Иоанн Дамаскин
Однако Дамаскину удалось пересмотреть некоторые воззрения Аристо¬теля, в частности, по вопросам естественной теологии, этики и бессмертия души. Он заимствовал у Аристотеля немало определений, но очень многое привнес в них, например, различие между природой, сущностью и личностью /1/. Пользуясь ими, он создавал богословские толкования, независимые от многочисленных фи¬лософских школ, точные и лишенные той запутанности, которая привела впоследствии к спорам, вражде и расколу.
Таким образом, наш святой сознавал силу философии Аристотеля. Он вырвал её из рук противников веры и успешно поставил на службу богословам, которые пришли ему на смену, таким как Пьер Ломбардийский и Фома Аквинский /2/. Он по праву считается основателем схоластического богословия /3/.
В истории христианской мысли Дамаскин является теологом тайны Бо¬жественного воплощения. Он рассматривал эту чудесную тайну в большинстве своих богословских сочинений, и ему удалось вывести из доктрины личностного союза /4/ все, что мы говорим о вере и богословии. Свои логические выводы он подкрепил текстами Священного Писания и свидетельствами святых отцов, не оставив места сомнению в правильности своих рассуждений.
Писал Дамаскин и о диалектике, его послания характеризуются убеди¬тельными доводами и верными заключениями. Еретики, посрамленные и ни¬чтожные, получали достойный ответ. Из написанного им по диалектике наиболее известны три его послания в защиту икон /5/. Они были созданы, очевидно, между 726 г. и 730 г. и содержали правильный подход к почитанию святых, определив вопросы, связанные с этой темой. И до наших дней в отношении к иконам мы опираемся на высказывания этого великого святого.
Решения Пятого собора не умолчали о том, кто говорил о единой сущно¬сти. Дамаскин завершил труды Евлогия Антиохийского, Тимофея Константино¬польского, Анастасия Антиохийского и Анастасия Синайского. Он написал зна¬менитое послание о трисвятом и направил его архимандриту Иордану, поддер¬жав традиционное отношение к тому, что тройственный агиос /6/ относится к трем ипостасям, а не только к Сыну, и поэтому не следует добавлять к нему слова Петра Кесарийского: "Ты, который был распят за нас" /7/. Другое послание Иоанн написал от имени Петра, митрополита Дамаска, епископу Дарию Яковиту, опро¬вергая позицию яковитов и подтверждая свои взгляды логическими рассужде¬ниями и высказываниями святых отцов /8/.
Дамаскин является современником патриарха яковитов Илии Первого (ум. в 723 г.), который был ортодоксом, но изучив сочинения Севера Антиохий¬ского, склонился к высказыванию о единой сущности. На престоле Эфимии он был яковитским епископом, а затем патриархом.
1/ По-сирийски, «ункум» - личность, из. греч. – эконом, управляющий домом, хозяин, в переносном значении – слуга Божий.
2/ Pierre Lombard (110-1160) – итальянский теолог, в 1323 году был причислен к лику святых, автор «Суммы против язычников» и «Суммы теологии».
3/ Дамаскин – богослов. Отец Хризостом Халлак, с.95-105. [Что преп. Иоанн Дамаскин является византийским схоластом – бесспорно в том простом смысле, что он впервые последовательно систематизирует Предание, одновременно обнаруживая и рационально закрепляя его понятийно-логический инструментарий. Но ни сама система, ни тем более этот ее инструментарий не получают у него сколько-нибудь самодовлеющего или богословски-определяющего значения, как это случится позднее в западной традиции. – редакция].
4/ «доктрина личностного союза» - ипостасного соединения [прим. редакции].
5/ P.G., XCIV, 1231-1420.
6/ греч. – Святый (прим. пер.).
7/ P.G., XCV, Col. 21-62.
8/ P.G., XCV, Col. 111-126.
Свидетельство о публикации №213040200815