Анка

               
  Это было давно, до революции. На пароход в одесской гавани грузили вату, огромные тюки ваты, белой, как снег. На этот же пароход садились пассажиры – группа переселенцев-бедняков. Прежде чем пройти на палубу корабля, каждый должен был пройти медосмотр. Было жаркое лето, и в городе было немало случаев заболеваний холерой. Всё шло своим чередом. Вдруг из толпы выбежала женщина, на руках у неё был маленький мальчик, а за её юбку держалась девочка лет семи, худенькая, испуганная, вся в лохмотьях, Добежав до тюков с ватой, женщина опустила на землю мальчика и стала тихонько гладить по голове девочку. Та, ничего не понимая, таращила глазёнки и прижималась к матери.  «Что ж теперь будет-то? – говорила женщина, беспомощно озираясь. Потом обратилась к группе переселенцев, стоящих недалеко.
- Люди добрые, посоветуйте, что делать, несчастным?
 К ней подошли две женщины и спросили, что случилось. Она сбивчиво рассказала, что у девочки обнаружили начинающуюся испанку и на пароход не пускают. Рассказала о своей беде и заплакала. Возле неё собралась толпа, судят, советы дают разные. Советуют остаться, пока поправится или умрёт девочка.
- Да ведь она же здорова, чего выдумали-то? – говорили некоторые.
- Да вот, возьми их, говорят: испанка, - отвечала женщина.
- А как одни-то мы жить -то тут будем? Хозяин-то мой там, в Севастополе.
- А ты езжай, оставь девочку-то, бог с ней, коли у неё испанка, то она не жилец! А что ты мыкаться-то будешь? Ишь и мальчонку загубишь.
- Езжай! – предложил какой-то мужик и все подхватили: «Езжай! Ехай! Бог с нею, с девочкой-то!»
 Женщина испуганно посмотрела на советчиков, потом на девочку, прижала её к себе, поцеловала её в лоб и сказала:
- А ты не плачь, ступай в город, а я приеду за тобой. Вот отвезу папке Кольку и приеду.
- Мам, а я как одна-то?- спросила девочка, ещё не совсем понимая, что её оставляют одну в огромном шумном городе, больную и голодную.
- Хлебца-то мне, маленько, дай…
Мать вынула из котомки, что висела за плечами, хлеб, отломила кусок, дала девочке и, тяжело вздохнув, подняла на руки мальчика.
- Не плачь, милая, я скоро вернусь, возьму тебя, - подумав, она добавила, - ты ходи сюда. Я тебя и отыщу.
 Она ещё раз поцеловала девочку и пошла, изредка оглядываясь.
 Пароход загудел, все засуетились. Через полчаса пристань опустела, пароход отплыл. Анка, так звали девочку, побрела в город. У неё болела голова, она спотыкалась.  Кое-как добрела она до маленького белого домика с палисадником и села на крыльцо. Всё поплыло перед  её глазами, она потеряла сознание. Очнулась Анка в маленькой светлой комнатке. Она удивлённо смотрела.
- Где ж это я? – подумала девочка.
 Дверь открылась, вошёл человек в очках и в белом халате.
- А, ожила! Не думал, не думал… Что болит? – заговорил он.
 Анка посмотрела на  его доброе лицо и сказала:
- А маманя где? Я есть хочу.
- Мамаша где? Это у тебя надо спросить, а поесть - хорошо. Жить будешь. Хочешь жить-то, а?
 Анка не знала, хочет она жить или нет, но есть она хотела, а потому спросила:
- Ты добрый, да? Ты мне поесть дашь?
 Доктор улыбнулся и сказал, что даст. Он вышел, Анка осталась одна. Она вдруг вспомнила, что мать уехала, а её послала в город, а что дальше было,  Анка никак не могла вспомнить. В это время девушка в белом принесла ей еду, и Анка принялась есть. Она очень ослабла и от сидения и от старания, с каким она ела, у неё на лбу выступил пот.Анка прилегла отдохнуть.
-Мама скоро приедет, да? – спросила она молоденькую сестру.
- А куда уехала твоя мама? – спросила та в свою очередь.
 Но Анка не ответила: она уже крепко спала, утомлённая разговором и едой.
 Прошёл месяц, и Анка поправилась совсем. Её выписали из больницы. Всё та же молоденькая сестра вывела её на улицу и сказала:
- Ну, вот ты и поправилась. Иди домой к маме.
- А мама приехала, да? – спросила девочка.
- Не знаю. Разве она уезжала?
- Куда ж я пойду, тётенька, мне страшно!
 Но сестру позвали. Анка осталась одна. Она вздохнула, огляделась и побрела по улице. Её толкали, но она ничего не замечала: она думала, что ей говорила, уезжая мама. Вдруг она вспомнила и обрадовалась. Мама, наверно, уже приехала и ждёт её на пристани. Долго Анка бродила по улицам, пока не пришла на шумную, полную народа, пристань. Она долго ходила по набережной, но мамы не нашла. Солнце садилось, Анка побрела в город. Она не подозревала, что пришла к тому самому дому, где жил добрый дядя – врач. Она села на ступени и заснула. Её разбудил доктор. Он стоял рядом и тряс её за плечо.
- Ты что ж, милочка, спишь-то где? Ты сирота, что ли?
 Анка не знала, что такое сирота. Она ответила:
- Нет, не сирота. Я Анка! А ты меня не узнал? Я тебя знаю, тебя Ван Ванычем зовут. Ты добрый!
 Иван Иванович улыбнулся.
- Как тебя не узнаешь! Где ж ты живёшь? Мама где?
- Не приехала она ещё. Я нигде не живу. А ты где?
- Вот в этом доме я и живу. Идём-ка.
 Он позвонил, ему открыла высокая пожилая женщина.
- Смотри, кого я на крылечке нашёл. Это та самая Анка, про которую я рассказывал. У неё с мамашей ерунда вышла какая-то…
- «Ни ирунда!»  Она уехала на большом пароходе. Она скоро приедет.
 Анка осталась жить у доктора. У него была дочка Надя, ровесница Анке. Девочки подружились. Вместе они и в школу пошли. Никогда они не расставались. Анка стала геологом. И вот однажды она с мужем, он тоже был геолог, ушла с экспедицией на Алтай. Лёлю, дочку свою, они оставили Наде. Скоро получила Надя известие, что Анка с мужем погибли. Снежный обвал был…
 Лёля была ещё очень маленькая, ей 3 года было. Надя ей ничего не сказала. Осталась она жить у неё.
 Вот такую историю мне рассказала мама из жизни своих друзей доктора и его жены.


Рецензии
Впечатляющая... до самой глубины души история!
Есть всё-таки добрые люди!
С искренней признательностью,-

Ордина   12.08.2018 18:27     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.