Иоанн Дамаскин
Сочинения Иоанна Дамаскина многочисленны, некоторые из них посвящены богословию
и философии, другие - диалектике и литургии, есть труды о монашеской жизни, толкования,
духовные песни.
Но прежде всего Дамаскин - богослов. “Он писал прозу, слагал стихи, сочинял научные
трактаты только для того, чтобы подтвердить истину, ниспосланную ему, подготовиться к
ней, отстаивать её или раскрывать её тайны” /1/. Из его трудов по богословию наиболее
известны “Источник знания” /2/, “Введение в теорию” /3/, “Истинная вера” /4/, “Святая
троица” /5/ и “Изложение веры” /6/. Самые знаменитые и самые совершенные из этих
произведений - книга “Источник знания”, состоящая из трех философских разделов, книга
“О еретиках” и “Точное изложение ортодоксальной веры”.
Следуя своему методу в раскрытии источника знаний, Дамаскин говорит: “Сначала я
покажу наилучшее, что есть у мудрецов, ибо это - божественный дар людям, и приведу
бессмыслицу еретиков, дабы мы узнали их заблуждения и сильнее почувствовали привязан-
ность к истине. А затем я поясню, с Божьей помощью, истину, которая сокрушает заблужде-
ния и гонит прочь всякую ложь”.
Определяя связь философии и веры, он продолжает: “Поскольку пророк говорит нам:
“Проверяйте все и держитесь благого”,- мы изучим учения языческих мудрецов и, возможно,
найдем у них то, что следует принять, и обретем плод, полезный для души. Всякому ремесленнику нужны инструменты для его ремесла. И королева нуждается в служанках .
Соберем же учения, которые служат истине, после того, как вырвем их у тиранов неверия.
Пользуясь добром, мы не причиним вреда, не станем употреблять искусство диалектики,
чтобы вводить в заблуждение простаков. И поскольку истина нуждается в различных дока-
зательствах, мы используем также логику, чтобы опровергнуть невежество и сокрушить
врагов веры. Да, мы должны ограничиться тем, что внушил нам Господь с помощью
своего Сына, пророков и апостолов, мы должны утвердиться в нем, не переходя его
вечных пределов и не выходя за них” /7/.
Основа веры у Златоточивого - это божественное внушение, а не знание человеческого
разума. Душа всегда нуждается в учителе, а учитель, свободный от заблуждения,- это
Христос. Давайте же слушать его голос в Священном Писании. Воистину, душа, которая
неустанно и твердо стучит во врата наполненного песнопениями сада Священного Писания,
подобна древу, посаженному у ручья /8/. Дамаскин - твердый приверженец апостольской тради-
ции, ибо само Священное Писание требует такой приверженности /9/.
Еретики пытались защитить свои заблуждения с помощью философии Аристотеля.
И Дамаскин воскликнул: “Вы превращаете Аристотеля в святого или тринадцатого апостола!
Или считаете, что язычник более велик, чем боговдохновенные авторы!” /10/ Иоанн бросился
на борьбу с ними с их же оружием - с философией Аристотеля. Его труд не был легким:
отношение Аристотеля к сверхестественным силам противоречит нашим доктринам, ниспослан-
ным свыше, и особенно, таинству Святой троицы и божественного воплощения.
1/ Дамаскин - богослов. Отец Хризостом Халлак / Сотая годовщина /, с. 94.
2/ Patr. Gr., XCIV, Col. 525-1228.
3/ P. G., XCIV, Col. 99-112.
4/ P. G., XCIV, Col. 1421-1432.
5/ P. G., XCV, 8-18.
6/ P. G., XCV, Col. 417-436.
7/ P. G., XCIV, Col. 532. Trad. P. Chrysostomos Hallac.
8/ P. G., XCIV, Col. 529.
9/ P. G., XCIV, Col. 1173, 1256, 1301.
10/ P. G., XCIV, Col. 1441.
Свидетельство о публикации №213040200813