Бедные Ли

На каникулах захотелось почитать нечто лёгонькое. Попались небольшие повести почти десятилетней давности от Юрия Полякова, объединённые в книжку «Возвращение блудного мужа». Собственно, это название первой истории, к ней прилагаются ещё «Красный телефон» и «Подземный художник».

Банальные блуждания сорокапятилетнего Александра Михайловича между родным сексуально-бытовым объектом под названием «жена Татьяна» и служебно-романтической загадкой «секретаршей Инной» меня не очень порадовали. В общем, типичные игры взрослого мальчика. Социальный антураж, окружающий героя, впрочем, показался интересным: Поляков умеет подметить забавные детали отечественного житья-бытья, особенно околотворческой братии, которую он видел, что называется, во всех видах. Местами повесть напомнила о его же «Козлёнке в молоке», которую советую прочитать тем, кто с нею пока не знаком.

Две другие повести, вошедшие в сборник, показались мне в чём-то родственными. Во-первых, автор предпринял попытку посмотреть на мир женскими глазами – в центре сюжетов молодые героини, Лиза и Лида (назову-ка их обеих Ли, идя по стопам мужа красавицы Лиды). Во-вторых, обе Ли вышли замуж за богатеньких деятелей и обе в результате остаются ни с чем и ни с кем. Сами сюжеты пересказывать не буду – они довольно прочно и просто сколочены, читаются легко и с доверием. Но главное, что объединяет эти истории – попытка Полякова выступить не сатириком исключительно, а лириком. Эти Ли, совершенно очевидно, ему симпатичны и как-то связаны с персональным видением женской идеальности. Сказать же, что получились они у него с вразумительными характерами, при этом невозможно. Впрочем, все подозрения мужчины о женском характере нередко сводятся к двум категориям: меланхолическая красавица и разбитная озорница. Наши героини как раз относятся к первой. Бедные Ли, несчастные: то ли любят мужей, то ли нет, то ли рады жизни, то ли совсем наоборот.

8 января 2011 года


Рецензии