Кочис. Сражения в Нью-Мексико
Естественно, процесс золотодобычи не мог не отразиться на жизненном укладе чихине, которые стали оказывать американцам сопротивление. Чихине нападали на шахты, угоняли лошадей и скот.
В декабре 1860 года группа шахтеров во главе с Джеймсом Тэвисом, старым знакомым Кочиса, недалеко от старого форта Вебстер совершила нападение на группу чирикауа из бэнда чихине. Шахтеры убили четверых индейцев и тринадцать из них пленили. В январе 1861 года чихине Мангаса Колорадоса пришли в Мимбрес, надеясь освободить своих людей, но попытки оказались безуспешными, после чего Мангас и бедонкоэ ушли в Аризону, где присоединились к военным отрядам Кочиса. Вожди чихине Викторио, Ринон и Чабнос рассчитывали мирным путем договориться с военными и освободить захваченных шахтерами соплеменников. С этой целью они прибыли в форт Маклэйн. Майор Линде беседовавший с вождями, был заинтересован в восстановлении мирных отношений с чихине, тем более он имел на то особые указание командования: «Примите все меры по обузданию агрессии поселенцев в отношении индейцев. В то же время старайтесь сдерживать от подобной враждебности и индейцев».
Доверившись Викторио, пораженный его искренностью, Линде отпустил заложников, после чего через неделю чихине увели весь скот из форта. Линде сетовал по этому поводу: «Не понимаю, что явилось причиной их агрессии, они, как и всегда регулярно получали от нас рационы».
Объединенные отряды чихине и чоконен в начале июня осуществили рейд на восток в Нью-Мексико. Кочис и Мангас стали лагерем у Пика Кук, который апачи называли Дзил-тана-тал (Гора Держащая Свою Голову Гордо). Пик Кук считался у американцев наиболее опасным местом на пересечении путей юга Аризоны и Нью-Мексико, так как там имелись многочисленные водные источники, и караваны невольно шли через это место и останавливались там для того, чтобы отдохнуть и пополнить запасы воды. Между 1861 и 1863 годами, от рук апачи здесь погибло около ста человек американцев. Путешественники оставили жуткие и болезненные описания этой местности: «На всем протяжении пути одни разбитые фургоны, множество могильных холмиком из камня, на которых возвышаются человеческие черепа. Вдоль дороги валяются человеческие кости». Отсюда Кочис и Мангас решили наносить удары по шахтам в Пинос Альтос и Месильи.
3 июня апачи устроили засаду у Пика Кук, в которую угодил обоз Элсбурга. Индейцы убили двух погонщиков и захватили двух мулов.
В середине июня апачи напали на Пинос Альтос и разгромили шахтерский лагерь в трех милях от города, одного человека убив, а другого ранив.
Агент по делам апачи доктор Стек признавал: «Конфликт с индейцами разгорелся с такой силой, что я не в силах что-либо предпринять. Пройдет еще много месяцев, прежде чем присутствие агента здесь вновь станет необходимым». Он был прав, за исключением одного, что понадобилось годы.
В начале июля газета «Миссури Рипабликэн» распространяла слухи о якобы покинутых шахтерами шахтах в Пинос Альтос. Но на самом деле шахты не были заброшены. Обосновавшиеся там золотоискатели, наоборот, представляли для воинствующих чирикауа серьезную силу. Шахтерам удалось провести несколько эффективных нападений на их поселения в Нью-Мексико. В ответ, апачи почти полностью блокировали движение на тракте от Месилья до Тусона, вынудив гражданское население покинуть район, а шахтеров остановить разработки.
В этом же месяце апачи численностью от ста до двухсот человек в каньоне Кука напали на семерых служащих Баттерфилдской Почтовой Компании, которые перевозили почту в Калифорнию. Индейцы напали внезапно. Томас Фримэн распорядился направить фургон вверх на возвышенность. Достигнув вершины холма, американцы достали из фургона воду, ружья и боеприпасы, потом спустили фургон вниз, в надежде, что это удовлетворит индейцев.
Но индейцы не отступили, и продолжили осаждать, засевших за бруствером из камней американцев. Апачи вели беспрерывный огонь по противнику, не давая тому высунуться из укрытия. В итоге индейцы убили всех семерых мужчин. Четверо мертвых потом были найдены за бруствером, трое других в нескольких ярдах от него. «Вся земля возле бруствера была изрыта пулями. Камни и скалы вокруг имели множество отметин от пуль, кругом валялось раскуроченое оружие. В единственном дереве, росшем в ста пятидесяти ярдах от бруствера, мы насчитали одиннадцать пулевых отверстий. Все тела бедняг обнажены, их кончали выстрелом в голову. Ужас, хищные птицы успели выклевать мертвецам глаза!», – вспоминали Дагуэре и Табаулт после того, когда побывали на месте происшествия.
Позднее Мангас Колорадос якобы признавался Джеку Свиллингу, что в том бою в каньоне Кука, апачи потеряли двадцать пять воинов убитыми. По словам Свиллинга Мангас говорил: «Если бы апачи были также смелы как эти несколько белых мужчин, то он смог завоевать бы весь мир».
Сами понимаете уважаемый читатель, что оценка доблести американцев, вложенная в уста Мангаса не что иное, как явный вымысел. Видимо Свиллинг плохо разбирался в психологии апачей.
Оури, например, впадал в другую крайность, утверждая, что Кочис говорил о потере 175 воинов и также восхищался поверженными американцами: «С двадцатью пятью таким мужчинами я мог бы приступить к завоеванию Соединенных Штатов».
Подобные преувеличения имеются и в других первоисточниках. Мы же знаем одно, что ни Кочис, ни Мангас, никогда не допустили бы такого количества жертв со своей стороны. Если один, а иногда и три воина апачи погибали в начавшемся бою, их вожди командовали отступление, и это было правилом. Лидеры индейцев, в отличие от белых военачальников никогда не превращали своих бойцов в пушечное мясо. Индейцы ценили свою жизнь, и относились к ней бережно, ибо она дарована Великим Духом.
После боя в каньоне Кука чирикауа ушли в Мексику на север Чиуауа. Несколько источников указывают на то, что Кочис тогда пришел в Ханос, чтобы залечить раны своего сына Тазы. Там же апачи сбыли золото, получив в замен боеприпасы. Информация, поступаемся из Фронтераса также указывала на присутствие враждебных апачи в Чиуауа: «Апачи Кочиса торговали своей добычей в Ханосе и Корралитосе захваченной у американцев».
Пополнив провизию, залечив раны и, насытившись рационами с подачи заботливого Зулоаги, апачи Кочиса и Мангаса в августе вернулись в Нью-Мексико к пику Кука. Зулоага перекрестился и возможно благословил их на новые набеги, в которых апачи добывали для него золото.
Свидетельство о публикации №213040301519