24. Модель издания содержательная, оформительская,

24.   Модель издания: содержательная, оформительская, организационная. В модели периодического издания даны все его важнейшие характеристики. Она формируется с учетом многих факторов, прежде всего – целей и задач издания, его типологической специфики, особенностей аудитории, характеристики редакционного коллектива – его возможностей и др. Эта общая модель состоит из трех главных частей – содержательной, композиционной и графической (её также называют оформительской). Важнейшая из них – содержательная модель издания. Она должна давать ответ на вопрос – что следует публиковать в периодическом издании, какие стороны жизни общества отображать. Это основа моделирования газеты. В ней определяют цели и задачи издания, содержание его публикаций – главные тематические направления, иногда конкретизируемые в постоянных темах (тогда эту модель называют содержательно-тематической). Модель раскрывает и структуру содержания газеты – связи важнейших тематических направлений.На основе содержательной модели издания создается его композиционная модель. Она определяет организацию содержания газеты, ее основные тематические разделы и рубрики. Это означает, во-первых, их распределение во времени – по номерам, выходящим в разные дни недели или в разные недели месяца. И, во-вторых, их размещение в пространстве – на страницах номера, в той или иной части страницы.Композиционная модель может представлять собой описание. Но чаще ее фиксируют в форме сетевого графика, где указывается номер и его полоса, на которой размещается та или иная рубрика издания.Графическая модель газеты строится на основе композиционной модели. Она фиксирует все важнейшие характеристики дизайна издания, его внешнего «лица», главные элементы его графической формы – особенности верстки, иллюстрирования, основные текстовые и титульные шрифты и др. С помощью графического моделирования достигается постоянство художественно-технического оформления издания, его привычного для читателя дизайна, предотвращается субъективизм и вкусовщина. Моделирование – эффективный метод управления редакционным коллективом. Однако опыт, накопленный в ходе его применения многими редакциями, показал, что ожидаемый управленческий эффект он может дать лишь при правильной оценке его возможностей. Долговременная модель периодического издания ежегодно оптимизируется – в нее вносятся некоторые изменения, добавления, но «ядро» ее остается неизменным. Содержательная модель. В качестве исходного положения при определении подходов к формированию содержательной модели принимается необходимость учета информационных потребностей населения (реальных и потенциальных  читателей) и возможностей редакционного коллектива. Содержательная модель издания включает следующие элементы: 1) тематические направления: (иерархия основных разделов и рубрик). 2)    модальность материалов (знак информации)(    нейтрально-информационные, положительные, критические, разноплановые (проблемные) 3). Жанровая палитра материалов (фактографические (хроника, заметка),содержащие комментарий (репортаж, корреспонденция, зарисовка),аналитический  (очерк, статья) 4). Локальность материалов (территориальная принадлежность информации),  город, районы края, области, край, область, Россия, «ближнее зарубежье», «дальнее зарубежье») 5). Характер материалов (авторский, редакционный,  сообщение информагентств, официальный документ, перепечатка из другого издания (дайджест) 6). Лексико-стилистические особенности (издания в целом, отдельных авторских материалов) Оформительская модель.Исходным положение при разработке оформительской модели является рассмотрение газеты как системного объекта, предполагающего взаимосвязь всех ее содержательных и формальных элементов. Оформительская модель издания должна предусматривать: 1)создание сетевого графика основных разделов и рубрик 2)дизайнерская разработка принципов художественно-технического оформления (структура номера, композиционные решения, графическое исполнение) Организационная модель. Организационная модель обусловлена следующими  факторами:•    цели и задачи, закрепленные в программе издания•    характер региона распространения газеты•    социально-демографический состав читательской аудитории•    экономическая ситуация, в которой функционирует издание•    материально-техническое оснащение редакции и состояние полиграфической базы. Основными элементами организационной модели являются: 1).структура издания:•    «внешняя структура» – совокупность основных параметров (формат, количество полос, периодичность, тираж, цена)•    «внутрення структура» – сосокупность организационно-творческих отношений внутри редакционного коллектива (редакция как функциональная группа,  как профессиональная группа, организационная структура редакционного коллектива, редакционный коллектив как социальная группа). 2).  финансово-экономическая деятельность•    рентабельность•    себестоимость производства одного номера•    доходы (в том числе: от объявлений и рекламы, от реализации, другие)•    расходы   (в том числе: на бумагу, типографские, оплата услуг информационных агентств, авторский гонорар, распространение и доставка, другие общеиздательские и редакционные расходы)•    источники покрытия разницы между расходами и доходами 3)    процесс выпуска и распространения издания•    этапы подготовки номера•    время, затрачиваемое на выпуск одного номера газеты (от составления плана до подписи «в свет»)•    основные причины срыва графика прохождения номера•    взаимоотношения редакции и типографии•    механизм доставки газеты подписчикам и ее распространения 4). программа продвижения издания•    реклама•    паблисити•    личная (персональная) продажа•    презентационные мероприятия


Рецензии