Иоанн Дамаскин

ИОАНН- МОНАХ
     Итак, Иоанн расстался с близкими, удалился от мирского шума и наветов, перешел из дворцов и садов в кельи и пустыни. Имя его было широко известно, хотя и был он новичком.
Монахи в монастыре святого Саввы опасались, что его влечение к монашеской жизни пройдет,
как мимолетный ветер, и через некоторое время он вернется домой к своим прежним делам.
Они побеседовали с ним и определили ему наставника преклонных лет, сурового к себе и другим. Тот велел ему ничего не предпринимать своевольно, каяться в прежних грехах, не
гордиться своими познаниями, “не делать ничего без его ведома и совета и писем никому не
писать” /1/.
     Иоанн согласился с этим, подчинился наставнику, ни в чем не ослушался его, был набожным и скромным с тем же достоинством, с каким некогда занимал свое общественное положение и
правительственную должность.
     Однажды он узнал, что один из его товарищей в монастыре потерял отца. Пожалев его, он
выразил соболезнование и напомнил слова греческого поэта:
“Эта земля никому не останется,
                Вечно ничто не продлится на ней.”
     Наставник отчитал его за то, что он проявляет свои литературные познания, и наказал затвор-
ничеством в келье. Иоанн выслушал его, поцеловал и подчинился /2/.
     Когда настоятель монастыря предложил возвести Иоанна в новый сан, наставник не согла-
сился и попросил об отсрочке, пока достоинства его не будут подтверждены.
     Затем он поручил Иоанну отнести несколько корзин, сплетенных монахами, в Дамаск, его
родной город, и продать их на рынке! Наставник нарочно завысил цену за корзины и велел не
возвращаться, не продав их все. Иоанн навьючил на монастырского осла целую гору корзин
и погнал его по Дамасской дороге. Он пришел в город, где родился, бродил по столице Омейядов и предлагал свои корзины. Но никто не хотел их покупать, ведь цена была очень
высокой. Вскоре люди его узнали. Они столпились вокруг, чтобы посмотреть на человека,
который прежде был так велик, а теперь стал бедным монахом, торгующим корзинами. Они
засыпали его вопросами, перемигивались, корили за цены и насмехались над ним. А он хранил
спокойствие и принимал все услышанное, молчаливо потупив взор. Потом его заметил кто-то
из старых слуг, он купил все корзины и положил конец его мучениям и переживаниям.
     Иоанн вернулся в монастырь, победив демона тщеславия и гордыни /3/.
     “Я стоял у врат твоего храма и не изгнал дурных помыслов. Но ты, Христос, тот, кто оправ-
дал мытаря, благословил ханаанинку и отворил для вора врата рая, раскрой и для меня недра
своей любви к людям, приими меня, когда я подхожу к тебе и касаюсь тебя, как принял ты
блудницу и истекающую кровью”. Металопсис Иоанна Дамаскина.

1/ Житие Иоанна. Монах Михаил, с. 20.
2/ Мартиролог архиепископа Михаила Ассафа: 4 декабря.
3/ Мартиролог, там же. Житие Иоанна, с. 20- 21.


Рецензии