Иоанн Дамаскин
Как уже было отмечено ранее, исламские власти решились арабизировать министерское делопроизводство в столице Дамаске и в провинциях. Но наместники настаивали на необхо-
димости сохранить писарей и чиновников из христиан /1/. Отсюда и высказывание Сулеймана
Ибн Абд аль- Малика: “Мы не обходились без них и часу, а они в своей политике не нуждались
в нас”/2/.
Иоанн пошел по стопам отца и стал писарем при эмире, правителе государства,” которому
ведомо и скрытое и явное”/3/. Что касается высказывания патриарха Иоанна, будто бы наш
Святой стал “первым советником халифа”, то оно, несомненно, является преувеличением /4/.
Иоанн наилучшим образом нес бремя своих обязанностей, используя для этого свои спо-
собности, знания и высокие христианские идеалы. Когда же ему надлежало выбрать, остаться
ли на своем месте или сохранить веру, он без сожаления покинул свет /5/.
Монах Михаил в Житии Иоанна Дамаскина отмечает, что увидев, каким гонениям и при-
теснениям подвергается церковь в иконоборческой войне, Иоанн принялся защищать право-
славную веру. Он преуспел в этом, отстаивая свое мнение богословскими и логическими
доводами на чистом греческом языке.
Император был поражен упорством такого соперника и задумал хитростью погубить его.
Он приказал подделать письмо, которое Иоанн якобы адресует императору. Письмо содержало
описание унижений и обид, которым подвергаются христиане от рук мусульман. Кроме того,
в нем отмечались слабые стороны омейядского государства. Потом император Леон притворно
показал свое расположение халифу Омару Ибн Абд аль- Азизу* и письменно известил его об
“измене” Иоанна. Халиф поверил навету, вскипел яростью и приказал отрубить Иоанну руку
и прогнать его прочь.
Монах Михаил описал, как Иоанн вернулся домой, чувствуя себя опозоренным, а кровь
сочилась из его невинной, чистой руки. Он бросился к иконе Богородицы, долго плакал,
истово молился и заснул. Во сне ему явилась Дева Мария, она подошла к нему и вернула
отрубленную руку. А раньше он отдал её, чтобы похоронили. Когда он проснулся и увидел,
что обе его руки целы, он отправился к Омару и показал ему невредимую руку. Халиф поди-
вился и предложил Иоанну вернуться на службу. Однако Иоанн продал все, что у него было,
раздал деньги беднякам, монастырям и церквям, отправился в монастырь святого Саввы
и попросил отцов принять его простым послушником /6/.
Следует отметить, что в трудах Седьмого собора нет никакого упоминания об отрубленной
руке и о чуде. Историки Цедрен, Ефремий, Зонарас и Никифор также обходят это известие
полным молчанием /7/.
1/ Достоинства. Омар Ибн Абд аль- Азиз. Немецкое издание Бакр, с. 64.
2/ Соответствия. Зубейр Ибн Баккар / арабский историк, ум. в 869 г.- прим. пер./, с. 27.
История. Ибн Асакир, т. 3, с. 27.
3/ Житие Иоанна. Монах Михаил, с. 15.
4/ Patr. Gr., XCIV, Col. 449; Lammens, H., Califat de Yazid, 106, n. 1.
5/ Mansi, XIII, Col. 356.
*/ Омар Ибн Абд аль- Азиз Ибн Марван /681- 720/ - восьмой халиф омейядской династии
/прим. пер./.
6/ Житие Иоанна. Монах Михаил, с. 15- 20.
Jean, Patr., Vita, P. G., XCIV, Col. 457- 461.
7/ Cedrenus, G., Synopsis Historion, I, 799; Ephraemus, Corp. Script. Hist. Byz; XII, 82;
Zonaras, C. S. H. B., XXXI, 270; Nic;phore, Breviarum, 74; Nasrallah, Jean de Damas, 75-81.
Свидетельство о публикации №213040200534