Санька при дворе князя Владимира. Глава 30

Глава 30

Где Глеб ведёт себя неожиданно, а новости с Родины не сулят покоя

Наша ночная пробежка по городу взбудоражила весь Минск. В окнах появлялись зеваки, открывались двери, нам вслед смотрели десятки любопытных глаз. Оно и не удивительно — не каждый день увидишь дюжину мужиков, несущихся по тёмной улице галопом.
Ко дворцу мы подбежали через пять-десять минут. Двери были закрыты изнутри и это было крайне подозрительно. Игнат не стал стучаться и ждать ответа:
- Построились, ребята! - скомандовал он.
Выстроив нас наподобие тарана, Игнат дал отмашку, после чего мы мощно и синхронно врезались плечами в массивные двери. Непонятно, что хрустнуло сильнее — наши плечи или толстые деревянные доски, обитые железными полосками.
- Нет, это не дело, - я скорчился от боли, ведь плечо, отбитое Булгаком, ещё не отошло, - надо попробовать в окно.
Мы пошарили глазами по стенам и обнаружили, что окна без решёток есть только на втором этаже. И тут же приступили к гимнастическому упражнению под названием «пирамидка» - внизу встали четверо воинов, на них взгромоздилось трое, затем двое... Честь запрыгнуть в окно выпала мне и Игнату. И почему мне? Вроде по «махательным» способностям я далеко отстаю даже от среднего дружинника.
Пока мы бежали по коридорам и лестницам вниз, адреналин так и шпарил в крови. Я давно заметил, что во время большой опасности можно сильно, до паники испугаться, но лучше всего направить адреналиновый кураж на какие-то отчаянно смелые поступки. Конечно, это неправильно, но я настолько пуглив, что по иному не умею. Вот Игнат с одинаково пофигистичным лицом скачет на лошади и бьётся с чужаками. Наверное, для него это работа...
- А-ах! - выдохнул Игнат, бегущий впереди меня.
Я узрел, что половина коридора занята бьющимися между собой воинами. Я не сразу разглядел в этой каше, что князь и два его телохранителя были в явном меньшинстве. Андрей и Василько были изранены — у одного текла кровь по плечу, другой пошатывался, контуженный приличным ударом в голову. Бился и сам князь. В свои 62 года он двигался почище всякого молодого парня. Но и ему было сложно — на лбу уже выступила испарина, а дыхание сбилось.
Ещё несколько минут и всё будет кончено. Ведь против них — человек десять, не меньше. Откуда их столько повылазило?
Игнат не стал рассуждать, а с ходу мощно врубился в тыл лазутчикам. Один из нападавших рухнул на землю с раскроенным черепом, а наш супермен размахнулся для второго удара. Но на этом эффект неожиданности кончился. И на Игната набросились трое. Тем более, что они всё равно почти не принимали участие в битве из-за узости коридора.
И тут на меня напал ступор. Я понимал, что нужно что-то делать. И не мог решиться. Вот это как раз тот случай, когда чуть-чуть запоздаешь с решением — и уже страшно. Мне было жутко влезать в бой, бежать туда, где дрались остро наточенными метровыми мечами. С детства боюсь колюще-режущих предметов, особенно в руках неадекватных лиц. Я дёрнулся было, чтобы побежать открыть дверь нашим, но понял, что не успею — лазутчики были прекрасно подготовлены и Игнату пришлось несладко.
- За Родину! - заорал я почему-то голосом актёра Джигурды и кинулся в свалку. А затем почему-то прибавил:
- За Сталина!
Мой меч со звоном встретился с мечом противника. Да, доложу вам, это не на палках биться, да не в исторических клубах имитировать драки. Простите за мой французский, но очко играло со страшной силой. Видимо от этого моя обычно замедленная реакция разогналась по максимуму. Вражеский воин сразу же начал атаковать. Раз! Я отбил меч вниз, потом боковой выпад, затем он размахнулся сверху... И тут мой соперник рухнул на пол — шустрый Игнат попотчевал его по спине.
Тут слева раздался стон. Я оглянулся и увидел, что Василько припал на одно колено. Он продолжал биться, но положение было критическим. В этот самый момент двери в конце коридора распахнулись и оттуда выбежал князь минский собственной персоной. Я, если честно, порядком струхнул, ожидая, что с князем идёт солидное подкрепление. Но князь был один, к тому же он не вытащил меч, а бежал к нам без оружия. Что за дела такие? Тем временем на меня навалился второй ратник. Этот был не такой резкий, но зато сильный как гидравлический домкрат. Когда он бил, я с трудом отражал его неистовые удары.
- А ну прекратите сейчас же! - закричал Глеб.
Интересно, кому это он? Нам? Ага, щас, мечи опустим и шейки подставим...
- А ну-ка, отстаньте от князя и его друзей! - приказным тоном отчеканил Глеб. - Я вас о такой услуге не просил и не собирался!
Воины растерянно опустили оружие. Воцарилась пауза похлеще, чем в «Ревизоре».
Глеб подошёл к Мономаху и приложил руку к сердцу:
- Не подумай, Владимир, что это я послал душегубцев. Не по сердцу мне такие деяния — всегда я честно жил, да неприятелей в открытом бою давил...
Глеб внезапно сорвал маску с одного из стоявших в растерянности воинов.
- Адам? Кто тебя надоумил на такое?
Воин потупился, всем видом показывая, что не может говорить.
- Все снимаем маски! - крикнул Глеб. - Али думаете, что втайне такое от меня удержите?
Ратники принялись играть в «открой личико, Гюльчатай». Князь, тем временем, взял в оборот Адама:
- Коли не скажешь, кто такое придумал, велю тебя казнить, как зачинщика!
Адам побледнел, после чего нехотя выдавил:
- Боярин твой, Алесь, это задумал. Да Булгак-жрец нас благословил.
Тем временем Адам скосил глаза в мою сторону и отпрянул:
- Вот сила нечистая! Как ты из погреба вылез?
- А вылез я для того, чтобы из-под земли тебя достать! - я вытаращил глаза и стал ими вращать.
Эффект был чрезмерным: Адам сел на корточки и закрыл голову руками. Честно говоря, я хотел просто пошутить, но, пожалуй, хватил лишнего...
...Спустя час всё в Минске было приведено в движение. Набежало видимо-невидимо ратников — и наших и местных. Даже ночующие в степи войска набились за стену до упора.
Глеб хотел казнить боярина Алеся, но Мономах его отговаривал:
- Ежели за меня мстишь, то не нужно. Душа у человека — от Бога. И не нам судить, жизни лишать.
Глеб лишь отмахнулся:
- Добрый ты слишком. Эдак у меня завтра бояре начнут за меня всё решать. Ишь, чего удумали — подлянку от моего имени сотворить! А чтобы эти мыслители с войском снаружи делать стали? Да за такие проступки твои воины город бы с землей сравняли!
Покойного Булгака достали из погреба, а я, глядя на это, вспомнил жуткие минуты, проведённые под землей. Пока суд да дело, князь рассказал мне, как сперва они бились с тремя лазутчиками, а потом из тайного хода вылезло ещё семь человек.
- Ты не обиделся, чай, на меня? - спросил прозорливый Мономах. - Без лица совсем ушёл с нашего совета княжеского.
Я со стыдом признался во всём. Князь укорил:
- Не всегда удобно с князьями в присутствии других говорить, вот и попросил я тебя выйти. А в остальном... Не верь всему, что бес нашёптывает, борись!
...Андрея с Васильком перевязал Микола-лекарь. Уникального старика, про которого Мономах рассказывал мне в самом начале нашего знакомства, взяли с собой в поход вместе с целой телегой снадобий и целебных травок. Микола и впрямь был со странностями — дико косил глазом на окружающих, что-то бормотал себе под нос, а иногда поднимал лицо к небу и принимался булькать горлом. Зато и лечил отменно — многие воины были обязаны старому чудаку жизнью и здоровьем. У них ведь тут как — антисептиков нет, противостолбнячные уколы никто не сделает. Вот и мрут люди от элементарных ран, особенно если повреждена голова или брюшная полость...
...Не желая более оставаться в Минске, князь велел сбираться поутру в обратный путь. С Глебом попрощались довольно тепло:
- Не будем воевать, Глеб! - Мономах внимательно посмотрел в глаза своему коллеге. - Стрелы в колчане легче сломать по одной...
...К вечеру мы вновь были в том самом лесу, в котором ночевали перед штурмом. Обратно ехать было легче — все предвкушали отдых после похода и мечтали хоть чуток пожить мирно.
К обеду следущего дня эти мечты рассыпались в прах. Мы встретили гонца, который закричал ещё издали:
- Спешите, ратники! Половцы разоряют русские селения!
Князь, как и все остальные воины, был не готов к такому повороту событий. Так хотелось хоть немного вздохнуть мирного воздуха... Никогда раньше не думал, что приключения и походы могут надоесть хуже горькой редьки.
Когда гонец рассказал обо всём подробно, выяснилось, что не всё так фатально. Половцы и впрямь напали на русские селения на реке Северский Донец, которая в моё время протекает в Харьковской области. Мономах со вздохом облегчения принял эту весть:
- Я-то уж думал, что поганые опять к Киеву подбираются...
- Не посмеют они, князь-батюшка, - улыбнулся Игнат, - одного имени русского они теперь боятся. Крепко мы им по шее наложили пять лет назад!
- Ох, не похвалялся бы ты, Игнат, раньше времени! - закивал головой князь. - Народ это тёмный, неожиданный. Никогда не знаешь, что они выкинут в следующий раз...
Гонец, прибывший из русских селений на границе Дикого поля, загнал двух коней, пока добрался до нас. Половцы, по его словам, давно начали хулиганить в этом районе, но до недавнего времени до прямых столкновений не доходило. Но вот когда здесь прошёл богатый товарами караван под сильным конвоем из Трапезунда Византийского, произошла кровавая стычка — и русский пограничный отряд принял в этом бою самое горячее участие... Месть была скорой и страшной — близлежащие селения русских просто сожгли, а оставшихся в живых увели в степь, в рабство.
- Опять они нам кровь портят, - стиснул зубы князь, - да людей наших в полон берут! Только торговый путь наладили, с аланами замирились. Богатеть бы людям да Земле Русской, жить бы в мире! Ну что за люди такие? Вроде клятвы давали, бумаги подписывали, братались... Всё без толку!
Настроение войска было изрядно подпорчено. Вместо родного дома, объятий жён и детей всем виделись теперь половецкие полчища. Игнат, видя что все приуныли, нарочито громко запел весёлую песню. Как ни странно, деланное веселье превратилось в настоящее — вскоре огромное войско слаженно и громко горланило песни. Но я шёл молча — дико хотелось домой, причем, желательно, живым. А грядущие сражения с половцами вновь грозили мне смертью на чужбине. Как бы я хотел сейчас оказаться в посёлке Дальний, в тех самых гаражах, ночью! По сравнению со здешними опасностями давешние гопники — просто пушистые котята...

Продолжение: http://www.proza.ru/2013/04/05/1466


Рецензии