На целину

                НА   ЦЕЛИНУ !
                (как это было)

     Как давно это было! Нет уже того государства, как нет и многих действующих лиц этого рассказа – воспоминания.
     Моя юность пришлась на  50-е годы прошлого века. Не хотелось , чтобы нынешняя молодёжь считала, что поколение 50-х состояло сплошь из стиляг, фарцовщиков и любителей рок-н-рола. Мы были обычными молодыми людьми, любили собраться, попеть под гитару, потанцевать, зимой сходить всей группой на каток, на выставки. Девчонки любили одеться, хотя в то время  возможности были ограничены. Страна только возрождалась после военной разрухи. Ко многим стройкам тех лет привлекалась молодёжь.Мы были воспитаны в патриотическом духе, хотя сейчас слова « патриотизм» и «патриот», как высказываются некие «светские львицы», считаются устаревшими и ненужными.
      Я была студенткой 3-го курса Московского технологического института, когда нашему курсу предложили ехать в Северный  Казахстан на уборку хлебов; целина уже к этому времени давала богатые урожаи. Я и две мои ближайшие подруги без колебания согласились: незнакомые места, романтика жизни в палатках привлекала нас своей новизной.
Сборы были недолгими. Мы брали с собой спортивную одежду, резиновые сапоги, ватники, свитера, поскольку нас предупредили, что едем мы  до поздней осени, а в Северном Казахстане уже в сентябре начинаются заморозки. Конечно, родители собрали нам продуктовое НЗ, состоящее из сухарей и банок тушонки, на всякий случай. Из нашей группы « 54- М – 9» поехали ещё несколько ребят, гитара была с ними, что настраивало нас на ли-рический лад.
       И вот 25 июля 1956г. отправлялся наш студенческий десант, собранный из всех институтов Москвы. Был сформирован целый состав теплушек. Наш институт, то есть наш курс поместился в две теплушки: на одной надпись «мальчики», на второй –  «девочки.»

 

В теплушках были настелены  нары, мы, не слишком избалованные комфортом, закалённые борьбой с трудностями  своим военным детством, воспринимали всё это, как норму.
      И началось наше многодневное путешествие по необъятным просторам нашей родины. Леса, перелески, реки, горы –всё это было на нашем пути. Иногда наш состав останавливался где-нибудь в лесу и звучала команда: «Мальчики – налево, девочки – направо!». Мы могли немного размяться, набрать цветов – и снова в путь. Останавливались на небольших станциях, набирали воду, кипяток. Один или два раза нас, весь  состав    поочерёдно, кормили горячим обедом. С ходу сочинили песню на мотив модной тогда польской песенки « Тиха вода»: «Привели нас парами в сарай, это не столовая, а просто Божий рай…» Промелькнул знаменитый памятный знак с надписью «АЗИЯ», разделяющий европейскую и азиатскую часть СССР. Мы в Азии! И вот конечный пункт нашего путешествия –Петропавловск. И что удивительно! Как я узнала позже – весь этот путь я с мамой и сестрой проделала в 1941г, только не из Москвы, а из Смоленска, от наступающей немецкой армии,  в эвакуацию, в Казахстан. Именно в этих местах мы провели два голодных и холодных военных года. Бывают же такие совпадения! Но это ,  как теперь говорят, совсем другая история. В Петропавловске нас ожидали грузовики. Мы  уселись на скамьи  в кузове и отправились к месту своего временного проживания. Вокруг расстилалась бескрайняя ковыльная степь, напоминающая море, так как ковыль, волну-емый ветром, был похож на  морские волны. Ковыльная степь сменилась такими  же бескрайними  полями, засеянными пшеницей. Ехали мы, наверно, часа три, нас привезли к посёлку, отстроенному  видимо, недавно. Наш студенческий лагерь разместился  на  его краю ближе к току- двору, где принималось зерно для его сушки и перелопачивания  с последующей отправкой на элеваторы. Палатки были просторными, мы устроились, осмотрелись, нас прикрепили к  совхозной столовой. Солнце светило, было тепло, даже знойно. Ну, что ещё надо молодым! Жаль, что воды не было, негде было купаться.
     На следующий день нас познакомили с фронтом работ. Можно было идти работать на  комбайн, уже началась уборка хлебов, а можно работать на току, подавать зерно на веялки. На комбайны пошли работать ребята. Работа нелёгкая - от рассвета до заката, весь день на солнце и в пыли. А девчонки пошли работать на току. Выдали нам деревянные лопаты, и мы подавали зерно к веялкам. Первое время было трудновато, зерна много, надо справляться, машины всё время везут его с полей. Но потом привыкли. 
     Ночи были красивые, чёрные, звёздные. Частенько мы собирались у костра, пекли картошку, которую покупали у местных жителей, пели песни под гитару.

 

      Вдруг разнёсся слух, что где-то в сельских магазинах появились книги    И.Ильфа и Е.Петрова «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Я посвятила всё своё свободное время тому, что на попутках объезжала один за другим посёлки. Кое что купила из интересующих меня книг, но И. Ильф и Е. Петров были неуловимы. Тогда был большой спрос  на книги и достать их можно было лишь, имея знакомых продавцов в магазине. Телевидение ещё только зарождалось. Основой источник информации в то время – книги, журналы, театры, кино, выставки .Тогда даже в голову не могло прийти, что конец ХХ века ознаменуется появлением компьютеров, интернета, сотовых телефонов и других новинок, без которых современную жизнь трудно представить.
      Итак, работа по уборке урожая продолжалась. На току скопилось громадное количество зерна. Сушить и вывозить его не успевали. Оно лежало огромными буртами, напоминающими барханы пустыни. Вечерами становилось прохладно, а бурты зерна были тёплыми, живыми  и сидеть на них было очень приятно. Но это было опасным явлением, потому что зерно начинало прорастать (прело), и грозило потерями урожая. Работать приходи-лось интенсивно. Но молодость брала своё, образовались пары , вечерами они уединялись. О таких говорили: «Пошли в ту степь». По возвращении в Москву некоторые из них даже поженились.
      Но время шло, надвигалась осень. Сначала пошли дожди. Все дороги раскисли. Потом в сентябре начались заморозки. Спать в палатках стало холодно. Одевали на себя всю тёплую одежду, когда утром выходили из палатки, она была вся в инее. Уже захотелось домой, но надо было доставить всех к железной дороге. На машинах по раскисшим дорогам не проехать, призвали на помощь трактора, к ним прицепили грузовики.  Так мы выезжали с целины . Когда кончилась степь и перед нами появился первый берёзовый колок, мы выскочили из машин, кричали;«Ура!», обнимали и целовали стволы молодых берёзок. Нас подвезли к станции города Петропавловск, рассадили по вагонам. Мы ехали в купе, с удобствами, что было несказанно приятно после нескольких месяцев бивуачной жизни.
     По приезде в Москву нам была выдана заработная плата, довольно приличная по тем временам, что-то около 3000 рублей, а наша стипендия составляла 220 рублей. Я сделала ряд приятных покупок. Ребята, работавшие на комбайнах, получили до 5000 рублей. Всем нам выдали грамоты и значки, как участникам освоения  целинных и залежных земель.
     Жаль только, что все эти земли, в которые был  вложен труд многих тысяч людей, оказались за  пределами нашей страны , а город Целиноград стал столицей  другого государства .

               

                .       


Рецензии
После школы я, идеалист, верящий в построение коммунизма прямо из дикого феодализма, по комсомольской путёвке ездил поднимать неподъёмное, большевиками угробленное, наше сельское х-во, горевал что опоздал поднимать целину...

И грустно и смешно- как мы были оболванены тотальной большевистской ложью, многие и сейчас не понимают в какой стране они жили, вот и Вы так осторожно пишите об этой хрущёвской аваньюре, не поверю что картошку ребята покупали... в то время в деревне купить что то было очень проблемно,...

Петр Мозговой   16.06.2015 15:23     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.