абрий Абу аль- Фарадж Григорий /1226 - 1286/ - средневековый историк, философ
и богослов. В 1246 г. был епископом Алеппо / прим.пер./.
**/”Книга Песен”- одна из самых популярных средневековых антологий древнеарабской поэзии.
Её автор- филолог и музыкант Абу аль- Фарадж аль- Исфахани /897- 967/ /прим. пер./.
1/ Graf, G., Gesch, der Christ. Arab. Lit., I 377, 378.
2/ Nasrallah, J., Saint Jean de Damas, 58- 59.
***/ Мари Ибн Сулейман - историк- несторианец ХII в. / прим. пер./.
3/ Сведения о патриархах Машрика, с. 66.
4/ Житие Иоанна Дамаскина. Монах Михаил. Издательство священника Константина аль- Баша,
с. 12- 15.
5/ Echos d`orient, 1925, 140.
6/ Nasrallah,J., op. cit., 61.
Свидетельство о публикации №213040200459