Горожане в тайге

              Юлька шла по улицам Города, ставшего ей родным, вдыхала его воздух, щурилась от солнца, радостно отмечая его изменения. Город строился невероятно быстрыми темпами: вырастали красивые высотные дома, высаживались деревья, и за время, пока Юлька ездила на родину, обустроился и похорошел новый микрорайон. Юлька удивлялась себе: ей приходилось жить в разных местах, и она давно поняла, что именно люди делают их родными или чужими, без людей, близких тебе по духу, ты не породнишься ни с каким, даже самым лучшим городом в мире. А тут, по крайней мере, сегодня, она наслаждалась общением именно с городом – с его улицами, площадями, домами, скверами. Было ощущение, что она после долгой разлуки вернулась домой. Да, чувство дома – вот что удивило и озадачило Юльку. Ведь приехала она сюда по распределению только на 2 года. Правда, 2 года прошло, а уезжать она пока не собирается…
              – Юльчик! – окликнул ее знакомый голос.
              – А вот и люди! – улыбнулась Юлька.
На остановке стоял Денис, парень из их турклуба.
              – Как здорово, что ты приехала! А я завтра собираюсь за брусникой. Давай вместе?
              – Конечно! – Юлька чуть не прыгала от радости. Она очень любила бродить по тайге, по сопкам, но, совершенно не ориентируясь на местности, вынуждена была дожидаться, пока кто-нибудь куда-нибудь соберется. А тут такая удача! Договорились, где встретятся утром, и Денис уехал к себе на другой конец города.
Сборы были недолгими – все походное лежало в рюкзаке. Юлька забросила туда  полбуханки хлеба, суповые пакеты и завалилась спать.
Ночью ей снилась брусника. Море брусники, и она с ножом. Он постоянно теряется, Юлька его ищет… в общем, полный бред. Утром девушка вытащила нож из рюкзака. «Нет, пожалуй, я его не возьму, а то правда потеряю, жалко будет», – подумала она. Это был настоящий охотничий нож, который Юльке проспорил на турслете один пэтэушник. Пареньку понравился Юлькин налобный фонарик, и он все хотел обменять его на что-нибудь. Девушка в шутку предложила пари: его нож против своего фонарика.
              – Спорим, что ты не выпьешь кружку воды за 10 секунд!
Мальчишка понял, что здесь кроется какой-то подвох, несколько раз переспрашивал, уточнял, примерялся к кружке, пробовал в закутке пить воду, и, так и не догадавшись, в чем секрет, принял пари. Собралась толпа болельщиков, засекли время, и парень выпил воду за 5секунд. Довольный, протянул руку за фонариком.
             – Я сказала – за 10 секунд, а ты выпил за пять, – засмеялась Юлька.
             – Ну и что? Я ведь даже быстрей выпил, чем надо! – не понял паренек.
             – А вот и не надо было быстрей, надо было за 10 секунд выпить. Понял? Именно за 10 – ни больше, ни меньше!
             Туристы хохотали, поняв суть розыгрыша, а мальчишка чуть не плакал с досады. Но нож отдал без возражений. Юлька великодушно отказалась, но парень из гордости не взял его обратно. На закрытии слета девушка нашла мальчишку и подарила ему свой фонарик. А нож так и остался у нее, на зависть одноклубникам…
             Откуда было Юльке знать, как пожалеет она о выложенном ноже!
             Сначала все складывалось удачно: великолепная солнечная погода, потрясающие осенние пейзажи горной тайги и отличная компания. Правда, «компания» состояла из одного Дениса, но он как-то умудрялся заменить собой несколько человек. Шли смеясь, болтая, останавливаясь у маленьких полянок с брусникой. Юлька бросалась собирать ягоды, а Денис лишь презрительно фыркал: «Разве это ягода? Мелочь пузатая! Вот дойдем до места, там ее море! Океан!»
             И вот, наконец, дошли до нужного поворота. Но что это? На соседней сопке паслись 3 медведя, вернее, медведица с медвежатами. Путь к бруснике был отрезан.
Сначала просто ждали, пока они уйдут, но вскоре поняли, что ожидание может быть долгим и напрасным. Юлька предложила прогнать медведей криками и шумом, на что Денис выразительно покрутил пальцем у виска. Повздыхали и решили, что пойдут туда завтра с утра, а сегодня надо искать ночлег. Но где? Охотничья избушка, в которой ребята собирались переночевать, перекрыта медвежьим семейством, а палатку они с собой не взяли.
            – Ты не очень устала? Может, дойдем до землянки, она километров за пять отсюда.
           – Конечно дойдем, не назад же возвращаться.
           И они пошли совсем в другую сторону. Пять километров вылились в гораздо большее расстояние, и пришли они туда уже в сумерках, усталые и голодные. И тут выяснилось, что топора у них нет и нарубить дров для костра они не могут. Измазавшись  смолой и чертыхаясь, они наломали хвойных веток и хватились, что никто не взял спички.
           – Ты мужик, как ты мог не взять спички?! – возмущалась Юлька.
           – Я не курю, и в общаге у нас электроплита, а не газ! – огрызался Денис. – А ты сама почему не взяла?
           – По тому же самому! А топор тоже я должна была взять, по-твоему? Может, и палатку прихватить?
           – Могла бы и прихватить, не тащились бы сюда.
Сели, отвернулись, надувшись друг на друга.
           – Ну ладно, я виноват, прости меня, дурака… Давай поедим, я взял тушенку – «Китайскую стену».
           – А я суповые пакеты, – усмехнулась Юлька. – Не хочешь пожевать? Впрочем, еще полбуханки хлеба есть.
           – Ну вот и отлично – хлеб с тушенкой. Маловато хлеба, правда, ну да завтра вечером будем дома, отъедимся. Доставай свой знаменитый нож.
           – А-а… ножа нет, – смутилась Юлька и, вспомнив свой дурацкий сон, ни к селу, ни к городу, выдала: – Ни ножа, ни моря брусники.
           Затихшая было ссора разгорелась вновь.
           Юлька демонстративно залезла в землянку, ругаясь, что никто не взял фонарик, достала в темноте свой пуховый спальник, влезла в него и отключилась. Сказывалась разница во времени и эмоциональная насыщенность дня.
           Денис некоторое время еще пытался открыть злополучную тушенку, но безрезультатно. Кто видел фильм «Спортлото-82», тот, конечно, помнит, как герои фильма мучились в подобной ситуации. А между тем, сделать это можно было очень просто: всего лишь потереть верх банки об камень, и когда края сточатся, подцепить чем-нибудь верх, и он снимется. Вся процедура занимает не больше пяти минут. Но ни герои фильма, ни герои рассказа этого не знали. В досаде зашвырнув «Китайскую стену» подальше в кусты, Денис собрал наломанный лапник, затащил его в землянку и устроил себе постель. Рассчитывая ночевать в охотничьей избушке с печкой, он взял только тонкое покрывало и теперь стучал зубами от холода, завидуя Юльке, сладко посапывающей в пуховике. В конце концов он решил, что лучше уж совсем не спать  и вылез наружу. Побегал, согрелся и пошел бродить в окрестностях землянки.
           Вдруг он услышал голоса и увидел двух человек, подходивших к ней с той же стороны, откуда пришли и они с Юлькой. Что-то в их движениях показалось парню подозрительным, и страх заставил его притаиться за кустом. Двое тоже остановились и перешли на шепот. Денис едва улавливал их разговор, но понял, что они в бегах и голодны. Именно голод заставил их остановиться у землянки, и теперь они спорили, удастся ли им тут чем-нибудь поживиться. Один настаивал на том, что нужно как можно скорее уйти подальше в тайгу, другой хотел забраться внутрь. Денис весь покрылся липким холодным потом. Что будет, если они увидят Юльку? У ребят даже палки никакой нет, не говоря уже об оружии. Никогда до этого парень не задумывался ни о какой опасности в тайге – ходили компаниями, жгли костры, орали песни, и ни разу никому в голову не пришло, что к их биваку могут выйти не только любопытные бурундуки. «Господи, только б они ушли, только б ушли!» – заклинал он, прижав руки к груди и не смея пошевельнуться.
          Между тем, второму удалось убедить товарища, что здесь им ничего не отломится, так как никаких признаков пребывания в ближайшем времени людей тут не наблюдается: ни следов костра, ни дров – полное запустение. Вот когда Денис, что называется, возблагодарил судьбу за то, что они с Юлькой забыли и спички, и топор, и нож. Страшно подумать, что могло бы случиться, разожги они костер…
Когда вдали стихли шаги непрошенных гостей, парень залез в землянку, зарылся в лапник и неожиданно для себя мгновенно уснул.

 День второй      

        Утром, выйдя «на свет божий», Юлька ахнула от изумления: все было покрыто снегом. На фоне синего неба сквозь тонкое белое покрывало снега проглядывали яркими фонариками желтые и красные листья, зеленая хвоя сосен и елей. Казалось, на ветках притаились пушистые белые зверюшки и вот-вот спрыгнут к ней познакомиться поближе. Вчерашняя размолвка уже забылась, Юлька соорудила нехитрый завтрак из хлеба и собранной ею вчера брусники и разбудила Дениса. К ее удивлению, парень был какой-то скучный, не балагурил как обычно, а все ходил вокруг землянки, будто что-то искал. Денис же пытался найти следы двух бродяг, но все было заметено снегом, и он уже начал сомневаться, действительно ли это было, или все ему приснилось. Юльке он решил ничего не говорить. Наскоро позавтракав, отправились в обратный путь.
 Медведей на сопке не было, и Денис предложил дойти все-таки до брусничного «моря». Кто же знал, что в распадке снега навалило по уши! Сначала провалился по пояс Денис, потом Юлька. Она была в резиновых сапогах, и ноги в носках из грубой шерсти, надетых на голые ступни, еще вчера начали побаливать – растерла их на каменистой тропе. Теперь же, когда набившийся снег растаял в сапогах, идти стало совсем невыносимо.
          – Я подожду тебя здесь, – сказала Юлька, примостившись у большого камня. – Ты сходи один, мне брусника не очень-то нужна, для меня главное было побродить в тайге. Денис не стал возражать и быстро зашагал вперед. Добравшись до брусничника, он понял, что шел сюда напрасно: искать в снегу ягоды было почти невозможно. Собранная брусника едва прикрывала дно бидона, а руки парня уже окоченели. Вдруг он услышал какой-то нечеловеческий вопль и бросился назад, спотыкаясь и падая. Воображение рисовало самые ужасные картины: на Юльку напали медведи и заживо… Дальше даже страшно было подумать, и Денис отгонял прочь мысли и видения. Вот, наконец, и валун, за которым он оставил девушку.
          – Юлька-а-а! – позвал Денис на бегу. Выскочившая из-за валуна девушка помчалась ему навстречу и, вцепившись в него, плакала и смеялась одновременно.
          – Ты жив! Слава богу! Я думала, тебя медведи дерут! Ты чего так орал?
          – Я? – изумился Денис. – Я услышал крик и думал, что это ты.
          – Кто же это мог быть? И где? – Ребята несколько минут прислушивались к звукам, но вопли больше не повторялись, и они пошли к поселку. Напуганная Юлька забыла о растертых ногах и почти бежала вперед. Тайга больше не казалась ей большим увеселительным парком, а за каждым деревом ей мерещилась неведомая опасность. Впрочем, скоро боль заглушила страх. Наступать на правую ногу стало невозможно, и она еле ползла, опираясь на Дениса. Тот поглядывал на часы и хмурился. На работе его уже не раз предупреждали, что еще один прогул или опоздание – и увольнения не миновать. А к автобусу они, двигаясь в таком темпе, не успеют. Юлька как будто прочла его мысли.
         – Денис, уже рудник видно, я дальше потихоньку сама доковыляю и переночую в поселке. А тебе завтра на работу. Ты еще успеешь на автобус, если поторопишься. Иди, мне уже не страшно одной.
         – Ну конечно, сейчас тебя брошу и побегу, – обиделся Денис. Как ты можешь так говорить! Вместе приехали, вместе и уедем.
 Последние километры он тащил Юльку на себе, перевесив рюкзак на живот и умудряясь при этом подшучивать и над собой, и над Юлькой. Подтащив ее к фельдшерскому пункту, который оказался закрытым, он пошел разыскивать врача.
 Юлька, сидя на крыльце,  мысленно казнила себя: спички не взяла, нож выложила, обулась как последняя дура и в итоге подвела и себя, и товарища. Не успела приехать, как тут же вляпалась в историю. Ее невеселые мысли прервала подъехавшая машина.
        – Что, Михайлыча снова нет? – (дальше последовали непечатные выражения). – Придется везти тебя в город, – обратился водитель к женщине на заднем сидении.
        – Ой, вы в город едет! – обрадовалась Юлька. – Возьмите нас с собой, пожалуйста!
        – Кого вас? Ты вроде одна здесь.
        – Да сейчас придет мой друг, он как раз врача ищет.
        – Ага, найдет он его! – иронически произнес мужчина. – Если через пять минут твой парень не подойдет – мы уедем, ждать некогда.
 Через пять минут Денис не подошел, но разговорившись с Юлькой, новые знакомые согласились подождать еще немного. Выяснилось, что буквально неделю назад в эти места забрел откуда-то тигр, и, возможно, это он задрал кого-то на сопках, чей вопль ребята сегодня слышали.
       – Тигры в Красной книге, убивать их нельзя, а что прикажешь делать, если они к поселку подберутся?
 В этот момент показался Денис, не нашедший врача, но договорившийся о ночлеге.
       – Ну наконец-то! Поехали! – завел мотор водитель.
       – Ой, мужик! Пожалуйста, заедем за моими вещами! Я тебе банку «Китайской стены» дам, – попросил Денис.
       – Да я из этой тушенки сам могу китайскую стену выложить дома, – захохотал водитель, но все-таки согласился заехать за рюкзаком.
 Денис заскочил в небольшой симпатичный домик и вылетел оттуда с баночкой какого-то зелья.
       – Вот, держи – это целебный бальзам для тебя, – протянул он баночку Юльке. – Сказали, пару раз помажешь свои ноги и будешь плясать. – И с чувством исполненного долга Денис плюхнулся на сидение рядом с водителем.
       – А где же твой рюкзак? – удивился тот.
       – Ой, балда! Вещи-то я оставил! – растерялся Денис. – Подожди минутку, я мигом! – И снова помчался в дом.
       Всю дорогу хохотали, вспоминали разные смешные случаи и приехали в город закадычными друзьями, обменявшись адресами и клятвенно пообещав заезжать друг к другу в гости. Бальзам действительно оказался чудодейственным, и вскоре Юлька и думать забыла о своих ранах, но никогда больше не надевала в дорогу вязаные носки на голые ноги. Денис же так и не рассказал никому о ночном происшествии, но никогда больше не ходил в тайгу с компанией меньше пяти человек.
               


Рецензии