Иоанн Дамаскин
Ортодоксальный епископ Харры Лев направил ему послание по поводу его отхода от орто-
доксальной доктрины. Патриарх Илия в ответ оправдывал себя и указывал на два послания
от Дамаскина по спорному вопросу, текст этих посланий до нас не дошел /1/.
В наследии нашего Святого есть и два послания несторианцам. В них он подтверждает
божественность Господа- Спасителя и единство его личности /2/, а также отвечает тем, кто
говорит о единой воле, подражая святым Софронию и Максиму /3/.
В середине седьмого века широко распростронилось манихейство, приняв новое обличье
павликианства. О нем много говорили, оно охватывало Армению, Аравию, Сирию. Его сторонники, вооружившись стихом: “Истинные поклонники поклоняются Отцу духом и
истиной”, поднимали иконы, запрещали поклонение святому кресту, отказывались от почи-
тания Богородицы и святых /4/. Наш Святой вновь взялся за перо, выступив на поприще
доктрины и, в особенности, христологической. В ответ манихеям- павликианам он написал
два послания /5/.
Затем с кораном в руках и хадисом* на устах вышли мусульмане. И Дамаскин вынужден
был отстаивать таинства веры одно за одним. Сто первая глава является откликом на ислам-
скую доктрину /6/. Он поддерживал своих учеников в вере, отвечая на их вопросы. Так
появился его первый и второй диалог с мусульманами /7/. Его книга “Источник знания”
также парирует нападки мусульман. В главах о едином, о Святой троице и божественном
воплощении- всюду даются ответы мусульманам, участвующим в споре /8/.
Заботился Дамаскин и о монашеской жизни. Наиболее известное его произведение на эту
тему - книга “Параллели” /”Parallyla”/. Она содержит три раздела. Первый посвящен троице
и единству, второй отражает мнение Дамаскина о человеке и его заботах, а третий представляет
собой подробное исследование достоинств и пороков. Каждый порок сопоставляется автором
с определенным достоинством, отсюда и название всей книги - “Параллели”.
Традиция приписывает нашему Святому написание книги церковных песнопений “Октоих”
/”Octoichos”/. Возможно, он лишь переработал, отредактировал и дополнил её. Известно также,
что он составил множество канонов, сыграл важную роль в написании типикона святого Саввы,
положил на музыку большую часть “Октоих”. Ему принадлежит композиция многих канонов
и тропарей. Византийская церковная музыка, в целом, обязана ему значительным усовершен-
ствованием. Он был и первым составителем греческого синаксария /9/.
1/ Рассыпанный жемчуг. Патриарх Игнатий Барсум, с. 307-358.
2/ P. G., XCV, Col. 187-224.
3/ P. G., XCV, Col. 127-186.
4/ Pargoire, L., L’Eglise Byzantine, 181.
5/ P. G.,XCVI, Col. 1319-1336, XCIV, Col. 1505-1584.
*/ Хадис /араб./- предание- особо оформленный рассказ о том, что сделал или что сказал
Магомет /прим. пер./.
6/ P. G., XCIV,Col. 763-773.
7/ P. G., XCIV, Col. 1585-1595, XCIV, Col. 1335-1348.
8/ Becker, K., Islamstudien, 432-449.
9/ Laily, A., L’Influence Liturgique et Musicale de Saint Jean de Damas / Centenaire, Harissa,
1950/, 84-93; Nasrallah, J., op. cit., 150-157; Emereau, Hymnographi Byzantini, Echos d’Orient,
1923.
Свидетельство о публикации №213040200818