52. Менеджмент в СМИ. Редакционный менеджмент

52.      Менеджмент в СМИ. Редакционный менеджмент: цели, направления деятельности и проблемы.
Вхождение в информационный рынок привело не только к изменению основ существования СМИ. Экономический фактор сильнейшим образом воздействует теперь на редакции, компании и агентства, выпускающие периодические издания, и на все стороны их деятельности. Влияние рынка сказывается и на самих изданиях – их типе и характере, содержании и внешнем облике. И управление редакциями и компаниями, самим процессом подготовки и выпуска газет, телерадиопрограмм и информационных вестников исходит ныне не только и не столько из творческих и идеологических, сколько из экономических целей и принципов.
Экономические принципы редакционной деятельности. Первый и важнейший из них – принцип прибыльности периодического издания. Одна из главных целей редакции или компании – повышение ее доходов и получение наибольшей прибыли. Это определяет организацию работы любого сотрудника издания – как творческого, так и технического.
С обеспечением прибыльности связан и второй принцип – обеспечения конкурентоспособности издания. Он лежит в основе всех мероприятий, направленных на повышение его уровня, на удовлетворение информационных запросов потребителей информации.
Третий принцип – экономической достаточности (разумной экономии) определяет стремление руководителей и сотрудников редакции к достижению своих целей с использованием наименьших средств, сил и энергии. Они осуществляют разумную экономию на всех направлениях своей деятельности, пытаясь получить оптимальные результаты в наименьшее время, кратчайшим путем и самым экономным способом.
Эти принципы воплощаются в действительность в процессе редакционного менеджмента.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЕНЕДЖМЕНТА
В бизнесе, предпринимательской деятельности термин менеджмент (англ, management–управление) имеет несколько значений. Под ним понимают, во-первых, вид деятельности, связанной с управлением предприятием, фирмой. Во-вторых, менеджмент воспринимают как определенную профессию, представители которой являются специалистами в области управления производственной и иной деятельностью предприятия. Такого специалиста называют менеджером. В-третьих, менеджмент рассматривают как совокупность руководителей производственным коллективом. Таким образом, менеджмент представляет собой специфическую разновидность предпринимательской практики. Практика менеджмента изучается и обобщается его теорией, являющейся одним из направлений теории управления.
Если мы обратимся к газетной редакции или телерадиокомпании, то убедимся, что в рыночных условиях в процессе медиабизнеса менеджмент получает все более важное значение. Но в редакционном коллективе он приобретает специфические черты, определяемые особенностями журналистского труда, подготовки и выпуска газеты или другого периодического издания и экономическими принципами редакционной деятельности.
Редакционный менеджмент – это деятельность, связанная с экономическим управлением редакцией или компанией.Его можно рассматривать и как специальность, профессию, стоящую в ряду других специальностей работников редакции. В деятельности руководителей редакционных коллективов – главных редакторов, ответственных секретарей и др. – уже давно проявлялись элементы того, что мы сейчас называем менеджментом. Но они всегда руководили лишь творческой деятельностью коллектива, уделяя ее экономическим основам незначительное внимание.
Цели менеджмента. Важнейшая из них – обеспечение существования периодического издания путем формирования и укрепления его экономической, финансовой базы.Это возможно лишь при увеличении его доходов, сокращении расходов и возрастании прибыли. Не менее важна и другая цель редакционного менеджмента: воспитание экономического мышления у всех творческих и технических работников, руководителей и исполнителей.
Задачи менеджмента. Первая из них – задача оптимизации размеров, состава и структуры коллектива редакции или компании. Вторая – оптимизация управления коллективом и организации его работы. Третья задача – оптимизация результатов этой работы – самого издания, его структуры, модели, системы публикаций и др. Решение этих задач менеджмент связывает с оптимизацией работы каждого сотрудника редакции и с выполнением всех операций производства периодического издания на возможно более высоком профессиональном уровне, своевременно, с использованием наименьших ресурсов – человеческих, финансовых и материальных. Таким образом, речь идет о производственном, творческом менеджменте – оптимизации управления процессом подготовки и выпуска периодического издания.
Другой вид этой управленческой деятельности – собственно экономический, прежде всего финансовый менеджмент. Он обеспечивает формирование и укрепление финансовой базы редакции или компании, разрабатывает финансовую политику и, в частности, ценовую политику их руководителей, контролирует процесс разработки редакционного бюджета и следит за балансом.
СЛУЖБА РЕДАКЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
С процессом менеджмента в определенной степени соприкасается каждый, кто участвует в управлении коллективом редакции, компании или агентства. Не только главному редактору, но и руководителю любого подразделения редакции – творческого или технического, не говоря уж о коммерческом, приходится принимать решения, в той или иной степени влияющие на достижение целей, стоящих перед изданием, на его положение на информационном рынке. Но, прежде всего, отвечает за решение экономических проблем, связанных с деятельностью редакции, специалист – менеджер, наемный управляющий ее экономикой.
В небольших редакциях и компаниях он нередко решает большинство проблем, связанных с укреплением экономической базы издания, советуясь, разумеется, с руководителем коллектива. В этом случае он вынужден быть универсалом и показывать свои знания и умения на разных направлениях своей деятельности. Но в крупном коллективе приходится создавать службу экономического менеджмента. Она состоит из нескольких сотрудников под руководством генерального менеджера. В большинстве редакций наших печатных периодических изданий его называют коммерческим или исполнительным директором. Обычно он входит в состав редколлегии на правах заместителя главного редактора. В редакции, зарегистрированной как акционерное общество, решением важнейших экономических вопросов занимается президент или председатель совета директоров общества. Иногда же главный редактор газеты совмещает свои обязанности с обязанностями генерального менеджера. Правда, опыт показал, что в подобной ситуации это чаше всего происходит в ущерб творческой деятельности коллектива.


Рецензии