Общаковое бессознательное и фильм Метро

Я, право, не считаю, что "умом Россию не понять", Россия просто и непринуждённо понимается умом. А её "особенная стать" остаётся точкой приложения усилий политтехнологов. Политтехнологии в России с петровских времён - основные несущие стены этой, на первый взгляд, странной социальной конструкции, называемой "Россия". Всё "трансцендентное" и "имманентное" в России - продукт политтехнологий и реакции на них "креативных классов", остальное без усилий понимается умом.
Был тут у меня интересный опыт ознакомления с современным российским синематографом. Фильм "Метро".
Скажу без лукавства - вначале я был заинтригован: что, таки научились? но к середине фильма точно понял: Россия - это Индия. И даже не столько в том отношении, что под слоем грязи и говна и там и там копошится какая-то особая, неизменно сотериологическая, "духовность". А сколько в знаменательном обилии единообразных "васан".
За винтажной замшелостью архетипов и постановочных ситуаций в фильме читается страх перед средой повседневного коллективного обитания, которая расползается по швам и не выдерживает давления прогресса. Клаустрофобический кошмар людей внезапно осознавших себя в замкнутом помещении, в нервной давке одних и тех же типажей. Страх перед миром, который трещит по старым советским сварным швам. И что будет, когда швы разойдутся? Предствавить, беспесды, страшно!
Хотя в развитии сюжета предсказуемо выясняется - Русская Душа жива и в очередной раз спасает падающий конструкт по своему невменяемому призванию. Но этот факт явлен без какой-нибудь мамлеевской, умиляющей, старческо-саньяссинской слабоуминки. Этот факт похож на сцену, в коей субтильный еврейский мальчик со скрипочкой копирует перед умирающей бабушкой поведение уличных хулиганов и залихватски пьёт стеклоочиститель в доказательство того, что плоть немощна, а дух бодр! Согласен, символизм мутный. Но по другому не бывает.
Скажу сразу, что в итоге я не понял - к какому именно из финалов режиссёр хотел подвести фильм:
когда все плачут от радости во славу победы Добра, традиционных ценностей и бомжей, узревших милость Божию?
Или когда все ёжатся в мазохистских конвульсиях от очередного фольклорно-бессознательного вброса навязчивых, исторически обусловленных фобий?
И, конечно, был явлен любимый финт российского синематографа - замедленные кадры. Милый толстяк Колян, покаявшийся в разрушительном служении фастфуду, этому культу милых лузеров, медленно, как тридцать восемь панфиловцев, принимающий каренинскую смерть в бушующей стихии. То есть, финт двойной - вроде как крутая фишка советского героического кино - борьба со стихией, но это уже не борьба, а попытка целым съебаться и медленная мучительная смерть в пост-индустриальных декорациях. Хорошо, кстати, душевно снятые замедленные кадры фарша при первой атаке хтонических вод. Медленно. Жутко. В России всё медленно и жутко. Это только на словах все прутся от быстрой езды. Когда эмоциональную броню кшатрийским стаканом водки снесут, то да, прутся, хер догонишь, да не шибко-то и хочется.
Этот "джеймсбонд" ещё... магистр точеной застройки, элитный бес с вершины жлобской пирамидки, виновник провала России в тартарары. Я честно ждал, что белокурый Собянин его в конце фильма насадит на кукан, но белокурый Собянин появился, что-то там просимволизировал и съебался из сюжета.
Гендерные приколюхи в фильме тоже есть. То ****ский "женский мир" покажут. Орифлейм и стервозность с внезапными проблесками безмерного сострадания. То перенесутся в сложный конфликт двух альфа-самцов - элитного беса и правильного врача из районной больницы. Упущение в том, что не раскрыта тема духовной скрепы между этими альфа-самцами. В виде, например, долга, отданного Родине на правильно-нужной войне, в одном взводе, прикрывая спины друг-друга. Намёк на что-то есть, конечно, но такой, ненавязчивый.
Я уже привык, что хоть по Сорокину, хоть по...(я не знаю автора сценария и знать не хочу кто снимает это или "Мы из будущего", например. Но фильмы смотрю пристрастно и внимательно. Жду дуновения свежей мысли. Вот честно, жду. Рывка в другие измерения миропонимания. Их, блять, нет! И это очень апокалиптично.) штампуют копии соплежуйства с бегущей строкой: все помрём, НО С ДУШОЙ, под шансончик. С эффектом замедленного падения, со ртом, открытым в немом крике. И остаётся только догадываться - на что наложено синхронное "ура" в многоголосом переводе?
Россия мне видится (через призму современного российского кинематографа и не только) в образе НЕУМОЛЧНОГО КРИКА. У евреев есть скорбь, у русских - крик (или вой плакальщиц - особый вид национального крика). Этот крик издают в России рты статуй. Замедленное колышется перед застывшим. Где там герметические артаниеведы в скоморошьих подрясниках? С какой-нибудь Мелюзиной-Медузой, посредством орального (во всех смыслах) искусства гальванизирующей животворную эктоплазму русской души?
Одно успокаивает. Так, как сердечная колика успокаивает зубную боль. Россия - это периферия мира, где инфернальные толчки, возникающие в эпицентре, отражаются в общинном, даже скажем прямо - общаковом бессознательном и рассыпаются миллионами ледяных искр индивидуальной оцепенелости перед сонным видением, приносящим тишину и тьму.
Сканировать собственные страхи, кое-как прикрытые отщепенческой позой, очень важно!
Когда пьёшь "боржоми" среди пляшущих обезьян - будь готов к чему угодно.
Разумеется, фильм очень олдскульный, dostoyevski film. Нравственное несовершенство мира познаётся посредством чьей-нибудь слезинки. Сами мачо плачут, только когда просаживают в картишки семейный или холостяцкий бюджет.
Но кое-кто таки выползает из хтонических безден. И следует красивая сцена - победивший альфа-самец шурует мимо вероломной сучки, а она плетётся за ним как обоссанная. Пацан наказал лярву благородством русской души. Индия же!
Пришёл из ада полубогом. "На кого ты меня променяла, дешёвка!". И протанцевал мимо блатной походочкой.
Пацаны 80-х и 90-х вечно в тренде. Улыбаются из Лимба одинаковыми рожами, машут брелоками от мерседесов из могил.
Кстати сказать, недавно смотрел ещё один пацанский фильм. "Шу - Чу" называется. Казахи сняли, посмотрите, хороший фильм. Казахам, конечно, сильно экзистенциальный алматинский синематограф башню двинул. Казахи всё упорно имманентизируют Цоя. Казахи - они как французы, только казахи. Им просто по своему повезло - у них не Михалков, а Нугманов - разница есть. Но фильм - очень хороший. Добротный азиатский трэш с весёлым саундтреком (казахам очень повезло вдвойне - у них нет группы Би2, зато есть чрезвычайно приличный "Жантик Бэнд"). Но, одно дело, когда "пацаны про пацанов для пацанов", конечно, а другое, когда пацаны с куртуазным прононсом что-то задвигают зрительской массе, вихляясь как Сява-рэппер. При мочаливом одобрении кричащих статуй и замогильных корешей.
И ещё. Сперва, каюсь, подумал, что фильм с пикантной либеральной плесенью. Ну актуально ведь. Но поскольку Лубянка не обрушилась в хтонические воды, а алкаши, как водится, оказались кладезем житейской мудрости и гностического Света, то фильм внятно убеждает - советская культура жива. Просто ей настучали по тыкве и выебали в жопу за деньги в дисциплинарно-воспитательных целях. Потому она такая прибабахнутая.


Рецензии